12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Миргалеева Наталья Владимировна61
Учитель химии высшей квалификационной категории
Россия, Татарстан респ., Казань
2

Последний герой.Физические явления в химии



Урок в 8 классе по теме «Последний герой. Физические явления в химии»

Технологическая карта интегрированного урока.

Тема урока: «Физические явления в химии».

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Вид урока: интегрированный, проблемный урок.

Форма урока: урок – игра, исследование.

Используемые технологии: ИКТ, ПДО (проблемо- диалоговое обучение).

Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, магниты, карточки с названием неоднородных смесей.

На ученических столах- острове: таблицы для обобщения работы, ручки или маркеры, таблички с названиями столов «Залив «Жидкий», «Мыс «Газообразный», «Полуостров «Твердый», клеенка, оборудование:

Залив «Жидкий»

Полуостров «Твердый»

Мыс «Газообразный»

Стакан с водой, стакан с речным песком/почвой.

Чистый стакан, стеклянная палочка

Готовая смесь вода с речным песком/ почвой в стакане. Чистый стакан.

Штатив с кольцом.

Воронка с бумажным фильтром.

Чистый стакан. Стеклянная палочка.

Магнит.

В чашке Петри смесь серы и железа. Шпатель.

Круглый лист фильтровальной бумаги.

Чистая чашка Петри


У каждого ученика: Маршрутный лист, название смеси.

мыс «Газообразный»,

среда газообразная

залив «Жидкий»,

среда жидкая

полуостров «Твердый»,

среда твердая

1.туман,

2.дым,

3.смог,

4.пыль в воздухе

1.глина в воде

2.реч.песок в воде 3.мыльная пена

4.молоко

5.майонез

6. суп

7. постное масло в воде

8. нефтяная пленка в воде

1.пемза

2.пенопласт

3.влажная почва

4.гранит

5.соль с сахаром

6.порошок серы с железными стружками




Методы: - словесные – рассказ учителя, беседа; - наглядные – использование презентации, художественных образов (рисунки);

- практические – лабораторные опыты; - проблемно - диалогические – постановки проблемы (побуждающий от проблемной ситуации диалог), поиска решения (подводящий от проблемы диалог).

Приемы: проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, постановка проблемных вопросов.

Формы работы: фронтальная, в группах, индивидуальная.

Образовательные результаты:

Личностные: умение учиться, соблюдать правила ТБ при работе с хим. реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметные: умение логически мыслить, сравнивать, использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций, выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, выполнять самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результату, участвовать в продуктивном учебном диалоге, умение работать в паре, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные: умение давать определение понятиям «чистое вещество, смесь », «смеси однородные и неоднородные», «отстаивание декантация, фильтрование, флотация, действие магнитом»; выявление зависимости в ряду «физические свойства веществ- способ разделения смесей», применение физических явлений для разделения химических веществ.


Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя/ Текст учителя

Планируемая деятельность учащихся

Планируемые результаты обучения

Предметные (по таксономии Б. Блума)

Метапредметные

Организационный момент. Мотивация уч-ся.

3 мин

Обеспечивает мотивацию, создает эмоциональный настрой. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Сл 1 Девизом нашего урока предлагаю выбрать слова художника и инженера –механика (с которым некоторые сравнивают сегодня Д.И.Менделеева) Леонардо да Винчи: «Теория – это полководец, а эксперименты – солдаты». Музыка

Сл2 Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены в разных частях необитаемого острова, на котором есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс- чистая вода!

У каждого из вас есть Маршрутный лист, в котором вы будете фиксировать свои действия на необитаемом острове. Подпишите его.





Слушают заставку







Подписывают М. лист!

Понимание роли теории в науке и эксперимента.

Мотивация к учению.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Актуализация знаний.

9 мин (3+3+3)

Формулирует задания. Организует само- и взаимоконтроль. Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Контролирует выполнение заданий. Подводит учащихся к выводам по итогам актуализации знаний.

Для выживания на острове необходимо обладать некоторыми химическими знаниями. Давайте вспомним, что мы знаем о веществах и смесях:

Сл 3

1.Чистые вещества и смеси. Первый вариант выписывает вещества, второй - смеси:

кислород

поваренная соль

вода дистиллированная

сплав сталь

сплав дюралюминий

гранит

туман

молоко

дым

углекислый газ

Газ азот

алюминий

Контроль- cамооценка- сверка по эталону.










Ответ 1:

Ч. в-ва: кислород, углекислый газ, алюминий, вода дистиллированная, газ азот, поваренная соль.

Смеси: сплав дюралюминий, дым, гранит, туман, сплав сталь, молоко.



Применяют знания по веществам и смесям, типам смесей. Классифицируют химические объекты.

Используют знания для сравнения состава и свойств веществ и смесей.

Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.

Развитие моторной и образной памяти.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.


Контроль и самооценка/

взаимооценка действий.

Сл 4

2.Классификация смесей по составу - однородные и неоднородные смеси. Определите тип смеси по составу, соединив стрелками название смеси с ее типом. Первый вариант определяет однородные смеси, второй- неоднородные смеси:

Однородная смесь

Воздух

Влажная почва

Туман

Неоднородная смесь

Нефть

Глина в воде

Чугун

Контроль- взаимопроверка по эталону.

Ответ 2:



Однородная сме

ь

Воздух

Влажная почва

Туман

Неоднородная смесь

Нефть

Глина в воде

Чугун


Сл 5

3. Давайте подведем итог данного этапа работы:

1.Причиной образования смесей является физическое явление…, которое заключается в…

2.Чистые вещества и смеси отличаются …


Чистые вещества

Смеси

Состав

Чистое вещество состоит из частиц одного вида. 

Например, вода состоит только из молекул воды.

  

Чистое вещество имеет постоянный состав.

Например, любая молекула воды состоит из двух атомов химического элемента водорода и одного атома химического элемента кислорода. 

Смесь состоит из частиц разного вида

Например, раствор сахара в воде содержит как молекулы воды, так и молекулы сахара.

  

Смесь не имеет постоянного состава: содержание отдельных состав

Свойстваых частей одной и той же смеси может быть разным. Условно говоря, в стакане воды можно растворить и одну чайную ложку сахара, и две.


Чистое вещество имеет постоянные свойства.

В смеси каждое  вещество в основном сохраняет свои свойства.

Например, железо так же, как обычно, притягивается магнитом, поваренная соль остаётся солёной

3. По составу смеси делят на…

4.Неоднородные смеси различают по агрегатному состоянию (правильнее по среде, в которой распределены частницы другого вещества): …


1.диффузия, проникновение частиц одного вещества м/у частицами другого вещества.

2. составом и свойствами:


















3.однородные и неоднородные.

4. среда газообразная, жидкая, твердая.


Выявление места и причины затруднения.

3 мин



Целеполагание и планирование деятельности (выхода из затруднения).

3 мин

Побуждает к высказыванию мнений по проблеме. Организует перераспределение в равноценные группы учащихся.

Итак, вы готовы к жизни на острове!

Но на острове нет чистой воды, помните? Вы, конечно, сможете добыть воду из естественных водоемов: река, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления –нет!

Итак, какова будет ваша главная проблема на острове?


Имеете ли вы достаточные теоретические знания для решения этой проблемы.

Таким образом, цель игры, а значит, и урока –...







Сл 6 Давайте переберемся на остров! Береговая линия острова изрезана, есть залив Жидкий, полуостров Твердый, Мыс Газообразный.

У каждого из вас есть листочек с названием неоднородной смеси. Подумайте и перейдите за тот стол- залив Жидкий, полуостров Твердый, мыс Газообразный, которому соответствует ваша смесь по агрегатному состоянию вещества, которого больше в смеси (на пример-дым: среда газообразная, значит перейти надо за стол «мыс Газообразный). Не забудьте свой маршрутный лист и ручку!

Сл 7 Проверьте, правильно ли вы определили место высадки на остров:






1. Испытывают затруднения (проблемная ситуация).





Получить чистую воду (выделить ее из смеси)!



Пока нет!



Познакомиться со способами очистки воды (разделения смесей) и узнать на основании каких физических свойств веществ основано их разделение. Узнать: происходит ли при этом химическая реакция или нет.


Думают, переходят на новые места с Маршрутным листом










Сверяются с эталоном, коррекция решения задания учащимися:

мыс «Газообразный»,

среда газообразная

залив «Жидкий»,

среда жидкая

полуостров «Твердый»,

среда твердая

1.туман

2.дым

3.смог

4.пыль в воздухе

1.глина в воде

2.реч.песок в воде 3.мыльная пена

4.молоко

5.майонез

6. суп

7. постное масло в воде

8. нефтяная пленка на воде

1.пемза

2.пенопласт

3.влажная почва

4.гранит

5.соль с сахаром

6.порошок серы с железными стружками




Выявляют и осознают противоречия между необходимостью и невозможностью выполнения задания из-за недостатка знаний.

Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Умение формулировать проблему. Участвовать в продуктивном диалоге.

Развитие мотивов познавательной деятельности.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Организует обсуждение способов решения проблемы.

1.Какова цель урока?



2.Какие вы можете предложить способы решения проблемы?


Сд 8 3.Конечно, для приобретения опыта по изучению способов разделения смесей и очистке веществ наиболее важным методом познания является метод эксперимента и наблюдение. Как говорил Д.И. Менделеев: «Опыт – единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в её лаборатории».




1.Познакомиться со способами очистки воды (разделения смесей) и физ свойства веществ.

2.Предполагают различные варианты (спросить у учителя, найти в учебнике, провести опыты и др.)


3.Останавливаемся на эксперименте, оформление таблицы в тетрадках.

Высказывают суждения, проектируют свою деятельность.

Умение самостоятельно определять цель своего обучения, планировать пути достижения цели.

Умение понимать другие позиции.


Изучение нового материала – поиск решения (открытие нового знания).

14 мин: 6+4+4

Организует самостоятельную поисковую работу с комментированием. Подводит учащихся к выводу о способах разделения неоднородных смесей на основании их разных физических свойствах.

Групповая работа (раздаточный материал- инструктивная карта, оборудование на каждом столе)


Жившие на острове когда-то племена, оставили вам древние тексты, образцы смесей и даже приборы и материалы для проведения разделения смесей.

Перед работой повторим т\б.

Приступаем к работе. Каждый из вас

!!!Вывести на слайд

1.читает о методе разделения смесей в научном тексте или в учебнике;

2.вместе с др членами группы принимает участие в составлении таблицы о методе разделения смесей;

3.вместе с др членами группы принимает участие в опыте по разделению смеси изученным методом;

4.оформляет увеличенную форму таблицы на доске или презентует изученный способ разделения смеси классу.

1 группа на берегу залива Жидкий изучает отстаивание и декантацию.

2 группа на полуострове Твердый изучают фильтрование.

3 группа на Мысе Газообразный изучает действие магнитом и флотацию.

Разделите функции и выберите капитана!

Сл 10-12 Презентуйте свою работу!









Повторяют т/б.






Читают алгоритм действий.









Выполняют лабораторную работу по инструктивной карте, описывают опыты, делают выводы –оформляют таблицу.




Капитану- бескозырку!

Представляют работу группы на доске и в форме презентации.

Кратко излагают правила т\б при работе со стеклянной посудой, жидкостями, ТВ. в-ми. Читают научные тексты.

Выполняют алгоритм действий с веществами.

Интерпретируют полученный результат.

Оформляют таблиц обобщения.

Высказывают суждения.

Презентуют результат работы группы.

Формирование логического мышления, коммуникативной компетенции, умения делать выводы.

Развитие словесно-логической и эмоциональной памяти. Владение устной и письменной речью.

Умение организовать учебное сотрудничество в парах.

Выражение решения.

5 мин

Побуждает учащихся к высказыванию мнений. Организует работу с учебником. Подводит учащихся к формулированию темы урока. Организует беседу, связывая результаты с целью урока.

Сл 13 1. Какой был основной вопрос урока?


2. Какой ответ мы можем дать?


3. Какой еще возник вопрос при проведении эксперимента?-



4. Как на него ответите?




5. Образовывались ли при этом новые вещества?


Получается, что химические вещества мы разделили (очистили воду) физическими методами на основании физ свойств веществ!


Сл 14 6.Давате сформулируем и запишем тему сегодняшнего урока в Маршрутных листах.





1. Как получить чистую воду/ разделить неоднородную смесь веществ.

2.Методами отстаивания и декантации, фильтрованием, магнитом и флотацией.

3.На основании каких физич. свойств проводим разделение смесей.

4.У разных веществ разная плотность, размеры частиц, наличие магнитных свойств, смачиваемость водой.

5. Нет, они были в смесях.






6. Тема урока – физ явления в химии.

Дают определение понятиям по теме. Выявляют условия - свойства в-в на основании котоых разделяют смеси.

Выявляют, что химич. в-ва разделили физ методами, т.к реакции не проходили .

Формулируют тему урока.

Развитие образной памяти, владение устной речью.

Умение выполнять анализ, строить логичные рассуждения и добывать новые знания из наблюдения и эксперимента.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

Применение нового знания.

6 мин

Организует выполнение заданий. Организует самопроверку, коллективную проверку, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Обеспечивает положительную реакцию учащихся на творчество одноклассников.

Итак, вы многому научились. Проверим, можно ли вас оставить на острове?

Используя свои новые знания, выберите верное утверждения хлопками: число хлопков = номеру правильного ответа:

Сл 15

1. Какую из предложенных пар веществ можно разделить фильтрованием:

1.глина и вода

2.сахарный песок и вода

3.железные опилки и сера

4.бензин и вода?


2. Разделение какой пары веществ отстаиванием основано на разной плотности веществ

1.железные опилки и речной песок

2.подсолнечное масло и вода

3.поваренная соль и воду

4.кислород и азот воздуха?


3.Воду от железного лома можно очистить методом

1. фильтрованием

2. отстаиванием

3. действием магнита


Сл 16

2.Выполните задание №1 в четвертом разделе Маршрутном листе.

Как очистить поваренную соль от речного песка? Определите последовательность действий:

1.Отфильтровать песок

2.Подготовить фильтр

3.Растворить смесь соли с речным песком в воде.

4.Собрать прибор для фильтрования.

5.Выпарить воду из раствора.

6.Собрать прибор для выпаривания.

7.Высыпать чистую соль.


3.Проведите самооценку выполнения задания и поставьте оценку в Маршрутном листе (сверка с образцом).

В чем испытали затруднение? Причина затруднения?












1. Выполнение заданий фронтально.
























2.Записывают последовательность, сравнивают с правильными ответами, данными на слайде самопроверка.

Правильный ответ:

1.Растворить смесь соли с речным песком в воде.

2. Собрать прибор для фильтрования.

3.Подготовить фильтр

4.Отфильтровать песок

5.Собрать прибор для выпаривания.

6.Выпарить воду из раствора.

7.Высыпать чистую соль.

Самооценка в маршрутном листе.


3.Разбор ошибок всем классом – сильные учащиеся делают пояснения для слабых учеников.

Распознают методы разделения в-в и свойства веществ.


Находят правильный порядок при разделении смесей.

Владение основами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.





Оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Информация о домашнем задании.

3 мин

Осуществляет комментарий к домашнему заданию.

Сл17 Что нужно сделать, чтобы закрепить изученный материал?

Домашнее задание - §26, упр. 2,4,5 (обязательное) и творческое (по выбору) –подг. презентацию об очистке питьевой воды в г Казани.

Выполнить дома самостоятельно подобные задания.


Записывают д/з.

Понимают цель, содержание и способов выполнения домашнего задания.

Умение создавать и преобразовывать знаки, символы в художественные образы, информацию из одной формы в другую (вербальную информацию в визуальную).

Умение выполнять выбор.

Самоопределение.

Эмоциональная рефлексия и рефлексия учебной деятельности на уроке.

1 мин

Организует рефлексию учебной деятельности и эмоциональную рефлексию. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Сл18 Заполните маршрутные листы, заполнив колонку №4 и ответив на поставленный вопрос о вашем участии в уроке в Разделе 5 Маршрутного листа.

Спасибо за урок! У меня отличное настроение после работы с вами! А у вас? Отметьте ваше настроение на линейке настроения в разделе №5. До свидания!

Заполняют до конца маршрутный лист, отвечая на вопросы.

Отмечают в Маршрутном листе свое настроение.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке

Умение выполнять рефлексию и давать оценку своей деятельности.






Оцените сами правильность выполненного задания. Оценивание: «2б» - выбраны все реакции обмена, протекающие до конца; «1б» - одна ошибка в выборе реакций обмена, протекающих до конца. Выставите оценку в оценочную таблицу!







t1634055681aa.pngудивление t1634055681ab.png усталость t1634055681ac.png нормальное t1634055681ad.png хорошее t1634055681ae.png отличное


t1634055681af.pngскучно t1634055681ag.pngобидно
















Листы каждому с названием смеси:

туман

туман

глина в воде

майонез

пемза

пенопласт

дым

дым

речной песок в воде

суп

влажная почва

гранит

смог

смог

мыльная пена

постное масло в воде

соль с сахаром

порошок серы с железными стружками

пыль в воздухе

пыль в воздухе

молоко

нефтяная пленка на воде

порошок серы с железными стружками

влажная почва







Таблички:




Мыс

«Газообразный»



Залив

«Жидкий»



Полуостров

«Твердый»





Принципы СДП на уроке:

1. принцип деятельности;

2.непрерывности м/у ступенями этапами обучения на уровне технологии содержания, методик с учетом возрастных и псих особенностей;

3.целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного предст о мире;

4.минимакса- возможность освоения содержания на максим для ребенка уровне и обеспечить усвоение на уровне социально безопасного минимума ( гос. стандарт знаний);

5.псих комфортности;

6. вариативности- формирование способности к систематическому перебору вариантов решения адекватного принятии ярешения;

7. творчества.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.