Поурочное тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» (4 класс)
Поурочное тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство»
4-й класс - 34 часа (1 час в неделю)
№ урока |
Дата |
Тема урока |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч) |
||
I ч. 1 |
Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. РС Пейзажи родного края. Создание коллективного альбома «Пейзажи Русского Севера». |
|
2 |
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве — в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Создание многофигурных композиций по мотивам былин, сказаний и мифов. Проведение коллективных исследований (путешествий) по былинам и сказкам народов мира. Как описывается происхождение мира у разных народов? В чём сходство и различие этих представлений? |
|
3 |
Архитектура разных народов. Изображение музыки родной природы (гор, степей, морей, лесов) с помощью нужной цветовой гаммы; создание композиций без конкретного изображения (абстрактные композиции). Колорит — средство выразительности изобразительного искусства. Фотосъёмка архитектурных сооружений. Создание эскиза архитектурного ансамбля с использованием художественного решения и декоративного оформления |
|
4 |
Самостоятельная работа: нахождение мотивов изображения, материала для выполнения композиции (наброски с образцов народной архитектуры, находящихся в регионе, с природных объектов, пейзажей). Создание образа своего дома, его гармоничное вписывание в родной пейзаж. Нахождение ракурсов, при которых видны две стороны постройки. Использование в работе линейной перспективы |
|
5 |
Чем похожи и чем различаются картины, произведения декоративно-прикладного искусства разных художников друг от друга? О чём они рассказывают зрителю? Что общего и в чём разница в картинах представленных художников? В каком уголке земли, в какой стране могли появиться пейзажи, изображённые на картинах и рисунках? |
|
6 |
Освоение разнообразия тем, сюжетов творческих работ художников. Пейзажные и сюжетные композиции. Передача художником своего впечатления от увиденного. Создание своих творческих работ по материалам наблюдений и зарисовок. «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)» |
|
7 |
Развитие представлений о сюжетной композиции и смысловых взаимоотношениях изображаемых объектов и предметов на картине. Сюжетные композиции: базары, причалы, караваны, на площади, у колодца и т. д. |
|
8 |
Знакомство с основными пропорциями человека, освоение особенностей изображения человека в движении. РС «В северной избе». |
|
9 |
Составление натюрморта из предметов ближайшего окружения или предметов, изображённых на разных картинах, так, чтобы по натюрморту можно было определить, с каким народом эти предметы традиционно связаны. Посещение этнографического музея, выполнение зарисовок интерьера и предметов, находящихся в нём. Передача объёма предметов: соблюдение соотношения целого и частей |
|
II ч. 10 |
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции (проекта). «Святки». Знакомство с колыбельными песнями разных народов. Изображение интерьера, в котором могла бы звучать полюбившаяся колыбельная. |
|
11 |
Исследование: изучение традиций народа. Работа на большом формате, в малых группах по 2–3 человека. Материалы: гуашь, акварель, белила. РС «Традиции северных народов России» (проект). |
|
12 |
Работа с литературой: традиции, отображённые в сказках народов Кавказа, Центральной России, Казахстана, Китая и др. Самостоятельные исследования, посвящённые народной музыке и музыкальным инструментам разных народов (использование книг; беседы со взрослыми). Создание небольших этюдов в лепке по мотивам народных сказок. Передача характерных поз, движений персонажей |
|
13 |
Лепка из глины или пластилина фигуры человека в национальном костюме, занятого определённым видом деятельности (балалаечник, лотошник, сапожник, гончар, пастух с животными) |
|
14 |
Создание коллективной объёмно-пространственной композиции в природном пространстве (ландшафте) по мотивам народной сказки или былины (проект). Использование выполненных ранее фигур (домов, деревьев и т. п.). Применение техники бумажной пластики, использование смятой бумаги (газеты), клея. «Аул в горах» |
|
15 |
Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Эскизы рельефных украшений. Создание коллективной композиции в технике аппликации на листе бумаги большого формата. «Деревенская улица» |
|
16 |
РС Изучение флоры, фауны Севера. Создание своего орнамента на основе результатов исследования. Разработка фрагмента узора и его трафарета по предложенной теме для печатания в два цвета. Соблюдение симметрии при создании изображения. Выполнение эскизов рельефных украшений |
|
III ч. 17 |
Создание проекта интерьера (закрытого пространства). РС Ремёсла и виды народного творчества северян. |
|
Развитие фантазии и воображения (11 ч) |
||
18 |
Слушаем музыку и фантазируем: песни разных народов и произведения композиторов по мотивам народного искусства (М.П. Мусоргский, М.И. Глинка, П.И. Чайковский). Самостоятельные исследования по теме «Народные мотивы в творчестве композиторов» |
|
19 |
Заочные экскурсии и путешествия, знакомящие с искусством разных эпох и народов. Изучение жизни разных этнических и социальных групп. «Рисуем песню», «Как поговорка рассказала о своём народе» |
|
20 |
Создание сюжетных композиций по мотивам произведений искусства разных исторических эпох, например народных, колыбельных, праздничных песен, на темы: костюм, предметы быта, украшения, печи и др. Аппликация, коллаж. |
|
21 |
Выполнение цветовых, графических и объёмных композиций без конкретного изображения. Лепка по мотивам народной музыки и танца. «Хоровод», «Барыня». |
|
22 |
Организация коллективных «путешествий» (в том числе «музыкальных», «поэтических») на «машине времени» в прошлое, будущее, в космос. Создание на эти темы объёмно-пространственных коллективных композиций, например: космических зданий, предметов быта, одежды. Коллективная проектная работа в реальной среде: создание необычного пространства |
|
23 |
Творческое исследование. Зарисовки деталей украшений народной игрушки, отображение взаимозависимости формы и цвета, формы и украшения. Создание декоративных композиций. «Фантастическая птица», «Сказочная рыба», «Волшебное растение». |
|
24 |
Проведение коллективного исследования — изучение символов, встречающихся в русских узорах, их значения на примере изделий старых мастеров. Составление собственных узоров для крестьянской одежды, например мужской рубашки и женского сарафана. |
|
25 |
Древо, символизирующее мироздание. Создание своего «древа мира» с использованием мотивов орнамента, которые кажутся наиболее интересными. |
|
26 |
Изготовление в технике бумажной пластики кукольных персонажей — героев народных сказок. Экскурсии на природу, сбор материала для создания орнамента (эскизы растений, цветов). Изготовление эскизов костюмов, игрушек, предметов быта по материалам исследований традиционного народного искусства. Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов — Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки. «Масленица», «Весна-красна». |
|
IV ч. 27 |
Народное искусство Севера России. |
|
28 |
Организация и проведение индивидуальных и групповых исследований окружающей флоры и фауны. РС Отображение этих объектов в местных народных росписях |
|
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч) |
||
29 |
Развитие представлений о композиции в живописи, скульптуре, архитектуре, прикладном искусстве. Активизация интереса к миру природы и её отображению в разных видах изобразительного искусства. Выражение художником в творчестве своего эмоционального восприятия окружающей действительности. |
|
30 |
Развитие представлений об особенностях мотивов, характерных для народной росписи, и декоре игрушек. Лепка из глины или пластилина героев народных сказок, в том числе по мотивам народной игрушки. Работа в небольших группах по 4–6 человек. |
|
31 |
Формирование понятий «природные условия», «рельеф местности». Беседа о влиянии природных условий на особенности и характер народной архитектуры. Размышление на тему: «Архитектура не нарушает гармонию в природе, а воспринимается как часть природы» |
|
32 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. |
|
33 |
Формирование представлений о солярных (солнечных) знаках, например: волнистая линия синего цвета — вода, круг — солнце, ромб (квадрат) с точками — пахотная земля и зерно. Назначение и смысловое обозначение элементов декоративного традиционного орнамента |
|
34 |
Знакомство с творчеством художников, создававших произведения в анималистическом жанре: живопись, графика, скульптура (В.А. Серов, В.А. Ватагин, П.В. Митурич, А.Г. Сотников и др.). Знакомство с разными видами изобразительного искусства, в которых изображение человека — один из главных элементов композиции. |