12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малкина Татьяна Николаевна73

Методы и приёмы, помогающие повысить мотивацию на уроках истории и обществознания.

Малкина Татьяна Николаевна

учитель истории и обществознания

ГБОУ гимназия им.С.В.Байменова

г.Похвистнево Самарская область

Термин «мотивация» означает «побуждение к действию. Для педагогики он сравнительно новый. В советские времена считалось, что ребенок должен быть изначально мотивирован к получению знаний, Однако сегодняшние дети не всегда заинтересованы в обучении. Поэтому необходимо применение таких форм, методов, которые помогли бы решить данную проблему.

На уроках истории и обществознания формированию интереса способствует применение занимательного изложения учебного материала с обязательным включением примеров, фактов из жизни, проведение параллелей, сравнений, необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), познавательные ситуации, организация спора и дискуссии. При этом одним из основных условий является не монолог учителя, а беседа, включение учащихся в «тему» разговора, построение логической цепочки, когда любое последующее утверждение вытекает из предыдущего.

Рассмотрим мотивационный цикл, позволяющий педагогу сделать максимально эффективным каждый этап урока истории и обществознания.

Последовательность урока, наличие различных элементов, способствующих обучению

Урок начинается с работы, которая концентрирует внимание учеников. На мой взгляд, очень удачной является технология проблемного обучения, которая предполагает постановку проблемы урока, а это в свою очередь, является фактором мотивации. И чем «острее» проблема, тем сильнее удается заинтересовать учащихся.

Затем дается общий обзор урока, устанавливаются цели, подчеркивается логическая связь с прошлым и будущим урокам, концентрируется внимание детей. Здесь именно важна логика, связь с ранее изученным материалом, нельзя «вырывать» материал из общего контекста. Это способствует пониманию и также поддерживает интерес к материалу.

Основной упор делается на содержании темы урока (освоение новых понятий и умений), но при этом содержание требует четкого отбора, важно выделить главное, существенное, при этом максимально это должно быть связано с жизненным опытом учеников, соотнесено с актуальными событиями в современной жизни. Это требует детальной проработки всего материала, чтобы сделать его доступным и легкоусвояемым. На этом этапе важно, чтобы основной элемент включал самостоятельный поиск информации, получение выводов самими учащимися.

На последующем этапе урока ученики имеют возможность самостоятельно применять получаемую информацию и формируемые умения в жизни. Здесь необходимо выбирать открытые вопросы и учебные задания, требующие творческого поиска, мышления на уровне, превосходящем уровень имеющихся знаний. Основной метод - стимулирование мышления вопросами высокого уровня. Они требуют от ученика умения интерпретировать, применять, обрабатывать, создавать, распространять и анализировать информацию. Поощряется взаимодействие и сотрудничество, высказывание своих идей. Можно поощрять учеников выражать собственное мнение: в ходе обсуждения предметного материала; в различных письменных работах, таких как заметки, эссе и др.; в рамках дискуссий по социальным темам

И в самом конце урок включает обзор происшедшего и его формальное завершение.

Думаю, в завершение будут уместны слова И.Канта «Все наше знание начинается с чувств, перерастает в понимание, и заканчивается разумом».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.