Статья «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе, ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей»
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе, ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ
Аннотация. В статье определены основные направления повышения эффективности и качества образования в начальной школе, ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ОВЗ.
Ключевые слова: качество образования, начальная школа, обучение, воспитание, образовательные возможности, ФГОС НОО, ФГОС ОВЗ.
Актуальность повышения эффективности и качества образования в начальной школе, обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей возрастает в последнее время в связи с тем, что растет количество детей имеющих различные ограниченные возможности здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов образование является основным средством социальной адаптации, необходимым условием интеграции в общество.
В основу ФГОС для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:
- признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования;
- признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
- развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО ОВЗ, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
Повышение эффективности и качества образования в начальной школе с учтом обучения детей разных образовательных возможностей, том числе и с ОВЗ зависит от ряда психолого-педагогических, методических и организационных условий.
Прежде всего необходимо обеспечить разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ. Руководитель образовательной организации и его заместители определяют пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития детей с учетом их особых образовательных потребностей. На основе этих данных в образовательной организации формируется индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Индивидуальный учебный план разрабатывается с участием детей, их родителей (законных представителей), а также педагогов.
Учителями начальной школы совместно с заместителями должны быть проработаны различные виды организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ. При обучении учащихся с ОВЗ следует обращать внимание на раскрытие их творческого потенциала, развитие познавательных мотивов, поощрение познавательной, проектной, творческой деятельности.
Важным условием повышения эффективности и качества образования в начальной школе с учетом обучения детей разных образовательных возможностей, том числе и с ОВЗ является создание в школе комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ.
Среда должна обеспечить выполнение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для всех обучающихся.
Кроме того среда должна обеспечить духовно-нравственное развитие учащихся, охрану и укрепление их физического, психического и социального здоровья.
Задача формирования и развития у обучающихся начальных классов с ОВЗ универсальных учебных действий, как основы умения учиться, решается в процессе освоения основных предметных областей. В условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не происходит изменений в качестве образования. Однако, в силу нарушений развития, дети с ограниченными возможностями здоровья не могут овладеть в полном объеме всеми предметами учебного плана школы.
Директор школы должен создать условия для реализации АООП НОО и обеспечить достижение планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО.
При этом классными руководителями проводится работа по выявлению и развитию способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе с использованием возможностей организаций дополнительного образования.
Классный руководитель во внеклассной и классной работе проводит мероприятия, направленные на расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья. Классный руководитель помогает обучающимся с ОВЗ в развитии их социальных навыков и навыков общения. Например, могут проводится акции, ролевые игры, классные часы «Помощь другу», «Не такой как все», «Все мы разные».В результате этих мероприятий дети учатся сочувствовать, сопереживать, помогать, проявлять заботу о ближних. Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов необходим особый подход. В зависимости от группы инвалидности, дети с ОВЗ нуждаются в помощи специалиста для освоения новой информации. Также, для них необходимо создание специальных условий на уроке. На начальном этапе обучения нужно уделить внимание психологической готовности детей к школьному обучению. Дети с ОВЗ могут проявлять слабый интерес к учебным предметам. У некоторых детей возникают трудности в овладении письмом, чтением, орфографией. С целью развития познавательных универсальных учебных действий учитель начальных классов использует различные методы и приемы.
При ознакомлении детей с миром природы, с окружающим миром используются следующие приемы:
- использование наглядности;
- объяснение учителя;
- самостоятельная работа детей;
- проведение опытов;
- дидактические игры.
При изучении математики, русского языка, т.е. тех предметов, которые с трудом даются детям с ОВЗ, используются такие приемы:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (наблюдение, демонстрация, работа с учебником, работа со схемами, моделями, рисунками);
- практические (упражнения, опыты, задания).
В работе с родителями классный руководитель использует разные формы работы. Так, например, классный руководитель в рамках родительского собрания может провести анкетирование родителей для выяснения их отношения к проблемам воспитания детей, рассказать о достижениях и проблемах учащихся, дать рекомендации по воспитанию детей с ОВЗ.
Необходимо предусмотреть участие родителей обучающихся с ОВЗ в разработке и обсуждении АООП НОО. Следует шире привлекать родителей, учитывая их пожелания в развитии социальной среды школы, в разработке индивидуальных образовательных маршрутов для их детей. Необходимо предусмотреть участие родителей в создании условий для реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Создать систему психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Педагогическим коллективом школы осущесвтляется разработка и внедрение комплекса мер по развитию консультативной помощи родителям по вопросам образования детей с ОВЗ.
Классный руководитель наряду с психологом и другими специалистами должен обеспечить поддержку родителей в воспитании обучающихся с ОВЗ, информировать их о возможностях сохранения и укрепления здоровья детей, использовании здоровьесберегающих технологий. Следует также предусмотреть вовлечение семей в образовательную деятельность. Классный руководитель должен работать с родителями обучающихся:
- изучать их запросы, внимательно относиться к их заботам, поддерживать родителей в их желании воспитать своих детей здоровыми и нравственно полноценными людьми;
- поддерживать тесную связь с родителями. Для этого необходимо организовать встречи с родителями учащихся класса на протяжении
учебного года. В последнее время все чаще родители обращаются за помощью специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.).
Важным условием повышения эффективности и качества образования в начальной школе с учётом обучения детей разных образовательных возможностей, том числе и с ОВЗ является эффективность использования времени, отведенного на реализацию обязательной части АООП НОО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Это возможно за счет организации внеурочной деятельности, дистанционного образования, образовательных ресурсов Интернет, проектной деятельности.
На качество образовательного процесса влияет и использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных технологий. Для детей с ОВЗ следует предусмотреть участие в деловых и ролевых играх.
При этом необходимо учитывать, что дети с ограниченными возможностями здоровья учатся концентрироваться, внимательно слушать, быть внимательными, четко выполнять инструкции, соблюдать правила игры, подчиняться правилам, а также быть дисциплинированными. Например, дети с нарушениями слуха должны иметь возможность услышать, понять, запомнить сказанное или написанное. В условиях инклюзивного образования важно учитывать особенности восприятия детей с нарушением слуха.
Например, дети с нарушениями зрения на уроке должны иметь возможность осязать предмет, слышать. В условиях инклюзивного образования важно учитывать особенности восприятия детей с нарушением зрения.На уроках математики в начальной школе и на уроках окружающего мира в основной школе дети с нарушением зрения должны иметь сенсорные средства обучения. Например, на занятиях по математики, чтения можно использовать тактильные таблицы для обучения сложению, чтению, а на уроках окружающего мира — карты, макеты, которые можно рассматривать, с помощью рук.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных условий их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Список литературы
1. Рябова О.В. Проблема качества образования в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ.URL https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kachestva-obrazovaniya-v-nachalnoy-shkole-v-sootvetstvii-s-fgos-noo-ovz
2.Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)