12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дмитриева Ольга Петровна43 Учитель биологии. Многодетная мама Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород |
Поурочно-тематическое планирование по биологии для 5-9 классов по курсу «Биология»
Лабораторные и практические работы 5 класс:
№ | Четверть | Тема работы |
| 1 четв | Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. |
| Приготовление микропрепарата кожицы лука | |
| Приготовление препаратов пластид в растительных клетках | |
| 2 четв | Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей |
| 3 четв | Строение плодовых тел шляпочных грибов. |
| Особенности строения мукора и дрожжей | |
| Строение зеленых водорослей | |
| 4 четв | Строение мха |
| Строение спороносящего хвоща и папортника | |
| Строение хвои и шишек хвойных | |
| Строение цветкового растения | |
| Итоговая контрольная работа: промежуточная аттестация. |
№ п/п | Тема | Часы |
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 14ч | 14 | |
| Строение семян двудольных и однодольных растений. | 1ч |
| Лабораторная работа 1: Изучение строения семян. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии | 1ч |
| Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа 2: Виды корней. Типы корневых систем. | 1ч |
| Строение корней. Лабораторная работа 3: Корневой чехлик и корневые волоски | 1ч |
| Условия произрастания и видоизменения корней | 1ч |
| Побег. Почки. Рост и развитие побега. | 1ч |
| Внешнее строение листа. Лабораторная работа 4: Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | 1ч |
| Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Лабораторная работа 5: Строение кожицы и мякоти листа. | 1ч |
| Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа 6: Внутреннее строение ветки дерева | 1ч |
| Видоизменение побегов. Лабораторная работа 7: Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица) | 1ч |
| Цветок и его строение. Лабораторная работа 8: Изучение строения цветка | 1ч |
| Соцветия. Лабораторная работа 9: Различные виды соцветий | 1ч |
| Плод. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа 10: Сухие и сочные плоды. Инструктаж по ТБ в кабинете биологии | 1ч |
| Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1ч |
Раздел 2. Жизнь растений 11ч | 11 | |
| Минеральное питание растений | 1ч |
| Фотосинтез, его роль в образовании атмосферы Земли | 1ч |
| Дыхание растений | 1ч |
| Испарение воды растениями. Листопад | 1ч |
| Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа 11: Передвижение веществ по побегу. | 1ч |
| Прорастание семян. Лабораторная работа 12: Определение всхожести семян растений. | 1ч |
| Способы размножения растений | 1ч |
| Размножение споровых растений | 1ч |
| Размножение семенных растений | 1ч |
| Вегетативное размножение растений. Лабораторная работа 13: Вегетативное размножение комнатных растений | 1ч |
| Обобщающий урок по теме «Жизнь растений». Тестирование по теме | 1ч |
Раздел 3. Классификация растений 6ч | 6 | |
| Систематика растений | 1ч |
| Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 1ч |
| Семейства Пасленовые и Бобовые | 1ч |
| Семейство Сложноцветные. | 1ч |
| Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Важнейшие сельскохозяйственные растения. | 1ч |
| Итоговая контрольная работа: промежуточная аттестация | 1ч |
Раздел 4. Природные сообщества3ч | 3 | |
| Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Повторение темы: «Строение покрытосеменных растений» | 1ч |
| Развитие и смена растительных сообществ Повторение темы: «Жизнь растений» | 1ч |
| Итоговое обобщение. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 1ч |
Итого 34ч. |
Лабораторные работы:
№ | Четверть | Тема работы |
| 1 четв | Изучение строения семян двудольных и однодольных растений |
| Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы | |
| Корневой чехлик и корневые волоски | |
| Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение | |
| Строение кожицы листа. Клеточное строение листа | |
| 2 четв | Внутреннее строение ветки дерева |
| Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица) | |
| Изучение строения цветка | |
| Различные виды соцветий | |
| Сухие и сочные плоды | |
| 3 четв | Передвижение веществ по побегу растения |
| Определение всхожести семян растений и их посев | |
| 4 четв | Вегетативное размножение комнатных растений |
| Итоговая контрольная работа: промежуточная аттестация |
№ п/п | Тема | Часы |
ВВЕДЕНИЕ 2ч | 2 | |
1 | История развития зоологии | 1 |
2 | Современная зоология | 1 |
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ | ||
РАЗДЕЛ 1. Простейшие 3ч | 3 | |
1 | Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики | 1 |
2 | Простейшие: жгутиконосцы, инфузории. Значение простейших в природе и жизни человека | 1 |
3 | Обобщающий урок по темам: «Введение» и «Простейшие». Тестирование. | 1 |
РАЗДЕЛ 2. Многоклеточные животные 35ч | 35 | |
| Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. Значение в природе | 1 |
| Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы. Значение в природе | 1 |
| Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 1 |
| Тип Круглые черви. | 1 |
| Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Значение червей в природе и жизни человека | 1 |
| Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки. Лабораторная работа 1: Многообразие кольчатых червей | 1 |
| Тип Моллюски. Значение в природе и жизни человека | 1 |
| Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | 1 |
| Тип Иглокожие. Классы иглокожих. Значение в природе и жизни человека | 1 |
| Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа 2: Многообразие ракообразных | 1 |
| Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Значение в природе и жизни человека Лабораторная работа 3: Многообразие насекомых | 1 |
| Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки | 1 |
| Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | 1 |
| Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи | 1 |
| Отряд насекомых: Перепончатокрылые | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные». Тестирование | 1 |
| Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | 1 |
| Классы рыб: Хрящевые, Костные. Значение в природе, редкие виды. Лабораторная работа 4: Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб | 1 |
| Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | 1 |
| Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | 1 |
| Класс Земноводные. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Значение в природе, редкие виды. | 1 |
| Класс Пресмыкающиеся. Значение в природе, редкие виды. Отряд Чешуйчатые | 1 |
| Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы | 1 |
| Класс Птицы. Редкие виды. Отряд Пингвины. Лабораторная работа 5: Изучение внешнего строения птиц | 1 |
| Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | 1 |
| Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | 1 |
| Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | 1 |
| Многообразие птиц. Значение птиц в природе. | 1 |
| Класс Млекопитающие Значение в природе и жизни человека. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | 1 |
| Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | 1 |
| Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | 1 |
| Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | 1 |
| Отряд млекопитающих: Приматы. Редкие млекопитающие и их охрана | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные» | 1 |
| Контрольный урок Тестирование по теме «Позвоночные» | 1 |
СТРОЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ | ||
РАЗДЕЛ 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных 13ч | 13 | |
| Покровы тела. Лабораторная работа 6: Изучение особенностей различных покровов тела | 1 |
| Опорно-двигательная система животных | 1 |
| Способы передвижения и полости тела животных | 1 |
| Органы дыхания и газообмен | 1 |
| Органы пищеварения | 1 |
| Обмен веществ и превращение энергии | 1 |
| Кровеносная система. Кровь | 1 |
| Органы выделения | 1 |
| Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | 1 |
| Органы чувств. Регуляция деятельности организма | 1 |
| Продление рода. Органы размножения, продления рода | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 |
| Обобщающий урок по теме «Эволюция строения». Тестирование. | 1 |
РАЗДЕЛ 4. Индивидуальное развитие животных 3ч | 3 | |
1 | Способы размножения животных. Оплодотворение | 1 |
2 | Развитие животных с превращением и без превращения | 1 |
3 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лабораторная работа 7: Изучение стадий развития животных и определение их возраста | 1 |
РАЗДЕЛ 5. Развитие животного мира на земле 4ч | 4 | |
1 | Концепция Божественного сотворения мира. Анализ доказательств эволюции животных. | 1 |
2 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | 1 |
3 | Усложнение строения животных. Причина многообразия видов | 1 |
4 | Обобщающий урок по теме «Эволюция развития» Тестирование. | 1 |
РАЗДЕЛ 6. Биоценозы 3ч | 4 | |
| Естественные и искусственные биоценозы. | 1 |
| Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 |
| Цепи питания. Поток энергии. | 1 |
| Промежуточная аттестация | 1 |
РАЗДЕЛ 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека 5ч | 4 | |
| Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Повторение по темам Губки, черви, моллюски, иглокожие | 1 |
| Охрана и рациональное использование животного мира Повторение по темам: рыбы, амфибии, рептилии. | 1 |
| Породы сельскохозяйственных и домашних животных Повторение по темам: птицы, млекопитающие. | 1 |
| Итоговое обобщение по курсу биологии 7 класса. | 1 |
Итого 68 часов |
Лабораторные работы:
№ | Четверть | Тема работы |
| 1 четв | Многообразие кольчатых червей |
| Многообразие ракообразных | |
| 2 четв | Многообразие насекомых |
| Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб | |
| Изучение внешнего строения птиц | |
| 3 четв | Изучение особенностей различных покровов тела |
| 4 четв | Изучение стадий развития животных и определение их возраста |
| Промежуточная аттестация |
Тема | Часы | |
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ. Науки, изучающие организм человека | 2 | |
| Науки о человеке. Здоровье и его охрана. Виднейшие ученые физиологи. | 1 |
| Становление наук о человеке | 1 |
РАЗДЕЛ 2. Происхождение человека | 2 | |
| Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей | 1 |
| Расы человека. Среда обитания | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Строение организма | 5 | |
| Общий обзор организма человека | 1 |
| Клеточное строение организма | 1 |
| Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. Лабораторная работа: Изучение микроскопического строения тканей организма человека | 1 |
| Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы. | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
РАЗДЕЛ 4. Опорно-двигательная система | 7 | |
| Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторные работы: Изучение внешнего вида и микроскопического строения кости. | 1 |
| Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей Соединения костей | 1 |
| Строение мышц. Обзор мышц человека. Самонаблюдение: Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки | 1 |
| Работа скелетных мышц и их регуляция. Самонаблюдение: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц. | 1 |
| Нарушения опорно-двигательной системы. Самонаблюдение: Выявление нарушений осанки. Выявление плоскостопия | 1 |
| Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
РАЗДЕЛ 5. Внутренняя среда организма | 3 | |
| Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма Лабораторная работа: Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. | 1 |
| Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 |
| Иммунология на службе здоровья. Работы Пастера и Мечникова | 1 |
РАЗДЕЛ 6. Кровеносная и лимфатические системы | 7 | |
| Транспортные системы организма | 1 |
| Круги кровообращения. Лабораторная работа: Измерение кровяного давления. | 1 |
| Строение и работа сердца | 1 |
| Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа: Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба. | 1 |
| Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов | 1 |
| Первая помощь при кровотечениях. | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
РАЗДЕЛ 7. Дыхание | 5 | |
| Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | 1 |
| Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Влияние курения на организм | 1 |
| Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | 1 |
| Болезни и травмы органов дыхания. Клиническая и биологическая смерть. Приемы реанимации. Лабораторная работа: Определение частоты дыхания. Функциональные пробы с задержкой дыхания. | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
РАЗДЕЛ 8. Пищеварение | 6 | |
| Питание и пищеварение | 1 |
| Пищеварение в ротовой полости. Лабораторная работа: Действие ферментов слюны на крахмал | 1 |
| Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Лабораторная работа: Действие ферментов желудочного сока на белки. | 1 |
| Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | 1 |
| Регуляция пищеварения. Православный пост: его значение для профилактики заболеваний ЖКТ | 1 |
| Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Первая помощь при отравлениях. | 1 |
РАЗДЕЛ 9. Обмен веществ и энергии | 3 | |
| Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | 1 |
| Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Православный пост и обмен веществ. Практическая работа: Составление пищевых рационов. | 1 |
| Лабораторная работа: Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена | 1 |
РАЗДЕЛ 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 5 | |
| Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган. Самонаблюдение: исследование кожи с помощью лупы. Определение типа кожи. | 1 |
| Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Первая помощь при ожогах и обморожениях. | 1 |
| Терморегуляция организма. Закаливание. Первая помощь при переохлаждении и тепловом ударе. | 1 |
| Органы выделения. Заболевания органов выделения и их профилактика. | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
РАЗДЕЛ 11. Нервная система | 5 | |
| Значение нервной системы | 1 |
| Строение нервной системы. Спинной мозг | 1 |
| Строения головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Лабораторная работа: Пальценосовая проба и функции мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. | 1 |
| Функции переднего мозга | 1 |
| Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. Лабораторная работа: Штриховое раздражение кожи | 1 |
РАЗДЕЛ 12. Анализаторы. Органы чувств. | 5 | |
| Анализаторы | 1 |
| Зрительный анализатор | 1 |
| Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 |
| Слуховой анализатор Лабораторная работа: Определение остроты слуха | 1 |
| Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус Практическая работа: Оптические, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна. | 1 |
РАЗДЕЛ 13. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика. | 6 | |
| Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Учение Ухтомского | 1 |
| Врожденные и приобретенные программы поведения | 1 |
| Сон и сновидения (православный взгляд на их содержание). | 1 |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Необходимость труда. Лабораторная работа: Оценка объёма кратковременной памяти | 1 |
| Воля. Эмоции. Внимание. Причины рассеянности. Лабораторная работа: Колебание произвольного внимания | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
РАЗДЕЛ 14. Эндокринная система | 2 | |
| Роль эндокринной регуляции | 1 |
| Функция желез внутренней секреции. Повторение темы «Пищеварение» | 1 |
РАЗДЕЛ 15. Индивидуальное развитие организма | 5 | |
| Жизненные циклы. Размножение. Половая система. Повторение темы «Обмен веществ и энергии» | 1 |
| Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Повторение тем: «Дыхание», «Кровеносная и лимфатическая системы» | 1 |
| Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Повторение темы: «Нервная система» | 1 |
| Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности. Повторение темы: «Высшая нервная деятельность» | 1 |
| Обобщающий урок Тестирование по теме | 1 |
Итого 68 часов |
Лабораторные, практические работы, работы по самонаблюдению:
№ | Четверть | Тема работы |
| 1 четв | Л.Р. 1 Изучение микроскопического строения тканей организма человека |
| Самонаблюдение: Мигательный рефлекс и условия его проявления и торможения. Коленный и надбровный рефлексы. | |
| Л.Р. 2 Изучение внешнего вида и микроскопического строения кости. | |
| Самонаблюдение: Работа основных мышц. Роль плечевого пояса в движениях руки | |
| Самонаблюдение: Влияние статической и динамической работы на утомление мышц. | |
| 2 четв | Л.Р. 3 Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. |
| Л.Р. 4 Измерение кровяного давления. | |
| Л.Р. 5 Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Функциональная проба. | |
| Л.Р. 6 Определение частоты дыхания. Функциональные пробы с задержкой дыхания. | |
| 3 четв | Л.Р. 7 Действие ферментов слюны на крахмал |
| Л.Р. 8 Действие ферментов желудочного сока на белки. | |
| Пр.р. Составление пищевых рационов. | |
| Л.Р. 9 Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена | |
| Самонаблюдение: исследование кожи с помощью лупы. Определение типа кожи. | |
| Л.Р. 10 Пальценосовая проба и функции мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга. | |
| 4 четв | Л.Р. 11 Штриховое раздражение кожи |
| Л.Р. 12 Определение остроты слуха | |
| Пр.р. Оптические, слуховые, тактильные иллюзии; обнаружение слепого пятна. | |
| Л.Р. 13 Оценка объёма кратковременной памяти | |
| Л.Р. 14 Колебание произвольного внимания |
Лабораторные и практические работы:
№ | Четверть | Тема работы |
| 1 четв | Л.Р.1 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой |
| 2 четв | Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом |
| 3 четв | Пр.р. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание |
| Пр.р. Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании | |
| Пр.р. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. | |
| Пр.р. Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом | |
| Пр.р. Выявление изменчивости организмов | |
| Л.Р.2 Изучение морфологического критерия вида | |
| 4 четв | Л.Р.3 Изучение палеонтологических доказательств эволюции. |