12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковтун Ирина Сергеевна31

«Повышение мотивации на уроках физики»

Современный мир открывает большое количество возможностей для человечества. Практически любую необходимую информацию можно легкостью найти в интернете, нет необходимости идти в библиотеку, изучать книги, статьи и т.д. Именно поэтому одной из центральных проблем современной школы является формирование мотивации на обучение, развитие познавательного интереса в школьном возрасте.

Обучающиеся, как и их родители считают физику одним из наиболее сложных школьных предметов. И если родители осознают важность и занимательность данного предмета, то дети в большинстве своем не испытывают интереса к физике. В ходе изучения физики из года в год изучаемый на уроках материал становится все сложнее, а мотивация детей все слабее.

Основной причиной отсутствия мотивации является «сухость» преподавания физики. Необходимо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока. Абсолютно для каждого учителя важно, чтобы обучающиеся интересовались его предметом, добивались успехов. В этом заинтересованы и родители учеников. К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с фразами: «не дано», «не хочет учиться», «у ребенка есть способности, но ему это не нужно» и т.д.

Сколько бы усилий не прикладывал учитель школьника невозможно научить, пока он относится равнодушно и безынициативно к изучению предмета. Именно поэтому важно на начальном этапе изучения предмета, по физике это 7 класс, создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет найти что-то интересное для себя. Мотивация школьников во многом зависит от инициативы учителя на каждом этапе обучения. Учителю необходимо обладать высоким уровнем мышления, способностью и стремлением к проблемному обучению, творческими качествами.

Деятельность выполняет ряд функции в формировании личности – развивающую, интегративную, критериальную, коммуникативную. Деятельностный подход является элементом личностно-ориентированного обучения, обеспечивая реальную основу для становления личности.

По мнению А.Г.Асмолова «процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!». Именно системно-деятельностный подход способен помочь заинтересовать обучающихся в учебном процессе.

В настоящее время основной задачей образования является формирование умения и желания учиться всю свою жизнь, работать в команде, самореализоваться и самосовершенствоваться на фоне рефлексивной самоорганизации.

Одна из главных задач учителя – организация учебной деятельности с целью формирования потребностей и способностей для осуществления творческих преобразований учебного материала с целью овладения новыми знаниями и навыками в результате самостоятельного поиска.

Под «деятельностным подходом к обучению» подразумевают теорию обучения, опирающуюся на деятельностную концепцию усвоения социального опыта, в котором:

главная цель обучения – развитие учащихся, создание условий для саморазвития; ученик является субъектом образовательного процесса;

обучение подразумевает формирование и управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых в процессе сотрудничества, субъект-субъектного взаимодействия; учение рассматривается как деятельность;

усвоение знаний и умений трактуется как активно-исследовательский процесс, который осуществляется посредством мотивированного и целенаправленного решения задач.

Ученик в таком случае является субъектом жизнедеятельности, то есть является основоположником своей деятельности. Он самостоятельно ставит цели, решает задачи, отвечает за результат и анализирует свою деятельность.

Главная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не передаются в готовом виде, а учащимся предоставляется возможность самостоятельно их добывать в процессе практической деятельности.

Функция учителя при деятельностном подходе состоит в управлении процессом обучения. Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Деятельность учащихся должна быть организована таким образом, чтобы они самостоятельно сформулировали решение проблемы урока и объяснили, как необходимо действовать в новых условиях.

Физика – занимательный предмет, преподавание которого можно организовать, используя различные методы и приемы. Наряду с другими естественными науками она изучает свойства окружающего нас мира.

В основе преподавания физики всегда лежал системно-деятельностный подход. От того на сколько грамотно он применяется на уроках во многом зависит мотивация обучающихся. Рассмотрим несколько примеров применения системно-деятельностного подхода в обучении.

Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Чаще всего применяются текстовые задачи, которые кажутся обучающимся скучными, неинтересными и бесполезными. Задачи, требующие практических действий, позволяют повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета.

Например, при изучении темы «Плотность вещества» обучающимся можно предложить выполнение следующей экспериментальной задачи. Обучающихся необходимо разделить на мини-группы (3-4 человека), либо на пары. Каждой группе выдать грузы, изготовленные из различных материалов, мензурку с водой и линейку. Необходимо определить из какого материала состоит предмет. В ходе выполнения задания обучающиеся работают в коллективе, на практике видят, как можно применить полученные знания.

Рассмотрим другой пример задачи по теме «Масса. Плотность. Объем». Тело неправильной формы не входит в мензурку. Предложите способ определения объема тела. В качестве оборудования обучающимся предлагается два цилиндрических сосуда различного диаметра, вода и мензурка. Предложите способ определения объема тела. Обучающиеся, проводя различные эксперименты, самостоятельно исследуют возможные варианты определения объема тела неправильной формы.

Решение экспериментальных задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, а главное повышению мотивации к изучению предмета. Уроки с применением экспериментальных задач отличаются от классических уроков своей динамичностью, творческой направленностью и инициативностью. Каждый ребенок, выполнив даже самую простую экспериментальную задачу самостоятельно, чувствует свой успех и начинает интересоваться предметом.

Важнейшая роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Именно ему необходимо выбирать методы и приемы проведения уроков. Современный учитель объединяет традиционные и современные методы с целью заинтересовать учеников в своем предмете, создать среду, в которой каждый обучающийся сможет самореализоваться.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.