12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шевченко Надежда Ивановна636
Россия, Хакасия респ., Аскиз

Статья
DOCX / 18.32 Кб

/data/files/y1605690284.docx (Статья)Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на уроках биологии

Шевченко Надежда Ивановна


На уроках биологии использую психолого-педагогические технологии, такие как:

- коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, интеллектуальный бой, «техника аквариума» и т.д.). Данная технология направлена на развитие коммуникабельности.

- проблемно-поисковые технологии (решение проблемных задач) направлены на развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоорганизации, умение работать в группах и парах. Примеры: «Разделите предложенные вам гербарии растений на две группы, в зависимости от типа их корневых систем», «Используя текст учебника, сформулируйте определение …..», «Сравните внешнее строение представителей отделов Плауновидные и Хвощевидные, выделите сходства и различия», выполнение практических и лабораторных работ, написание рефератов, подготовка сообщений.

- иммитационно-игровые технологии (ролевые, игры-состязания, имитацонно-моделирующие). Так при изучении темы «Шляпочные грибы» провожу урок-путешествие по станциям, где ребята знакомятся со строением, многообразием и значением шляпочных грибов. Станция «Исследовательская», на которой обучающиеся знакомятся со строением грибов, выполняют лабораторную работу и закрепляют материал, отвечая на шуточные вопросы. Станция «Географическая» помогает выяснить необходимые условия для развития грибов. На станции «Информационная» ребята учатся различать съедобные и ядовитые грибы, отгадывать загадки.

На уроке в 8 классе по теме «Строение и функции зубов» ученикам даю задание: разыграть сценку о приеме пациента стоматологом с целью профилактического осмотра.

Игры – миниатюры провожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Например: «Растительные анаграммы» - переставьте буквы в словах, чтобы получилось название растения. Тосол = лотос. Тарас = астра. «Табло из букв» - на партах лежат карточки с определениями. На доске появляется слайд с множеством букв. Ученикам необходимо найти на этом табло найти термины к своим определениям.

- рефлексивные технологии. Критерием успешности применения рефлексивных технологий является сформированное умение личности целенаправленно анализировать и изменять параметры собственной деятельности. Примером могут служить вопросы к учащимся: «Чье мнение было для вас более убедительным в ходе обсуждения?», «В случае необходимости к кому вы обратитесь за помощью?» и т.д. Примером эмоциональной рефлексии может служить такое задание. Представьте, что вам, амебам и инфузориям, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите? Время на обдумывания 1 минута.

Для определения эмоционального состояния применяю смайлики, «Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным), «Цветик – многоцветик» и т.д.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

Из образовательных технологий использую:

- проблемное обучение применяю для развития творческого овладения знаниями, умениями, навыками, развития мыслительных способностей учащихся.

Примеры: 1.Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обоснуйте это утверждение с научной точки зрения.

2.Если разложить на опушке леса на досках насекомых нескольких видов, то птицы поедают, лишь тех из них, которые не имеют предостерегающей окраски. Объясните ситуацию.

- разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

- проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Использую метод создания моделей из пластилина, цветной бумаги, бусинок и т.д. на уроках при изучении следующих тем: «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки», «Биосинтеза белка», «Строение цветка», «Вирусы», «Общий обзор организма», «Строение клетки» и т.д.

- исследовательские методы в обучении дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. Примером исследовательских методов служат лабораторные и практические работы.

- лекционно-семинарская система используется в старших классах, так как это помогает учащимся подготовиться к обучению в вузах.

- игровые методы: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр, которые помогают развивать общеучебные умения и навыки.

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

- информационно-коммуникационные технологии применяю через просмотр обучающих фильмов, прослушивание голосов птиц, мультимедийные презентации, электронного приложения к учебникам, вывод изображения с микроскопа на экран, его фотографирование и т.д. Для того, чтобы выполнить быстро и качественно лабораторную работу, я разделяю класс на группы. Каждая группа самостоятельно готовит влажный препарат, изображение которого при помощи мультимедийного проектора и цифрового микроскопа выводится на экран.

- здоровьесберегающие технологии позволяют равномерно распределять во время урока различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Использую различные формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (воспроизведение), частично-поисковый (эвристический), проблемное изложение, исследовательский.

Организовываю работу по достижению обучающимися метапредметных результатов. Так при проведении модульного урока по теме «Клетка» можно наглядно объяснить ученикам значение воды в организме. В этом случае метапредметную связь можно проследить, используя наглядно бумажные модели клеток, смоченные в воде и прижатые друг к другу. Данный прием объясняет роль воды как связующего материала, соединяющего клетки. Она скрепляет твердые вещества и формирует защитный барьер вокруг клетки. Создание модели можно задать ученикам в качестве домашнего задания.

Также для достижения метапредметных результатов использую метод составления таблиц, при котором происходит процесс обработки текстовой информации, развивается умение выделять главное; вставить пропущенные слова в текст; приём «верные и неверные утверждения»; составить схему (Как происходит у растений процесс фотосинтеза); информационные модели («Собрать» пищеварительную систему. Учащимся выдается конверт, где находятся вырезанные из бумаги части пищеварительной системы. Необходимо быстро и правильно расположить их, а затем написать или рассказать основные функции всех органов) и т.д.

В начале каждого урока стараюсь организовать контроль знаний, при котором большой акцент делаю на биологические понятия и практические умения (умение пользоваться микроскопом, оказание I медицинской помощи, применение знаний прошлого урока на практике). Контроль знаний осуществляю не только при устном опросе, тестовых заданиях, письменной работе, но и в виде игры, решении и составлении кроссвордов, соревнований между двумя учениками (метод «Перекрёстного огня») или группами учеников. В течение урока постоянно возвращаемся к пройденным биологическим понятиям, законам. Новую тему стараюсь преподнести с разных позиций – метод «соленого огурца» Шаталова В.Ф. В конце урока выясняю, насколько хорошо ученики усвоили пройденную тему.

Также применяю тестирования по биологии в режиме On-Line с сайта ФИПИ. Контрольно-измерительные материалы использую как в печатном варианте, так и в электронном виде. Контроль усвоения материала осуществляется по разноуровневой системе.

Завершающим этапом проверки усвоения знаний и умений ученика является отметка. Оценка знаний дается не только при контроле изученного содержания, но и при изложении нового материала. Излагая новый материал, ставлю вопросы, прошу объяснить наблюдаемые явления, вскрыть причины.

Для того чтобы ученикам тема была более понятна применяю технические средства обучения и наглядность: микроскопы, лупы, мультимедийный проектор, таблицы, муляжи, влажные препараты, гербарий, постоянные препараты, шлифы костей и т.д. Если ожидается проведение практической, лабораторной работы, показа опыта, то для подготовки к данным занятиям привлекаю учащихся. Большинство учащихся во время лабораторных работ и на внеурочной деятельности самостоятельно могут приготовить временные препараты.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.