Поурочно-тематическое планирование по биологии для 5-9 классов (УМК В. В. Пасечника)
Лабораторные и практические работы 5 класс:
№ |
Четверть |
Тема работы |
|
1 четв |
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. |
|
Приготовление микропрепарата кожицы лука |
|
|
Приготовление препаратов пластид в растительных клетках |
|
|
2 четв |
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей |
|
3 четв |
Строение плодовых тел шляпочных грибов. |
|
Особенности строения мукора и дрожжей |
|
|
Строение зеленых водорослей |
|
|
4 четв |
Строение мха |
|
Строение спороносящего хвоща и папортника |
|
|
Строение хвои и шишек хвойных |
|
|
Строение цветкового растения |
|
|
Итоговая контрольная работа: промежуточная аттестация. |
№ п/п |
Тема |
Часы |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 14ч |
14 |
|
|
Строение семян двудольных и однодольных растений. |
1ч |
|
Лабораторная работа 1: Изучение строения семян. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии |
1ч |
|
Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа 2: Виды корней. Типы корневых систем. |
1ч |
|
Строение корней. Лабораторная работа 3: Корневой чехлик и корневые волоски |
1ч |
|
Условия произрастания и видоизменения корней |
1ч |
|
Побег. Почки. Рост и развитие побега. |
1ч |
|
Внешнее строение листа. Лабораторная работа 4: Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение |
1ч |
|
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа 5: Строение кожицы и мякоти листа. |
1ч |
|
Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа 6: Внутреннее строение ветки дерева |
1ч |
|
Видоизменение побегов. Лабораторная работа 7: Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица) |
1ч |
|
Цветок и его строение. Лабораторная работа 8: Изучение строения цветка |
1ч |
|
Соцветия. Лабораторная работа 9: Различные виды соцветий |
1ч |
|
Плод. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа 10: Сухие и сочные плоды. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии |
1ч |
|
Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» |
1ч |
Раздел 2. Жизнь растений 11ч |
11 |
|
|
Минеральное питание растений |
1ч |
|
Фотосинтез, его роль в образовании атмосферы Земли |
1ч |
|
Дыхание растений |
1ч |
|
Испарение воды растениями. Листопад |
1ч |
|
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа 11: Передвижение веществ по побегу. |
1ч |
|
Прорастание семян. Лабораторная работа 12: Определение всхожести семян растений. |
1ч |
|
Способы размножения растений |
1ч |
|
Размножение споровых растений |
1ч |
|
Размножение семенных растений |
1ч |
|
Вегетативное размножение растений. Лабораторная работа 13: Вегетативное размножение комнатных растений |
1ч |
|
Обобщающий урок по теме «Жизнь растений». Тестирование по теме |
1ч |
Раздел 3. Классификация растений 6ч |
6 |
|
|
Систематика растений |
1ч |
|
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные |
1ч |
|
Семейства Пасленовые и Бобовые |
1ч |
|
Семейство Сложноцветные. |
1ч |
|
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Важнейшие сельскохозяйственные растения. |
1ч |
|
Итоговая контрольная работа: промежуточная аттестация |
1ч |
Раздел 4. Природные сообщества3ч |
3 |
|
|
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Повторение темы: «Строение покрытосеменных растений» |
1ч |
|
Развитие и смена растительных сообществ Повторение темы: «Жизнь растений» |
1ч |
|
Итоговое обобщение. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир |
1ч |
Итого 34ч. |
Лабораторные работы:
№ |
Четверть |
Тема работы |
|
1 четв |
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений |
|
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы |
|
|
Корневой чехлик и корневые волоски |
|
|
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение |
|
|
Строение кожицы листа. Клеточное строение листа |
|
|
2 четв |
Внутреннее строение ветки дерева |
|
Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица) |
|
|
Изучение строения цветка |
|
|
Различные виды соцветий |
|
|
Сухие и сочные плоды |
|
|
3 четв |
Передвижение веществ по побегу растения |
|
Определение всхожести семян растений и их посев |
|
|
4 четв |
Вегетативное размножение комнатных растений |
|
Итоговая контрольная работа: промежуточная аттестация |
№ п/п |
Тема |
Часы |
ВВЕДЕНИЕ 2ч |
2 |
|
1 |
История развития зоологии |
1 |
2 |
Современная зоология |
1 |
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ |
||
РАЗДЕЛ 1. Простейшие 3ч |
3 |
|
1 |
Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики |
1 |
2 |
Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Значение простейших в природе и жизни человека |
1 |
3 |
Обобщающий урок по темам: «Введение» и «Простейшие». Тестирование. |
1 |
РАЗДЕЛ 2. Многоклеточные животные 35ч |
35 |
|
|
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Значение в природе |
1 |
|
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы. Значение в природе |
1 |
|
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные |
1 |
|
Тип Круглые черви. |
1 |
|
Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Значение червей в природе и жизни человека |
1 |
|
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа 1: Многообразие кольчатых червей |
1 |
|
Тип Моллюски. Значение в природе и жизни человека |
1 |
|
Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. |
1 |
|
Тип Иглокожие. Классы иглокожих. Значение в природе и жизни человека |
1 |
|
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа 2: Многообразие ракообразных |
1 |
|
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа 3: Многообразие насекомых |
1 |
|
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки |
1 |
|
Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы |
1 |
|
Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи |
1 |
|
Отряд насекомых: Перепончатокрылые |
1 |
|
Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные». Тестирование |
1 |
|
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные |
1 |
|
Классы рыб: Хрящевые, Костные. Значение в природе, редкие виды. Лабораторная работа 4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб |
1 |
|
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные |
1 |
|
Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные |
1 |
|
Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Значение в природе, редкие виды. |
1 |
|
Класс Пресмыкающиеся. Значение в природе, редкие виды. Отряд Чешуйчатые |
1 |
|
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы |
1 |
|
Класс Птицы. Редкие виды. Отряд Пингвины. Лабораторная работа 5: Изучение внешнего строения птиц |
1 |
|
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные |
1 |
|
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные |
1 |
|
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые |
1 |
|
Многообразие птиц. Значение птиц в природе. |
1 |
|
Класс Млекопитающие Значение в природе и жизни человека. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые |
1 |
|
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные |
1 |
|
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные |
1 |
|
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные |
1 |
|
Отряд млекопитающих: Приматы. Редкие млекопитающие и их охрана |
1 |
|
Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные» |
1 |
|
Контрольный урок Тестирование по теме «Позвоночные» |
1 |
СТРОЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ |
||
РАЗДЕЛ 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных 13ч |
13 |
|
|
Покровы тела. Лабораторная работа 6: Изучение особенностей различных покровов тела |
1 |
|
Опорно-двигательная система животных |
1 |
|
Способы передвижения и полости тела животных |
1 |
|
Органы дыхания и газообмен |
1 |
|
Органы пищеварения |
1 |
|
Обмен веществ и превращение энергии |
1 |
|
Кровеносная система. Кровь |
1 |
|
Органы выделения |
1 |
|
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт |
1 |
|
Органы чувств. Регуляция деятельности организма |
1 |
|
Продление рода. Органы размножения, продления рода |
1 |
|
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» |
1 |
|
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения». Тестирование. |
1 |
РАЗДЕЛ 4. Индивидуальное развитие животных 3ч |
3 |
|
1 |
Способы размножения животных. Оплодотворение |
1 |
2 |
Развитие животных с превращением и без превращения |
1 |
3 |
Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа 7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста |
1 |
РАЗДЕЛ 5. Развитие животного мира на земле 4ч |
4 |
|
1 |
Концепция Божественного сотворения мира. Анализ доказательств эволюции животных. |
1 |
2 |
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира |
1 |
3 |
Усложнение строения животных. Причина многообразия видов |
1 |
4 |
Обобщающий урок по теме «Эволюция развития» Тестирование. |
1 |
РАЗДЕЛ 6. Биоценозы 3ч |
4 |
|
|
Естественные и искусственные биоценозы. |
1 |
|
Факторы среды и их влияние на биоценозы. |
1 |
|
Цепи питания. Поток энергии. |
1 |
|
Промежуточная аттестация |
1 |
РАЗДЕЛ 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5ч |
4 |
|
|
Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Повторение по темам Губки, черви, моллюски, иглокожие |
1 |
|
Охрана и рациональное использование животного мира Повторение по темам: рыбы, амфибии, рептилии. |
1 |
|
Породы сельскохозяйственных и домашних животных Повторение по темам: птицы, млекопитающие. |
1 |
|
Итоговое обобщение по курсу биологии 7 класса. |
1 |
Итого 68 часов |
Лабораторные работы:
№ |
Четверть |
Тема работы |
|
1 четв |
Многообразие кольчатых червей |
|
Многообразие ракообразных |
|
|
2 четв |
Многообразие насекомых |
|
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб |
|
|
Изучение внешнего строения птиц |
|
|
3 четв |
Изучение особенностей различных покровов тела |
|
4 четв |
Изучение стадий развития животных и определение их возраста |
|
Промежуточная аттестация |
Тема |
Часы |
|
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. Науки, изучающие организм человека |
2 |
|
|
Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Виднейшие ученые физиологи. |
1 |
|
Становление наук о человеке |
1 |
РАЗДЕЛ 2. Происхождение человека |
2 |
|
|
Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей |
1 |
|
Расы человека. Среда обитания |
1 |
РАЗДЕЛ 3. Строение организма |
5 |
|
|
Общий обзор организма человека |
1 |
|
Клеточное строение организма |
1 |
|
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа: Изучение микроскопического строения тканей организма человека |
1 |
|
Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы. |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
РАЗДЕЛ 4. Опорно-двигательная система |
7 |
|
|
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторные работы: Изучение внешнего вида и микроскопического строения кости. |
1 |
|
Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей Соединения костей |
1 |
|
Строение мышц. Обзор мышц человека. Самонаблюдение: Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки |
1 |
|
Работа скелетных мышц и их регуляция. Самонаблюдение: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц. |
1 |
|
Нарушения опорно-двигательной системы. Самонаблюдение: Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия |
1 |
|
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
РАЗДЕЛ 5. Внутренняя среда организма |
3 |
|
|
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. |
1 |
|
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет |
1 |
|
Иммунология на службе здоровья. Работы Пастера и Мечникова |
1 |
РАЗДЕЛ 6. Кровеносная и лимфатические системы |
7 |
|
|
Транспортные системы организма |
1 |
|
Круги кровообращения. Лабораторная работа: Измерение кровяного давления. |
1 |
|
Строение и работа сердца |
1 |
|
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа: Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба. |
1 |
|
Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов |
1 |
|
Первая помощь при кровотечениях. |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
РАЗДЕЛ 7. Дыхание |
5 |
|
|
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. |
1 |
|
Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Влияние курения на организм |
1 |
|
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. |
1 |
|
Болезни и травмы органов дыхания. Клиническая и биологическая смерть. Приемы реанимации. Лабораторная работа: Определение частоты дыхания. Функциональные пробы с задержкой дыхания. |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
РАЗДЕЛ 8. Пищеварение |
6 |
|
|
Питание и пищеварение |
1 |
|
Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал |
1 |
|
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа: Действие ферментов желудочного сока на белки. |
1 |
|
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника |
1 |
|
Регуляция пищеварения. Православный пост: его значение для профилактики заболеваний ЖКТ |
1 |
|
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Первая помощь при отравлениях. |
1 |
РАЗДЕЛ 9. Обмен веществ и энергии |
3 |
|
|
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ |
1 |
|
Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Православный пост и обмен веществ. Практическая работа: Составление пищевых рационов. |
1 |
|
Лабораторная работа: Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена |
1 |
РАЗДЕЛ 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение |
5 |
|
|
Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. Самонаблюдение: исследование кожи с помощью лупы. Определение типа кожи. |
1 |
|
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Первая помощь при ожогах и обморожениях. |
1 |
|
Терморегуляция организма. Закаливание. Первая помощь при переохлаждении и тепловом ударе. |
1 |
|
Органы выделения. Заболевания органов выделения и их профилактика. |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
РАЗДЕЛ 11. Нервная система |
5 |
|
|
Значение нервной системы |
1 |
|
Строение нервной системы. Спинной мозг |
1 |
|
Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа: Пальценосовая проба и функции мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. |
1 |
|
Функции переднего мозга |
1 |
|
Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа: Штриховое раздражение кожи |
1 |
РАЗДЕЛ 12. Анализаторы. Органы чувств. |
5 |
|
|
Анализаторы |
1 |
|
Зрительный анализатор |
1 |
|
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней |
1 |
|
Слуховой анализатор Лабораторная работа: Определение остроты слуха |
1 |
|
Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус Практическая работа: Оптические, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна. |
1 |
РАЗДЕЛ 13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика. |
6 |
|
|
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Учение Ухтомского |
1 |
|
Врожденные и приобретенные программы поведения |
1 |
|
Сон и сновидения (православный взгляд на их содержание). |
1 |
|
Особенности высшей нервной деятельности человека. Необходимость труда. Лабораторная работа: Оценка объёма кратковременной памяти |
1 |
|
Воля. Эмоции. Внимание. Причины рассеянности. Лабораторная работа: Колебание произвольного внимания |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
РАЗДЕЛ 14. Эндокринная система |
2 |
|
|
Роль эндокринной регуляции |
1 |
|
Функция желез внутренней секреции. Повторение темы «Пищеварение» |
1 |
РАЗДЕЛ 15. Индивидуальное развитие организма |
5 |
|
|
Жизненные циклы. Размножение. Половая система. Повторение темы «Обмен веществ и энергии» |
1 |
|
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Повторение тем: «Дыхание», «Кровеносная и лимфатическая системы» |
1 |
|
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Повторение темы: «Нервная система» |
1 |
|
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. Повторение темы: «Высшая нервная деятельность» |
1 |
|
Обобщающий урок Тестирование по теме |
1 |
Итого 68 часов |
Лабораторные, практические работы, работы по самонаблюдению:
№ |
Четверть |
Тема работы |
|
1 четв |
Л.Р. 1 Изучение микроскопического строения тканей организма человека |
|
Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы. |
|
|
Л.Р. 2 Изучение внешнего вида и микроскопического строения кости. |
|
|
Самонаблюдение: Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки |
|
|
Самонаблюдение: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц. |
|
|
2 четв |
Л.Р. 3 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. |
|
Л.Р. 4 Измерение кровяного давления. |
|
|
Л.Р. 5 Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба. |
|
|
Л.Р. 6 Определение частоты дыхания. Функциональные пробы с задержкой дыхания. |
|
|
3 четв |
Л.Р. 7 Действие ферментов слюны на крахмал |
|
Л.Р. 8 Действие ферментов желудочного сока на белки. |
|
|
Пр.р. Составление пищевых рационов. |
|
|
Л.Р. 9 Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена |
|
|
Самонаблюдение: исследование кожи с помощью лупы. Определение типа кожи. |
|
|
Л.Р. 10 Пальценосовая проба и функции мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. |
|
|
4 четв |
Л.Р. 11 Штриховое раздражение кожи |
|
Л.Р. 12 Определение остроты слуха |
|
|
Пр.р. Оптические, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна. |
|
|
Л.Р. 13 Оценка объёма кратковременной памяти |
|
|
Л.Р. 14 Колебание произвольного внимания |
Лабораторные и практические работы:
№ |
Четверть |
Тема работы |
|
1 четв |
Л.Р.1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой |
|
2 четв |
Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом |
|
3 четв |
Пр.р. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание |
|
Пр.р. Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании |
|
|
Пр.р. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. |
|
|
Пр.р. Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом |
|
|
Пр.р. Выявление изменчивости организмов |
|
|
Л.Р.2 Изучение морфологического критерия вида |
|
|
4 четв |
Л.Р.3 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. |