12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стекленёва Светлана Юрьевна620
Россия, Саратовская обл.
2

О влиянии системно-деятельностного подхода на повышение эффективности обучения.

О влиянии системно-деятельностного подхода на повышение эффективности обучения.

Стекленёва Светлана Юрьевна, учитель географии

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области».


Повышение качества знаний – главная цель современного образования. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.

Современный урок – это система действий, направленных на достижение результата. Результат системно-деятельностного подхода-формирование умения учиться.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Само понятие «системно-деятельностный подход» подразумевает организацию образовательной среды и образовательного пространства в системе дидактических принципов на основе технологий деятельностного метода т. е. это прежде всего процесс, которым можно и нужно управлять, с тем чтобы добиться запланированного уровня результатов, а значит добиться определенного уровня качества. И наша задача выбрать такие механизмы управления, чтобы качество образования повышалось.

Суть системно-деятельностного подхода:

Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (УУД и системы представлений о мире).

Движение от цели к результату (совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.

Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.

Целью педагогической деятельности является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Что касается обучающихся, они теперь становятся полноправным субъектом образовательного процесса.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Образовательный процесс потянул целую лестницу обновлений, включая новые требования к уроку. А от урока ступеньки протягивается к учителю, к обучающимся, их родителям – всем участникам образовательного процесса.

Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и определённую логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. Но проблема в том, что школьники перегружены учебными занятиями, в связи с этим, у них понижена познавательная активность, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Необходимо повысить познавательный интерес у учащихся.

Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей. Наша задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

1. Максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.

2. Нужно хвалить за правильные решения.

3. Создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника».

4. Организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

5. Заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.

Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Главное – вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:

1. Единая логическая деятельность учителя и учащихся.

2. Рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.

3.Увеличение времени на выполнение самостоятельной учебной деятельности.

4. Умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.

Главное здесь, поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. А преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.


«Синквейн» для системно-деятельностного подхода:

- Новый, современный,

- Озадачивает, нагружает, развивает.

- Лиха беда начало!

- Справимся!

В нашей школе работа и самочувствие учащихся на уроках не ухудшились, дети не испытывают дискомфорта, обучаясь в новых условиях в средней школе. Новое содержание предметов, новые формы работы на уроке и во внеурочной деятельности ребятам оказались по плечу.  Занимаются они увлеченно, с интересом, благодаря знаниям и навыкам, привитым им в начальных классах, и взаимопониманию, установившемуся со всеми новыми для них учителями-предметниками. Владеют различными формами работы: коллективной, групповой, парной, индивидуальной. Соблюдают орфографический режим, понимают и положительно реагируют на речь учителя. У детей сформированы начальные навыки самостоятельной работы, позволяющие им самостоятельно определять границы познанного и пока еще неизвестного. Педагоги готовы к реализации такого обучения. Учителя овладели новыми способами, технологиями и не являются передатчиками информации, а становятся носителями техники и способов мышления. Стараются видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Для того, чтобы в эпицентре образовательного процесса находилась развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Вся педагогическая система работы учителя ориентирована на достижение запланированных результатов. Безусловно, факторов, оказывающих влияние на достижение результата, гораздо больше. Новые стандарты требуют вводить (как необходимые) результаты, которые связаны с мотивацией учебной деятельности, с установлением партнерских отношений учителя и учащихся, а также с необходимостью вступать в сотрудничество с родителями. Личностные и метапредметные результаты вовлекают в анализ учителя знания возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и другие научные достижения в области теории обучения и воспитания.

Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.

Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся, приобщить учащихся к активному обучению.

Литература:

Винокур М.С. Использование методики В.Ф.Шаталова в преподавании географии: Методические указания. М., Новая школа, 1992.

Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа - М.: Просвещение, 1988.

Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа, 2004.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.