Статья «Повышение познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка с помощью особого дидактического средства — интерактивной тетради»

11
0
Материал опубликован 9 January 2023 в группе

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ ОСОБОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА – ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕТРАДИ

 

Илюшкина Ольга Александровна

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ № 10 с УИОП,

г.Сургут, ХМАО-Югра

 

Учебная дисциплина «Русский язык» является одной из наиболее важных в образовании дисциплин. Ее значение обусловлено первоначально функциями, которыми обладает язык – он является средством коммуникации людей, способствует формулированию и выражению мыслей, эмоций людей. Кроме того, освоение русского языка является обязательным условием для обучения другим дисциплинам. Однако наблюдается неудовлетворенность учителей и методистов практикой изучения младшими школьниками русского языка – недостаточным уровнем освоения дисциплины, познавательной активности и самостоятельности, формализацией процессом обучения (заучивание правил и понятий, без осознания отражаемых ими явлений и закономерностей).

Поэтому в настоящее время перед образовательными организациями остро стоит проблема формирования, развития и поддержания познавательного интереса, обучающихся к изучению русского языка, особенно на этапе начала обучения – в начальном звене.

В ходе теоретического поиска было обнаружено особое дидактическое средство, которое обладает педагогическим потенциалом в решении указанной проблемы – интерактивная тетрадь. Именно интерактивная тетрадь (ИТ) является современным педагогическим средством, учитывающим особенности познавательной сферы детей Z-поколения и организующим коммуникацию обучающихся друг с другом, с учебным материалом.

ИТ можно классифицировать:

- по формату представления тетради (бумажные, электронные и смешанные);

Бумажные интерактивные тетради представляют собой ученические тетради, в которых в наглядной форме систематизирован учебный материал (рис. 1) – в форме схем, картинок, иконок, продуктов творческой деятельности.

t1673212238aa.png

Рис. 1. Бумажная интерактивная тетрадь [1]

 

В них могут применяться шаблоны, разработанные педагогами (рис. 2) – такие шаблоны могут быть одновариантными или многовариантными (когда педагог предлагает шаблоны на выбор).

t1673212238ab.png

Рис. 2. Бумажная интерактивная тетрадь с применением шаблонов [4]

Также интерактивные тетради могут быть абсолютно авторскими и иметь только заданные педагогом темы / заголовки или инструкцию (письменную / устную) (рис. 3).

t1673212238ac.gift1673212238ad.pngt1673212238ae.png

Рис. 3. Бумажная интерактивная тетрадь без применения шаблонов [1]

Второй вид интерактивных тетрадей – электронная. Она предполагает два варианта исполнения в зависимости от варианта взаимодействия с информацией:

компьютерная визуализация информации, часть которой формируется самими обучающимся. Она может считаться электронным аналогом бумажной интерактивной, которая предназначена исключительно для систематизации и визуализации учебного материала обучающимися в формате плакатов или презентаций (рис. 4А);

интерактивное автоматизированное взаимодействие с готовой информацией – предполагает автоматизацию процесса контроля и воплощение в качестве тренажера (рис. 4Б).

Электронных интерактивные тетради в зависимости от базы реализации и широты применения дополнительных web-инструментов / платформ бывают моно-программные и поли-программные.

 

t1673212238af.pngt1673212238ag.png

А – компьютерная визуализация информации

t1673212238ah.pngt1673212238ai.png

Б – автоматизированное взаимодействие с информацией

Рис. 4. Электронные интерактивные тетради [3]

- по способу применения в учебной деятельности (тематические, тетради для упражнений (тренинговые, тетради-экзаменаторы, комплексные тетради), тетради по целой учебной дисциплине, тетради для определенного вида работ (лабораторных, проектных, исследовательских, для подготовки к олимпиадам или другим конкурсным мероприятиям и др.)

- по типу дидактического содержания (информационные, контролирующие, смешанные).

В своей работе можно применять любую из рассмотренных видов интерактивных тетрадей. Но обеспечение результативности повышения познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка посредством интерактивной тетради требует реализации следующих педагогических условий:

1) создаются на уроках русского языка ситуации успеха для каждого ребенка с учетом особенностей его познавательной сферы и учебных возможностей;

2) обеспечивается дифференцированный подход на уроках русского языка к содержанию учебных заданий, к применяемым педагогическим методам, исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

3) используются дидактические игры на уроках русского языка, стимулирующие положительные эмоции учащихся по отношению к учебной деятельности и предметному содержанию;

4) осуществляется целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников со способами и источниками саморазвития в области дисциплины «Русский язык».

Внедрение первого педагогического условия – создание учителем ситуаций успеха на уроках русского языка для каждого ребенка с учетом его особенностей познавательной сферы и учебных возможностей проводится за счет использования следующих технологических операций:

снятие страха;

авансирование успешного результата;

персональная исключительность;

внесение мотива;

скрытое инструктирование о способах и формах совершения деятельности.

Все применяемые шаблоны в интерактивной тетради бумажного вида можно разделить на три вида:

Готовые шаблоны с картинками и текстом.

Пустые шаблоны для заполнения.

Шаблоны, сделанные своими руками.

Выбор шаблона производится с учетом второго педагогического условия – дифференцированный подход к содержанию учебных заданий и к применяемым педагогическим методам, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Для младших школьников с низким уровнем успеваемости и с ограниченными возможностями здоровья (обучающихся по адаптированной программе) применяется преимущественно первый вид шаблонов – готовые шаблоны с картинками и текстом. Для остальных школьников применяются все виды шаблонов последовательно – по мере усвоения детьми технологии работы с шаблоном. Суть дифференциации тетрадей школьникам не нужно объяснять.

На этапе контроля за работой школьников с интерактивной тетрадью создаются ситуации успеха для каждого ребенка с учетом его учебных возможностей. Для этого после завершения темы проводится конкурс среди двух категорий интерактивных тетрадей – с шаблоном (между детьми с низким уровнем успеваемости и с ограниченными возможностями здоровья) и авторской визуализацией (для остальных детей). Конкурс проводится следующим образом – каждый ученик получает 2 наклейки в форме звездочки, которыми он может номинировать одну тетрадь первой категории, другую – второй категории. При этом на оценку каждому обучающемуся представляются только работы школьников «своего ряда» (это увеличивает количество победителей). В итоге в каждом ряду были определяются 2 победителя из каждой категории. Победители получают в качестве подарков сертификат разового использования (рис. 5).

t1673212238aj.png

Рис. 5. Сертификаты для победителей конкурса

«Лучшая глава интерактивной тетради по теме»

Третье условие предполагает применение дидактических игр, стимулирующих положительные эмоции по отношению к учебной деятельности, предметному содержанию на уроках русского языка.

Например, при изучении темы «Твёрдые и мягкие согласные» школьниками были созданы интерактивные элементы в виде корзинки (рис. 6). Слова записывались на пирожках, которые нужно было сортировать по корзиночкам: вчерашние – это твёрдые пирожки, сегодняшние – это мягкие. В такую игру можно играть неоднократно раз, при этом добавляя новые карточки с пирожками, также повторять в течение всего года [2]

t1673212238ak.png

Рис. 6. Элемент интерактивной тетради для дидактической игры

«Разложи пирожки по корзинкам»

Электронная часть интерактивной тетради может содержать различные дидактические игры, базой которых является площадка по созданию интерактивных упражнений «LearningApps.org».

Например, в области изучения частей речи применялась дидактическая электронная игра «Найди», где школьникам надо было в каждой строке однокоренных слов найти искомую часть речи (рис. 7).

t1673212238al.png

Рис. 7. Пример задания из дидактической игры «Найди»

Можно использовать в работе образовательную программу Учи.ру, которая предусматривает персонализацию образования каждого учащегося.

Последнее условие заключается в осуществлении педагогом целенаправленной работы по ознакомлению младших школьников со способами и источниками саморазвития в области дисциплины «Русский язык».

В качестве одного из домашних заданий дети получили задание схематично изобразить в интерактивной тетради источники информации в области дисциплины «Русский язык» и способы ее получения.

Затем вначале урока каждый ребенок представлял полученную схему и давал объяснения. В совокупности работы дети определили такие источники информации как учебник, справочники, словари, другие книги, тетради-тренажеры, опорные схемы, интерактивная тетрадь, человек (учитель, родитель или одноклассник), видео- или аудио-контент (видео-уроки, аудио-уроки), тренажеры в системах «Я-класс». «Учи.ру», «Яндекс.Учебник» и др. Затем обсуждению подлежали способы получения информации.

Далее детьми совместно с родителями было предложено составить карту своего развития в области дисциплины «Русский язык». Первая часть карты представляла собой схематичное представление изученного материала по теме (как на рис. 8).

t1673212238am.png

Рис. 8. Часть карты собственного развития в области русского языка, изображенной в интерактивной тетради

Для второй часть карты необходимо было сформулировать типичные ошибки (по результатам самоанализа рабочих и контрольных тетрадей), трудные темы / учебные действия (детям, не имеющим трудности в освоении дисциплины, предлагалось выбрать тему для расширения кругозора), способы устранения ошибок и освоения трудной темы (способы получения новых знаний для успевающих детей).

По итогам такой работы дети составляли календарный план своей индивидуальной самостоятельной работы, по выполнению которого раз в месяц на классном часе они отчитывались.

Для усвоения учащимися сложных правил и для ликвидации типичных ошибок каждый ребенок составлял по ним карточки и размещал их по трем коробочкам. Первая коробочка наименовалась «каждый день», вторая – наименовалась одним названием одного дня недели (например, понедельник), третья – содержала порядковый номер дня в месяце (например, 1 число). Первую неделю ребенку надо было из первой коробочки каждый день зачитывать материал, проговаривая его вслух. На второй неделе из первой коробочки перемещали карточки, содержание которых ребенок великолепно освоил, во вторую. При этом карточки с правилами, в которых ребенок допускает ошибки или затруднения оставались в коробке №1. Такого же принципа придерживались и со 2 и 3 коробочкой. Детям, с высокой успеваемость предлагалось обозначить интересные для самостоятельного изучения темы и информацию по ним разделять по трем коробочкам по степени усвоения новой информации.

Таким образом, соблюдая все педагогические условия, и применяя в системе ИТ, можно повысить познавательный интерес к урокам русского языка младшими школьниками, а значит и мотивацию к обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Горелова, И. В. Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] / И. В. Горелова // Молодой ученый. – 2015. – № 1.2 (81.2). – С. 11-13. – URL: https://moluch.ru/archive/81/14720/ (дата обращения: 30.04.2021). – Текст: электронный.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. – М.: Смысл, 2005. – 431 с. – ISBN 5-89357-153-3. – Текст непосредственный.

Мастерская интерактивных тетрадей [Электронный ресурс] / А. Рыкова. – Личный интернет-ресурс. – 2021. – URL: https://obrazovanie-pro.ru/masterskaya-interaktivnyh-tetradej/ (дата обращения: 25.03.2021). – Текст: электронный.

Практика использования интерактивных тетрадей в школе [Электронный ресурс] / Н. Бордачёва. – Личный интернет-ресурс. – 2021. – URL: http://bordacheva.ru/2017/04/20/interaktivnye-tetradi-v-shkole/ (дата обращения: 25.03.2021). – Текст: электронный.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации