Статья «О влиянии системно-деятельностного подхода на повышение эффективности обучения»
О влиянии системно-деятельностного подхода на повышение эффективности обучения.
Стекленёва Светлана Юрьевна, учитель географии
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области».
Повышение качества знаний – главная цель современного образования. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.
Современный урок – это система действий, направленных на достижение результата. Результат системно-деятельностного подхода-формирование умения учиться.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Само понятие «системно-деятельностный подход» подразумевает организацию образовательной среды и образовательного пространства в системе дидактических принципов на основе технологий деятельностного метода т. е. это прежде всего процесс, которым можно и нужно управлять, с тем чтобы добиться запланированного уровня результатов, а значит добиться определенного уровня качества. И наша задача выбрать такие механизмы управления, чтобы качество образования повышалось.
Суть системно-деятельностного подхода:
Процесс обучения выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (УУД и системы представлений о мире).
Движение от цели к результату (совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может.
Через технологии организации деятельности учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату.
Целью педагогической деятельности является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Что касается обучающихся, они теперь становятся полноправным субъектом образовательного процесса.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
- ставить цели,
- решать задачи,
- отвечать за результаты.
Образовательный процесс потянул целую лестницу обновлений, включая новые требования к уроку. А от урока ступеньки протягивается к учителю, к обучающимся, их родителям – всем участникам образовательного процесса.
Приоритетной задачей образования становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и определённую логическую последовательность учебного материала на всех ступенях образования. Но проблема в том, что школьники перегружены учебными занятиями, в связи с этим, у них понижена познавательная активность, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Необходимо повысить познавательный интерес у учащихся.
Окружающий нас мир с каждым днём становится всё более непредсказуемым, динамичным, требующим от человека поисковой активности. Желание новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты поведения детей. Наша задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше. И каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:
1. Максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися.
2. Нужно хвалить за правильные решения.
3. Создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал «комплекс двоечника».
4. Организовывать работу таким образом, чтобы дети получали навык не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.
5. Заниматься отдельно после уроков с учениками, которые хотят знать больше.
Совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Главное – вера в ребёнка, уважение его личности, стремление помочь ему в достижении успеха.
Исходя из ожидаемых результатов, для себя сформулировала важнейшие аспекты урока:
1. Единая логическая деятельность учителя и учащихся.
2. Рациональное сочетание теоретической и практической деятельности на уроке.
3.Увеличение времени на выполнение самостоятельной учебной деятельности.
4. Умения творчески применять знания и умения в новых видах деятельности.
Главное здесь, поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. А преподаватель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску адекватных им педагогических технологий и использование их в своей практике.
«Синквейн» для системно-деятельностного подхода:
- Новый, современный,
- Озадачивает, нагружает, развивает.
- Лиха беда начало!
- Справимся!
В нашей школе работа и самочувствие учащихся на уроках не ухудшились, дети не испытывают дискомфорта, обучаясь в новых условиях в средней школе. Новое содержание предметов, новые формы работы на уроке и во внеурочной деятельности ребятам оказались по плечу. Занимаются они увлеченно, с интересом, благодаря знаниям и навыкам, привитым им в начальных классах, и взаимопониманию, установившемуся со всеми новыми для них учителями-предметниками. Владеют различными формами работы: коллективной, групповой, парной, индивидуальной. Соблюдают орфографический режим, понимают и положительно реагируют на речь учителя. У детей сформированы начальные навыки самостоятельной работы, позволяющие им самостоятельно определять границы познанного и пока еще неизвестного. Педагоги готовы к реализации такого обучения. Учителя овладели новыми способами, технологиями и не являются передатчиками информации, а становятся носителями техники и способов мышления. Стараются видеть класс не из-за учительского стола, а с ученического места. Для того, чтобы в эпицентре образовательного процесса находилась развивающаяся личность ученика с его проблемами и трудностями. Вся педагогическая система работы учителя ориентирована на достижение запланированных результатов. Безусловно, факторов, оказывающих влияние на достижение результата, гораздо больше. Новые стандарты требуют вводить (как необходимые) результаты, которые связаны с мотивацией учебной деятельности, с установлением партнерских отношений учителя и учащихся, а также с необходимостью вступать в сотрудничество с родителями. Личностные и метапредметные результаты вовлекают в анализ учителя знания возрастной психологии, педагогической психологии, социальной психологии и другие научные достижения в области теории обучения и воспитания.
Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у обучающихся учебные и общеучебные компетенции.
Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся, приобщить учащихся к активному обучению.
Литература:
Винокур М.С. Использование методики В.Ф.Шаталова в преподавании географии: Методические указания. М., Новая школа, 1992.
Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю: Здоровье детей – будущее народа - М.: Просвещение, 1988.
Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. Уфа, 2004.