Урок литературы в 7 классе «Последнее слово произносит поступок» (По рассказу Ю.П. Казакова «Тихое утро»)
Урок литературы в 7 классе на основе гуманно-личностной педагогики Ш.А.Амонашвили
«Последнее слово произносит поступок»
(По рассказу Ю.П.Казакова «Тихое утро»)
Цель для учителя: создать условия, чтобы личность продвинулась в своём внутреннем становлении: и нравственно-духовном и познавательном смысле.
Цель для учащихся: научить детей разгадывать тайны слова, тайны текста Ю.П.Казакова «Тихое утро», чтобы возникли доброе отношение к окружающим, ответственность за свои поступки и гордость за человека.
Задачи:
Личностные УУД:
- развивать эмоциональную сферу учащихся через отношение к героям рассказа и через описание природы,
- воспитывать внимательное отношение к людям, доброту, любовь к ближним и природе;
- создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их материально-творческих способностей;
- формировать умение строить речевое высказывание, умение следить за ходом мышления;
- формировать умение составить характеристику героев произведения.
Метапредметные УУД:
- искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
- формирование информационной компетенции работы с текстом,
Коммуникативные УУД:
- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
- учить постановке цели работы,
- учить самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, тексты для анализа, музыка классическая.
Эпиграф урока: «Добрый человек из доброго сердца своего выносит доброе…» (Евангелие от Луки)
Ход урока
I. Организационный момент. Вызов (1-2 мин)
- Здравствуйте, ребята! Давайте попробуем произнести это слово, прекрасное слово с любовью и улыбкой, ти-и-и-хо, ти-и-и-хо. Здравствуйте, ребята! Ой, как прекрасно! А теперь закройте глазки. Глазки закрыты. Я впервые пришла в вашу школу, прекрасную школу, и мне захотелось провести с вами урок. Но без вашей помощи у меня урок не получится. У меня к вам просьба. Скажите самому себе в сердце: «А мы поможем тебе, учитель. Поможем, чтобы урок состоялся.»
- Послушайте, пожалуйста, что я попрошу и предложу. Вы ученики. А давайте на этот раз каждый из вас станет учёным, учёным известным. Каждый из вас мыслитель, открыватель новых тайн жизни. И сегодня исследуем важную проблему.
И вообразим ещё, что все вы вместе составляете научно-исследовательскую лабораторию. Все мы сотрудники этой лаборатории. Мы коллеги. Скажите самому себе, пожалуйста: Я- мыслитель… Не торопитесь. – Я известный учёный. Люблю открывать тайны. Дарите эти слова самому себе. Спасибо. Открыли глазки. Улыбнитесь, пожалуйста друг другу. Ой, какие хорошие! Садитесь.
II. Выход на тему, цель и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3-5 мин)
А. Определение темы урока, его цели и задач.
- Мы с вами в воображаемой лаборатории будем исследовать, разгадывать тайны, то мы должны прийти к определённым выводам. Да? Интересно, а где учёные фиксируют свои мысли, выводы, свои истины? (Ответы учеников). Мы же с вами учёные, значит, мы тоже должны вести свой дневник наблюдений, дневник хода нашего исследования. Согласны?
- А что ещё нужно для исследования?
- Правильно, для исследований нам нужен материал какой-то. С материалом-то нам кто поможет? Да, Юрий Павлович Казаков рассказом «Тихое утро», с которым вы уже познакомились дома.
- Для работы мы должны определиться с темой. А тему определить сможем, если вы поможете правильно перевести высказывание американского кинорежиссёра, сценариста Аль Пучино (Альфреда Джеймса Пучино). Он, конечно, перевёл его на русский язык, но американец не учёл особенностей нашего языка. Надеюсь, вы хорошо разбираетесь в тонкостях русского языка, и поэтому с переводом у вас не возникнут проблемы.
- Вот посмотрите, сейчас я вам объясню условие нашей работы. Слушаем внимательно, чтоб потом не задавали лишних вопросов.
- Вот сверху вы видите высказывание на английском языке и его перевод, точнее набор слов по порядку («The last word pronounces the deed. - Последний слово произносить поступок»). Мы должны построить одно целостное высказывание на русском языке так, чтобы не переставлять слова, не добавлять ни одного слова, не убавить слова. Можно только менять грамматическую форму слова и применять смысловые знаки при необходимости. Это поняли?
- Итак, что же получится у нас? (Последнее слово произносит поступок…)
- Что же мы изменили в переводе? (Мы изменили форму слов «Последний» - «последнее», «произносить» - «произносит»).
- Молодцы. Кроме того нам понадобится какой-то смысловой знак. Где и какой знак? (Многоточие в конце предложения. Да, знак, который наталкивает нас на размышления. Это знак недосказанности…)
- Итак, какую тему мы будем с вами исследовать? («Последнее слово произносит поступок»).
Б. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы с вами искатели, учёные, мыслители. Я объясню гипотезу. А что такое гипотеза? (Гипотеза – это предположение, которое или подтверждается, или опровергается. Если мы поищем и найдём доказательства истинности данной гипотезы в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро», значит, она правильная. Тогда эта гипотеза станет истиной – это и станет знанием. А теперь это только гипотеза, а вдруг не так.)
- Итак, предположим, что не всегда слова могут весить больше, чем поступки, и потому о человеке лучше судить по его делам, чем по словам. Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, что мы будем делать в нашей лаборатории? (Проанализируем рассказ «Тихое утро», охарактеризуем главного героя Яшку, его друга Володю и их поступки.)
- Молодцы! Вот вы и определили тему, цель и задачи нашего урока. А что же явится следствием такой работы? Какое задание вас ожидает дома? (Написать сочинение по проблеме данного текста).
- А теперь откроем тетради. Запишем дату, тему и эпиграф к нашему уроку.
В. Работа над эпиграфом
- Теперь обратите внимание на эпиграф.
- Как вы думаете, какое значение имеет эпиграф? Как он связан с темой?
- Какие слова в нём являются ключевыми, самыми важными?
- Значит, о каких поступках человека идёт речь?
III. Основная часть урока. Осмысление
А. Словарная работа по тексту
- Вот вы дома самостоятельно познакомились с рассказом Ю.П.Казакова «Тихое утро». Какое впечатление произвёл рассказ? Что осталось непонятным?
- Какие слова вызвали у вас смущение? С какими словами вы встречались редко, а может, и не встречались они вам?
Рига – 1. Крытое строение с печью для сушки льна или хлеба;
2. Обычный сарай.
Косарь – большой тяжёлый нож, который делается из обломков косы.
Шик – разг.; сокращение от «шикарный».
- Подберите к этому слову синонимы. Какие близкие слова можно подобрать к нему? (прекрасный, превосходный, роскошный).
Бадья – прочный и удобный большой круглый деревянный сосуд, похожий на ведро. Обычно вместимостью 24 литра, в два ведра.
- Как вы думаете, смог ли автор обойтись без этих слов в рассказе? (Да, разумеется. Он мог вместо них употребить более часто употребляемые нами слова, но он оставил эти же слова.)
- Почему? Какую роль они играют? (Эти слова, диалектные, разговорные, заинтересовывают читателя, делают героев особыми, речь делают близкой к народной, яркой, помогают точно описать время и место событий…)
Б. Работа над анализом текста: беседа по вопросам
- Мои юные мыслители, как вы думаете, к кому из героев больше всего подходят слова «Последнее слово произносит поступок…»? Поясните свою мысль.
- А ещё какие герои встречаются в рассказе «Тихое утро»?
- Докажите, что «Тихое утро» относится к жанру рассказа.
В. Работа в группах. (5 мин)
- А теперь мы разделимся на 3 группы: 1 группа будет наблюдать за природой в тексте. Как называются учёные, изучающие природу? (Биологи). Учёные 1группы будут юными биологами. 2 группа – психологи. А чем занимаются психологи? (Правильно, психологи раскрывают тайны души человека, поведение, поступки…) Вторая группа будет у нас «Психологи - Я», а третья группа – «Психологи - В». Как по-вашему, что означают буквы Я и В? (Психологи – Я будут характеризовать Яшку, а В – Володю…)
Задания для группы «Биологи»
1. Как начинает свой рассказ «Тихое утро» Ю.П.Казаков? Как вы думаете, почему автор включает в рассказ описание тумана? Какие ассоциации, чувства вызывает у вас слово туман? О чём предупреждает туман, что он предвещает в рассказе?
2. Какие средства художественной выразительности использует автор, когда говорит о тумане? Найдите эти средства в тексте, определите их роль.
3. Найдите описание омута (реки). Какие средства использует Ю.П.Казаков при их описании. Как по-вашему, что хотел сказать автор этими средствами?
4. Замечают ли, понимают ли рыбаки предостережения природы? Почему?
5. Найдите описание природы в финале рассказа. Какое чувство вызывает у вас пейзаж в финале?
Задания для группы «Психологи - Я»
Составьте связный рассказ о Яшке, включив в него цитаты из текста и ответив на вопросы:
1. Как просыпается Яшка, как выглядит? Его внешний вид, настроение. Во что он одет?
2. Поведение Яшки по дороге к реке. Почему он сердится, злится на Володю, презирает его? Подтвердите свои ответы примерами из текста.
3. По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Как это его характеризует?
4. Как ведёт себя Яшка в минуту опасности? Действительно ли Яшка злой, каким он показался по дороге на рыбалку? Что помогает понять, какой на самом деле Яшка: слова, злые, презрительные, язвительные, или его поступки?
5. Как объяснить, что Яшке после того, как всё кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бедного, испуганного, страдающего лица Володи?
Задания для группы «Психологи - В»
Составьте связный рассказ о Володе, включив в него цитаты из текста и ответив на вопросы.
1. Как просыпается Володя, как выглядит? Его внешний вид, настроение. Во что он одет?
2. Поведение Володи по дороге к реке. Почему он робеет, чему завидует? О чём мальчики разговаривают по дороге на рыбалку? Подтвердите свои ответы примерами из текста.
3. Как ведёт себя Володя в минуту опасности? Почему?
4. Почему Володя, как и Яшка, заплакал, когда уже беда миновала?
5. Какие лучшие черты характера в Володе вы отметили?
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
А. Работа по принципу (приёму) «Круги на воде»
- Как вы думаете, что же лежит в основе поступка Яшки? (Благородство, доброта, честь, радость, сердце…)
- А теперь внимательно посмотрите на следующий кадр и дополните недостающие буквы.
| | | | | | П | р | е | д | а | н | н | о | с | т | ь |
б | л | а | г | О | р | О | д | с | т | в | о | | | | | |
| | | | | | С | о | в | е | с | т | ь | | | | |
| | | ч | е | С | Т | ь | | | | | | | | | |
| | | | | Д | У | ш | а | | | | | | | | |
| | | т | е | Р | П | и | м | о | с | т | ь | | | | |
| | д | о | б | Р | О | т | а | | | | | | | | |
| | | | | С | К | р | о | м | н | о | с | т | ь | | |
- Так что же должно лежат в основе поступка человека?
- Смотрим на следующий кадр. Эти слова, с которыми мы только что встретились, хотят жить в предложениях. Вставьте в данные предложения близкие по смыслу слова, чтобы получились верные утверждения.
1. Чистая ……. – мерило наших деяний. (Совесть)
2. Ум и храбрость – звук пустой, если ……… забыта. (Преданность)
3. …… - это готовность действовать наперекор собственным интересам. (Благородство)
4. Подлинная ..…….. вырастает из сердца человека. (Доброта)
5. Во всём надо соблюдать меру, даже в ……….(Скромности)
6. Красота мира начинается с красоты …….. (Души)
7. Приучи свой разум к сомнению, а сердце к ……….. (Терпимости)
8. ………. дороже жизни. (Честь)
Б. Работа в группах.
- Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов. Заглавие– «Последнее слово произносит поступок» (или «Добрый человек из доброго сердца своего выносит только доброе»).
- Попробуйте составить связный текст на основе тех смысловых понятий, которые вы вложили в это слово все вместе.
По истечении времени 1 человек от каждой группы отчитывается о работе.
В. Вывод
- Почему рассказ называется «Тихое утро»?
- Какова идея текста Ю.П.Казакова? Как вы думаете, действительно ли последнее слово произносит поступок?
- В подтверждении вашей мысли, прочитаем эпиграф к уроку.
«Добрый человек из доброго сердца своего выносит только доброе»
- Теперь наши листы исследований склеим вместе, и у нас получится дневник наблюдений.
V. Домашнее задание (по выбору):
Написать сочинение на одну из тем:
1. «Последнее слово произносит поступок…»;
2. «Что такое поступок?»;
3. «Добрый человек из доброго сердца своего выносит только доброе».
VI. Рефлексия и оценка знаний (рефлексия «Я хочу сказать»)
- Пришло время подвести итоги, что узнали и как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность.
- Ребята, по кругу высказываемся одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось …
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило…
14. Урок дал мне для жизни…
15. Мне захотелось…