12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Павловский Виталий Сергеевич123
Моё педагогическое кредо: "преподавание — искусство отдавать". Учу детей понимать окружающий мир, быть организованными, толерантными и творческими личностями. В своей педагогической деятельности стараюсь идти в ногу со временем.
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
2

Повышение эффективности процесса обучения через реализацию технологий электронного учебника на основе применения HTML и MACROMEDIA FLASH

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ HTML И MACROMEDIA FLASH.

Современная школа должна помочь ребёнку удовлетворить свои образовательные запросы, создавать условия для всестороннего развития личности.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной требует от школы коренных изменений, поиска новых подходов в организации образовательного процесса.

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему образования.

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения

нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения электронных учебников по различным дисциплинам.

t1611249175aa.gif

Электронный учебник естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным техническим средством, при помощи которого можно разнообразить процесс обучения. Каждым занятием можно вызвать у детей эмоциональный подъем, при этом, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный результат в процессе освоения знаний, побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться результата.

Диаграмма статистики скачивания ЭУ:t1611249175ab.jpg

Результаты анкетирования среди учителей, учеников и родителей:

Рисунок 1. Учителя. Отношение к электронному учебнику

t1611249175ac.png

Рисунок 2. Учащиеся. Отношение к электронному учебнику

t1611249175ad.png

Рисунок 3. Родители. Отношение к электронному учебнику

t1611249175ae.png

Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что перспективность и рентабельность внедрения ЭУ в программы школьного образования оправданы современными реалиями общества.

Общая структура формирования и компонентов ЭУ.

Электронные учебники, как правило, построены на основе применения методов визуализации и интерактивных элементов, облегчающих восприятие учебного материала. При конструировании интегрированного содержания учебника используются следующие основные положения:

интеграция учебного содержания на основе использования междисциплинарных связей;

дифференциация учебной информации с целью сохранения внутренней структуры и повышения научного уровня каждой из объединяемых дисциплин;

принцип профессиональной направленности;

необходимость рассмотрения сложных аспектов изучения, являющихся предметами исследования соответствующих прикладных наук;

оптимизация логической структуры учебника с целью повышения систематизации и системности представления учебной информации [4];

Структура учебника не должна нарушать закономерностей и принципов построения информационных систем.

Кроме того учебник должен иметь вопросы и задания к обучаемым после каждого параграфа, глоссарий и программу тестирования, которые на этом этапе работ не представлены.

К структуре интерактивного учебника логично предъявить следующие требования:

информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео формате ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций должна быть линейка прокрутки, позволяющая повторить любую часть лекции.

текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

на иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся и исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, графика и т.д.).

текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей многократно меньше по сравнению с традиционным учебником. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебного пособия.

Можно выделить 3 основных режима работы учебника:

обучение без проверки;

обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;

тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки

Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использование гипертекстовой технологии и технологии Macromedia.

Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Для достижения этой цели в состав учебника может быть включена серия программ моделирования, обеспечивающих графическую иллюстрацию структуры и работы алгоритмов, что позволяет не только повысить степень их понимания, но и способствует развитию у обучаемого интуиции и образного мышления.

Средства создания электронных учебников можно разделить на группы, например,

используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению, особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна следующая классификация:

традиционные алгоритмические языки;

инструментальные средства общего назначения;

средства мультимедиа;

гипертекстовые и гипермедиа средства.

При этом наиболее часто используемыми модулями являются дополнительный текстовый материал и изображения, видеофрагменты и анимации, интерактивные карты и задания, аудиозаписи.


t1611249175af.jpg

Характерные черты электронных учебников (ЭУ), созданных средствами прямого программирования:

разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс, структура электронного учебника, способ подачи материала и т.д.);

сложность модификации и сопровождения;

большие затраты времени и трудоемкость;

отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания электронного учебника, ориентированного на имеющуюся в наличии электронную базу.

Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для создания ЭУ

пользователями, не являющимися квалифицированными программистами. ИСОН применяемые при проектировании ЭУ, как правило, обеспечивают следующие возможности:

формирование структуры ЭУ;

ввод, редактирование и форматирование текста (текстовый редактор);

подготовка статистической иллюстративной части (графический редактор);

подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов);

подключение исполняемых модулей, реализованных с применением других средств разработки и др. [1].

К достоинствам инструментальных средств общего назначения следует отнести:

возможности создания ЭУ пользователю любого уровня;

существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;

невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.

Вместе с тем ИСОН имеют и ряд недостатков:

далеко не дружественный интерфейс;

меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами, возможности;

отсутствие возможности создания программ дистанционного обучения.

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1/4 его объема. Если информация была представлена визуально - около 1/3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалась до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.

Аудиоинформация включает речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, поверхности символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Динамический видеоряд практически всегда состоит из последовательностей

статических элементов (кадров). Здесь выделяются три типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6—12 фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана и количество цветов, а также объем информации [4].

Гипертекст — это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором

в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определенным текстовым фрагментам. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут

использоваться изображения, а информация может содержать текст, трафику, видео-

фрагменты, звук [1].

Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым

к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно “выложить” на любом сервере и его можно легко корректировать. В настоящее время существует множество различных гипертекстовых форматов (HTML,TML,PHP и др.).

При выборе средств необходима оценка наличия:

аппаратных средств определенной конфигурации;

сертифицированных программных систем;

специалистов требуемого уровня.

Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ, необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем памяти и др.

Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на большинство персональных компьютерах.

Кроме того, мощность и быстродействие аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые технологии и процессы.

В качестве средств разработки интерактивных учебников наибольшее распространение получили язык разметки НТМL (Hypertext Markup Language) и технология Macromedia Flash.

Первая спецификация универсального и общедоступного языка разметки – HTML была утверждена в 1991 году, НТМL стал стандартом и одновременно “корнем” для всех разрабатываемых Web страничек.

На сегодняшний день HTML остается самым универсальным, даже незаменимым средством разметки гипертекста, а, следовательно, и публикации в Интернет. На писание Web страничек на HTML, не требует интерпретации исходного кода в двоичный код. Язык разметки гипертекста по определению должен интерпретироваться браузером. Это, безусловно, накладывает некоторые ограничения на возможности языка и на совместимость новых конструкций со старыми версиями браузеров. Однако, именно эта особенность языков разметки оставляет прекрасную возможность генерировать НТМL-код другими программами (CGI-скриптами). Современные Web- страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей (CSS), иногда присутствуют Java- апплеты [2].

При разработке Web—сайта в интернете его неотъемлемую часть составляет язык разметки HTML как единый стандарт разметки документа и передачи гипертекстовой информации. Flash технология никогда не претендовала на место HTML, но, на данный момент, с помощью Flash можно сформировать полноценную страницу—ролик. Такой подход можно действительно расценивать, как некое вытеснениеHTML. На многих страницах, использующих Macromedia Flash , присутствует ощущение отсутствия кода HTML. В данном случае HTML-код сведен к минимуму за счет Flash. Смысл этого кода - правильное расположение клипа.

При разработке и реализации проекта электронного учебника Flash играет роль модного дополнения к дизайну Web-страницы. На данный момент многие технологии ориентированы на это, к примеру, - Metastream, которая позволяет демонстрировать векторную графику. Стоит заметить, что векторная графика на сегодняшний день – идеальное решение для дополнения и реализации графических объектов [4].


Рисунок 4. Примеры внедрения технологий Flash и Metastream в процесс построения ЭУ


t1611249175ag.pngt1611249175ah.png

Большую часть материала можно использовать не только для уроков, но и при проведении воспитательных мероприятий и при работе с родителями, ведь в нынешних классах учатся дети разных национальностей, разного вероисповедания, разных интеллектуальных и физических возможностей.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для составления, использования и реализации простейшего электронного учебника необходимы базовые владения навыками работы с интернет ресурсами, умение систематизировать объем полученной информации, в виде удобном для понимания всем категориям учащихся, стремление к получениям качественных знаний учащимися для успешной интеграции в современное общество.













Литература


Дунаев С. Технологии интернет- программирования. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2019. – 480 с.: ил.

Матросов А., Сергеев А. HTML 4.0 СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 2018. – 672 с.: ил.

Дронов В. Macromedia Flash MX. – Санкт – Петербург, 2017. – 848 с.: ил.

Игнатов Д.Г., Павловский В. С. Структура и принцип работы прикладных электронных энциклопедий – Воронеж, 2007. 190 с.: ил.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.