Технологическая карта интегрированного урока в 8 классе «Последний герой. Физические явления в химии»
Леонардо да Винчи
кислород поваренная соль вода дистиллированная сплав сталь сплав дюралюминий гранит туман молоко дым углекислый газ газ азот алюминий Чистые вещества Смеси кислород сплав дюралюминий углекислый газ дым алюминий гранит вода дистиллированная туман газ азот сплав сталь поваренная соль молоко -эталон
Однородная смесь Воздух Влажная почва Туман Неоднородная смесь Нефть Глина в воде Чугун
2.Чистые вещества и смеси отличаются … 3. По составу смеси делят на … 4. Неоднородные смеси различают по агрегатному состоянию (правильнее по среде, в которой распределены частницы другого вещества): … 1.Причиной образования смесей является физическое явление . . . , которое заключается в … однородные и неоднородные газообразные, жидкие, твердые Чистые вещества Смеси Состав Свойства диффузия пространство между частицами другого проникновение частиц одного вещества в составом и свойствами Состоят из частиц одного вида Состоят из частиц разного вида Имеют постоянный состав Не имеют постоянного состава Постоянные свойства Каждое вещество сохраняет свои свойства
Мыс «Газообразный», среда газообразная Залив «Жидкий», среда жидкая Полуостров «Твердый», среда твердая 1.туман 2.дым 3.смог 4.пыль в воздухе 1.глина в воде 2.речной песок в воде 3.мыльная пена 4.молоко 5.майонез 6. суп 7. постное масло в воде 8. нефтяная пленка на воде 1.пемза 2.пенопласт 3.влажная почва 4.гранит 5.соль с сахаром 6.порошок серы с железными стружками Эталон
Лабораторная работа на острове Лабораторная работа на острове 1. Выполнять правила техники безопасности 2. Действия каждого: А) прочитать о методе разделения смеси; Б) принять участие в составлении таблицы о методе разделения смесей; В) принять участие в опыте по разделению смеси изученным методом; Г) оформить увеличенную форму таблицы на доске или презентовать способ разделения смеси классу. 1 группа на берегу залива «Жидкий» изучает отстаивание и декантацию. 2 группа на полуострове «Твердый» изучает фильтрование. 3 группа на Мысе «Газообразный» изучает действие магнитом и флотацию.
Залив «Жидкий» Залив «Жидкий» Метод разделения- отстаивание и декантация. Эталон Используется ли химическая реакция в данном методе? Физические свойства лежащие в основе их разделения Примеры смесей Применение в быту или на производстве Нет Плотность Речной песок +вода Масло + вода Нефть + вода 1.Разделение сливок и молока 2.Разделение масла и воды 3.Очистка воды от нефти 4.Виноделие
Полуостров «Твердый» Полуостров «Твердый» Метод разделения- фильтрование. Эталон Используется ли химическая реакция в данном методе? Физические свойства лежащие в основе их разделения Примеры смесей Применение в быту или на производстве Нет Размеры частиц веществ Речной песок + вода Глина + вода Суп Творог + молочная сыворотка 1.Процеживание чая через ситечко. 2.Отделение осадков в химических лабораториях. 3.Производство творога. 4.Очистка воды на станциях. 5.Фильтрование воздуха в пылесосе, противогазе
Мыс «Газообразный» Мыс «Газообразный» Метод разделения- действие магнитом, флотация. Эталон Используется ли химическая реакция в данном методе? Физические свойства лежащие в основе их разделения Примеры смесей Применение в быту или на производстве Нет Магнитные свойства железа. Смачиваемость водой Сера + железные опилки Сера+ речной песок 1.Очистка воды. 2.Очистка неметаллических полезных ископаемых от пустой породы. 3.Обогащение рудных полезных ископаемых.
1. Какими методами можно разделить неоднородную смесь веществ? 1. Какими методами можно разделить неоднородную смесь веществ? 2. На каких физических свойствах основано разделение неоднородных смесей веществ? 3. Образовывались ли при разделении смеси веществ новые вещества? Второй итог урока Сформулируйте тему урока ! Методами отстаивания и декантации, фильтрованием, магнитом и флотацией У разных веществ разная плотность, размеры частиц, наличие магнитных свойств, смачиваемость водой. Нет, они были в смесях.
Тема урока Физические явления в химии
Выполнение заданий на новое знание Задание 0 выберите верное утверждения хлопками: число хлопков = номеру правильного ответа: 1.Какую из предложенных пар веществ можно разделить фильтрованием: 1.глина и вода 2.сахарный песок и вода 3.железные опилки и сера 4.бензин и вода? 2. Разделение какой пары веществ отстаиванием основано на разной плотности веществ 3.Какими методами можно очистить воду от железного лома: 1.железные опилки и речной песок 2.подсолнечное масло и вода 3. поваренная соль и вода 4. кислород и азот воздуха? 1. фильтрованием 2.отстаиванием 3.действием магнита
Выполнение заданий на новое знание Задание1 Последовательность действий при очистке поваренной соли от речного песка: 1.Растворить смесь соли с речным песком в воде. 2. Собрать прибор для фильтрования. 3.Подготовить фильтр 4.Отфильтровать песок 5.Собрать прибор для выпаривания. 6.Выпарить воду из раствора. 7.Высыпать чистую соль. 1.Отфильтровать песок 2.Подготовить фильтр 3.Растворить смесь соли с речным песком в воде. 4.Собрать прибор для фильтрования. 5.Выпарить воду из раствора. 6.Собрать прибор для выпаривания. 7.Высыпать чистую соль.
Домашнее задание §26, упр. 2,4,5 (обязательное); творческое –подготовить презентацию об очистке питьевой воды в г Казани.