12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ширинская Людмила Анатольевна32

Постановка проблемной ситуации, как способ повысить мотивацию на уроках географии в 6 классе.

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи


Современному учителю следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Акцент на современном уроке переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. Главной целью урока становится не передача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной исследовательской работе творческого характера. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого  интереса к изучаемому материалу. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. Создать мотив – значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников. Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к определенной деятельности.

Для этого можно использовать разные приемы мотивации:

создать ситуацию незнания, когда учебная ситуация из-за отсутствия у учащихся знаний не может быть решена;

представить неполный способ решения учебной задачи, что побуждает достроить пути решения;

предлагать задачи с недостающими данными или, напротив, со множеством данных, которые не имеют важного значения для решения той или иной учебной задачи, в этом случае возникает проблема обсуждения их целесообразности;

предложить гипотезу, исследовательскую задачу, поиск ответа на которые потребует инициативной, самостоятельной деятельности учеников;

рассмотреть интересный факт, текст, описать событие, что повысит интерес к предстоящей деятельности.

На этапе мотивации, перед началом объяснения нового материала детям показывается некий парадоксальный пример, загадка, отрывок из литературного или документального произведения, захватывающие детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.

В своей работе я использую следующие приёмы погружения в урок. Например, при изучении темы: «Единство гидросферы» 6 класс. В начале урока дети знакомятся с двумя научными предположениями (гипотезами).

Первая гипотеза предполагает, что это вещество выделилось из недр Земли в процессе остывания планеты на ранних стадиях её формирования - несколько миллиардов лет назад. Подтверждением этой гипотезы служит то, что это вещество и сейчас продолжает выделяться.

Вторая гипотеза утверждает, что это вещество было принесено на Землю из космоса, падающими на её поверхность кометами, которые состоят изо льда. Другая гипотеза утверждает, что это вещество было принесено на Землю из космоса, падающими на её поверхность кометами, которые состоят изо льда. О происхождении, какого вещества на Земле идёт речь в этих научных предположениях?

Изучение темы: «Географические координаты» начинаю с фрагмента текста. «В 1568 году испанский мореплаватель Альваро де Менданья открыл в Тихом океане группу островов. Отчего-то он решил, что именно там спрятаны несметные богатства легендарного царя Соломона, и потому назвал эти острова Соломоновыми. А. Менданья надеялся привлечь к ним внимание своих соотечественников и начать поиски сокровищ, но вторую экспедицию ему удалось организовать только через 25 лет. Когда испанцы подошли к отмеченному на карте месту, Соломоновых островов там не оказалось».

Как такое стало возможно? Как это можно объяснить?

Урок по теме Атмосфера начинаю с задания. Раскройте значение атмосферы, собрав предложения. В таблице два столбика: первый – начало предложения, второй - конец предложения.

1. Кислород необходим всем живым организмам

2. Озоновый экран защищает человечество

3. Атмосфера предохраняет

4. Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,

5. Без атмосферы был бы невозможен

1. Кислород необходим всем живым организмам

2. Озоновый экран защищает человечество

3. Атмосфера предохраняет

4. Атмосфера рассеивает днём солнечные лучи,

5. Без атмосферы был бы невозможен

Придумать эффектное, хлёсткое начало, разработать интересные задания, провести нестандартную физкультминутку, подвести итоги и ненавязчиво выполнить рефлексию. При этом выдержать высокий темп урока. Сконструировать такой урок непросто.  Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, сумейте с первых минут урока увлечь детей и цель вашего урока будет достигнута.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.