Повышение качества образования посредством использования инструментов ЦОС на уроках русского языка и литературы
Жизнь порой ставит перед нами такие задачи, для решения которых нужно изменить привычный уклад, перестроиться, овладеть чем-то новым, одно знание о существовании которого вызывает неприятие и отторжение. Таким испытанием для всех учителей в 2020 стал дистант. Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Ведь именно это время заставило нас открыть «саквояж» цифровой образовательной среды и научиться пользоваться инструментами, о которых мы только слышали, брали в руки, но не знали, к чему их приложить и как эффективно использовать. Дистант ушел, а те инструменты, которые позволяют нам качественно работать, остались.
Для меня использование цифры не самоцель, я обращаюсь с электронным ресурсам только тогда, когда знаю, что они помогут мне продуктивно сработать: выстроить урок или организовать домашнее задание. Кроме того, моя задача - показать детям содержимое этого ящика с инструментами, дать их в руки, а совершенствуются они уже сами. А то, что они обойдут своего учителя, в этом можно не сомневаться – это уже доказано жизнью. Мне только остается поощрять их за творчество, умение уместно, эффективно использовать эти инструменты.
Первым, что я оставила для дальнейшего использования стала онлайн-доска Padlet. Она очень удобна на предметах гуманитарной направленности, очень проста в использовании. Дети могут работать даже без регистрации, переходя только по ссылке или куар-коду. Доска может быть хранилищем неограниченной информации, доступной в любое время и в любом месте, поэтому с 11-классниками мы используем одну из досок (количество бесплатных досок ограничено) для подготовки к итоговому сочинению.
Изначально выбрав шаблон столбцов (есть и другие: стена, холст, сетка, лента времени), я разбила поле доски на 5 колонок (по количеству направлений), поместила к каждому направлению комментарии с сайта ФИПИ, а дети, разбившись на 5 групп, стали наполнять колонки материалами: примерные темы, названия произведений, краткий анализ. Сначала работали только в своих группах, потом стало тесно, стали заходить в другие группы, если прочитанное подходило под это направление. Здесь были и прочитанные программные произведения, и те, которые они читают самостоятельно и о которых хотят рассказать.
Доска позволяет под постами оставлять комментарии, ставить оценки в виде звезд, лайков, голосов; позволяет оставлять ссылки на любой контент и размещать и презентации, и таблицы, и фотографии, записывать аудиофайлы. Материалы досок можно сохранять как изображение, как PDF-файл, как Excel.
Конечно, не все работают в полную силу, но заметно, сам ребенок писал или же списал из Интернета, поэтому и оценки после защиты поста разные. Ребята, активно работающие на доске, говорящие потом в классе, накапливают опыт письменной коммуникации, и я знаю, что написать сочинение для них не составит труда. Вот уже некоторые итоги за этот год. Девочки-одиннадцатиклассницы, взяв за основу то, чем делились на доске, в декабре стали победителями конкурса на лучший отзыв на Уроке.РФ.
Подобная доска помогла нам готовиться и выступать на семинаре по Серебряному веку. Пятиклассники при изучении сказки Пушкина о мертвой царевне дома наполняли материалами доску «Образ яблока в мировой культуре и литературе».
На уроках русского языка также используем онлайн-доску, например, для создания карточек. Пятиклассники делают на доске карточки для одноклассников «Орфографический практикум», «Орфоэпический практикум» (по родному русскому), восьмиклассники – «Виды связи в словосочетании», десятиклассники – «Корни с чередованием». Карточки сохраняя в ПДФе, распечатываю, раздаю. Дети выполняют, сами проверяют. Я проверяю за ними, ставлю 2 оценки: за выполнение и проверку.
Инструменты цифровой образовательной среды
PPTX / 6.27 Мб
Возвращаясь к мысли о том, что наши ученики быстро учатся и обходят нас, такой пример. На прошлой неделе создавали в 8-классниками доску по образу города в «Ревизоре». Первый пост публиковала я, и вот озадачилась в классе вопросом: а как опубликовать две фотографии сразу, если можно только одну. Дети, которые уже умеют работать с коллажами, предложили соединить в фотографии в коллаже и опубликовать. Если в том году мы коллаж делали, вырезая из бумаги объекты, то сейчас только в электронном формате. Например, к первому уроку по творчеству Лермонтова я сама составила коллаж, а на уроке попросила ребят в статье учебника найти зашифрованные биографические сведения о поэте. На другие уроки уже они несли мне коллажи о писателях о поэтах; немногие, конечно, но такая работа однозначно высоко оценивается, даже если и делаются замечания. Они это знают, поэтому стараются выходить на этот уровень. Старшие уже прямо на уроке, работая в группе, могут обобщить материал и представить его в виде коллажа, вывести на доску и презентовать.
Радует, когда в ответ на твое задание, дети приносят выполненное в той форме, которую ты им давал когда-то. Значит, прижилось! Так, например, в прошлом году широко использовали со старшеклассниками LearningApps. Созданы классы, накоплены материалы. Причем, показала один шаблон, остальные освоили сами: и скачки, и виселицу, и кто хочет стать миллионером… Так вот, дала в первом полугодии в 10 классе задание в группах по «Лексике»: донести теорию и приготовить тренировочные материалы. И одной из форм тренировки стало приготовленное учеником упражнение на LearningAppsе. Я довольна, ученик вознагражден, качество повышается)))
Показывая и анализируя в 10 классе, скачанные из Интернета афиши к драме Островского «Гроза», я и не думала, что загорятся и сделают сами. Но сделали, скроили, вынесли на общее обсуждение.
Есть в нашей копилке и победы на муниципальном и региональном уровнях в олимпиаде по литературе, высок результат участия в прошлогодней профильной смене по литературе, победы в региональных и всероссийских конкурсах, есть стобалльники, в этом году сдаем литературу. Думаю, мы на правильном пути.
Здорово, что несмотря на наше непростое время, мы находим время осваивать новое, делиться друг с другом. Только теперь все найденное нами и освоенное должно применяться к месту и ко времени, работать эффективно на повышение качества образования.
Язенина Ольга Анатольевна
Чиганова Елена Анатольевна