12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карпова Ирина Викторовна25
1

Статья "Повышение качества образования на уроках русского языка и литературы"

7


t1633022509aa.gif







Повышение качества образования на уроках

русского языка.














Подготовила учитель русского языка

и литературы Карпова И.В.








Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

Из чего же оно складывается?

Из высокого уровня профессионализма педагогов.

Из материально – технического обеспечения школы.

Из создания комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний учащихся.

Для повышения качества образования необходимо определить основные цели и задачи его повышения.

Целевые направления:

совершенствование организации учебного процесса и повышение результатов обучения;

создание условий для повышения мотивации к обучению, саморазвитию, самостоятельности в принятии решений;

обеспечение учебно-воспитательного процесса на современном уровне;

создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

совершенствование системы воспитательной работы как средства повышения качества образования;

обеспечение физического развития учащихся, использование здоровьесберегающих технологий;

совершенствование материально-технической базы школы.

Задачи:

обобщение и внедрение в практику достижений передового педагогического опыта;

формирование установок на освоение современных педагогических технологий, подходов, обеспечивающих подготовку качественно нового младшего школьника;

создание единой системы урочной и внеурочной деятельности учителей и учеников, направленной на разностороннее развитие образовательного процесса;

организация взаимодействия учителей начальных классов, психолога, логопеда и родителей с целью изучения и развития индивидуальных способностей обучающихся.

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Составляющими качества образования являются:

качество обученности школьников по образовательным областям;

качество сформированности общеучебных умений школьников (умение работать с учебником, текстом, составить план, умение анализировать, делать вывод и т. п.);

качество воспитанности школьников (отслеживается по специальным методикам);

качество развития личности школьников (эмоциональность, воля, познавательный интерес, мотивация и т. д.);

качество социальной адаптации (способность найти свою «нишу» в обществе).



Для этого я свою работу строю следующим образом:

следую традициям и внедряю новации;

повышаю уровень компетентности;

осваиваю и внедряю в работу новейшие информационные технологии;

определяю причины типичных затруднений школьников и их коррекция;

выявляю уровень сформированности системы качества знаний учащихся;

фиксирую индивидуальные достижения школьников путём оформления портфолио;

организую проектную деятельность, позволяющую развивать творческие способности учащихся.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования, и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

владение современными образовательными технологиями;

способность делать учебный материал доступным пониманию;

творческое применение методов обучения;

способность организовать детский коллектив;

интерес к детям;

яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

В современных условиях необходимо владеть современными образовательными технологиями и методиками.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике я использую различные технологии и методики.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Поэтому одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса?

На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;

 б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;

 в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Способствует творческому развитию обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Учащимся можно предложить написать продолжение художественного произведения или его предысторию, письмо-обращение или похвальное слово герою, создать декорации и костюмы к пьесе (особенно это целесообразно в искусствоведческих классах) в виде описания или рисунков и др.      

Творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, при их выразительном чтении, т.к. само чтение предполагает сотворчество читающего. Музыкально-литературные композиции, конкурсы чтецов позволяют способным ученикам в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал: у них формируются навыки художественного чтения и актерской игры.

Огромную роль в развитии творческих способностей учащихся играют   уроки развития речи. На таких уроках проявляется индивидуальность каждого ученика, развиваются его творческие способности, любознательность.

На уроках литературы и русского языка  предусмотрены различные творческие работы: сочинение, сочинение-миниатюра, изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия, сочинение разных литературных жанров: сказка, рассказ, басня, ода,  былина, миф, стихотворение, пьеса и т. д. Развивают художественное воображение, творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстративных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации.

  В равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности – игра. Игры – упражнения развивают память детей, внимание, сообразительность, их общий кругозор. Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, заполняет информационное поле необходимого разнообразия, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инерцию. Она, моделируя творчество, тренирует эмоциональные структуры, обеспечивает усиление интеллекта в личности, развивает способности к самовыражению.          

На уроках русского языка и литературы в форме игры проводятся уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»,  диспуты, конференции, дебаты, «литературные кафе», «театральные гостиные», "суды" над героями, "консилиумы врачей" по поводу "болезни" героев, инсценируются художественные произведения, пишутся монологи от лица литературных героев. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и учеников.

Учителя русского языка и литературы активно используют в своей работе технологию критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Данная технология характеризуется следующей структурой:

           - активизация познавательной деятельности;

           - осмысление материала через активное чтение и слушание;

           - через размышление и анализ к творческой интерпретации.

           Данную технологию используют при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Данный прием это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы. Он развивает языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Помогает до конца понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивает литературно – творческие способности.

Эффективным слагаемым развития творческих способностей являются интегрированные уроки. Интегрированный урок не просто расширяет рамки одного предмета, а показывает целостную картину мира.

В развитии творческих способностей огромную роль играет участие детей в различных конкурсах, олимпиадах. При подготовке к конкурсам и олимпиадам различного уровня мы обращаемся как к репродуктивным методам обучения, так и к тем, которые максимально развивают ученика. Что в максимальной степени зависит от учителя? Это прежде всего развитие аналитических и творческих навыков. Учитель может сформировать навыки сравнительного анализа, интерпретации художественного текста, установление авторства текста путем работы над системой индивидуальных авторских кодов, путем исследовательской работы с различными словарями и справочниками, учит грамотно выстраивать письменное монологическое высказывание, в котором ребенок учится через контекст выходить на подтекст.

Сегодняшние ученики не мыслят себя без компьютера. Сколько открывается возможностей для совместного творчества учителя и учеников. Литературные  и языковые материалы, в том числе и игры, выполненные в электронном виде, применяются как в классной, так и в домашней работе, ребята самостоятельно с удовольствием создают различные виды презентаций. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

использование готовых обучающих программ;

Для обеспечения наглядности обучения я эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Я  использую созданные мною презентации  на всех этапах урока.

Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному усвоению знаний.

Работая, над новым материалом я использую:

схемы, для моделирования учебного материала;

таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание;

Работая, таким образом, учащиеся с интересом самостоятельно анализируют, делают выводы. Кроме, всего перечисленного, такая работа развивает мышление, формирует умение пользоваться таблицей, схемой, то есть формируется информационная компетентность.

Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего. Такой вид деятельности позволяет отработать, полученные знания по всем темам курса, получить диаграмму усвоения материала.

Технологию личностно-ориентированного образования я использую с целью повышения качества обученности.

Для предупреждения неуспеваемости я применяю технологии уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все я учитываю при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся я предъявляю достаточно серьезные требования. Я создаю ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся  в процессе обучения я применяю  проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей младших школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Большое внимание я уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой целью здоровьесберегающие технологии. Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. 

Сохранение здоровья учащихся – одна из основных целей, стоящих передо мной. Основными направлениями здоровьесберегающей программы являются:

пропаганда здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающего мышления;

решение оздоровительных задач средствами физической культуры;

использование педагогических технологий, направленных на улучшение физического и психического здоровья детей.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет я активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Рассмотренные выше технологии, формы, методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.

Ну и конечно же надо сказать об использовании Интернет ресурсов, там можно взять очень много информации для уроков: портреты писателей, фотографии, шедевры русского  искусства, русские народные костюмы, фотографии для уроки окружающего мира и литературного чтения, музыку, ауди-пособия, фильмы. Это является ярким наглядным пособием и источником вдохновения.

Применение таких форм проведения уроков позволяет стимулировать разнообразие творческой деятельности обучающихся, дает возможность увеличить на уроке объем  информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету у учащихся.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать  особенности  детей, уровня  их обученности, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и  проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов, внеклассных мероприятиях.

Таким образом, применение информационных технологий:

способствуют повышению интереса у учеников к обучению:

позволяют наглядно представлять материал;

интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

повышать познавательную активность обучающихся.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод.

Чтобы повысить качество образования следует:

улучшать процессы преподавания и обучения;

использовать разнообразные методики и технологии;

применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится не только об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому, но каждому разное число. Эта притча имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.