Повышение уровня мотивации на уроках биологии в среднем звене обучения.
Повышение уровня мотивации на уроках биологии в среднем звене обучения.
Отсутствие мотивации – серьезная причина неуспеваемости современных школьников. Задача учителя – найти пути решения данной проблемы, подобрать методы и приемы для повышения мотивации обучающихся, способствовать реализации потенциала ребенка.
На уроках биологии в среднем звене, с 5 по 9 классы обучения, для повышения мотивации обучающихся можно использовать разные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, проектные технологии, информационно – компьютерные технологии и другие…
Проблемное обучение дает возможность обучающимся решать важные и жизненные вопросы, основываясь на полученные знания. Использование данной технологии подходит для работы в группах, куда можно распределить детей с разными уровнями знаний и способности, когда каждый будет помогать друг другу, тем самым еще и повышая социальную успешность каждого ребенка. Поэтому даже неуспевающий ребенок имеет возможность проявить себя.
Фото 1,2,3. Групповые работы при изучении раздела «Ботаника»
Фото 4. Групповая работа «Строение организма человека»
Игровые технологии дают возможность ребенку коммуницировать с другими участниками игры и проявить свои способности. Через игру можно закрепить полученные знания на уроках, расширить кругозор обучающихся и способствовать активации познавательной деятельности.
Фото 5. Игра – пазлы «Многообразие птиц Московской области»
Игры могут проводиться не только учителем, но и самими обучающимися. В рамках функционирования ЭКО – отряда, под руководством учителя, в нашей гимназии разработаны игры «Сортируй мусор правильно» для обучающихся 5 – 7 классов (фото 6) , игра – ребусы «Внимание на знак!» (фото 7).
Фото 6 Фото 7
На уроках биологии и во внеурочное время для повышения мотивации к обучению, расширению кругозора, для получения практического опыта подходит проектная технология. Проекты могут быть использованы как краткосрочные, так и долгосрочные. Примером краткосрочного проекта является оформленная памятка, как продукт закрепления и систематизации изученного школьного материала по темам (фото 8). Памятку можно оформлять в группе, в паре или же индивидуально. Такое задание может быть дано на уроке или же в качестве домашнего задания.
Фото 8. Памятка «Памятка грибника. Собирай грибы правильно!», «Профилактика здоровья опорно-двигательного аппарата»
Долгосрочные проектные и исследовательские работы требуют больше времени. При оформлении долгосрочной проектной и исследовательской работы требуется определенный базовый объем знаний. В ходе выполнения данной работы учитель является только куратором, готовый оказать помощь при необходимости. Обучающийся, при выполнении исследовательской работы, первоначально определяется с темой, затем ставит перед собой цель и задачи, изучает источники с информацией и приступает к выполнению исследовательской деятельности. При использовании данной технологии у ребенка есть возможность получить больше объем знаний на практике и расширить свой кругозор. С готовыми исследовательскими и проектными работами обучающиеся выступают на разноуравневых конференциях (фото 9) и занимают призовые места, в результате чего получают признание своей роботы, практические навыки и становятся социально успешными.
Фото 9. Конференции исследовательских и проектных работ.
Современный урок невозможно представить без использования информационно – компьютерных технологий. С помощью данной технологии есть возможность наглядно продемонстрировать обучающимся учебный материал, например, включить фрагмент видеоролика с разнообразием живых организмов, показать фрагмент лабораторного опыта, который невозможно продемонстрировать в учебном классе. Использование ИКТ технологии может проходить на любом этапе урока. Активно мной используется в качестве закрепления полученных знаний или в качестве проверки домашнего задания (фото 10). Обучающиеся с удовольствием выполняют такие задания, даже ребенок, который не заинтересован в получении новых знаний начинает готовиться к уроку, чтобы выполнить такое задание.
Фото 10. Проверка знаний по теме в виде интерактивного задания «Видоизменение органов растений»
Комплексное применение разных приемов и технологий, наглядности на уроках биологии приводит к повышению уровня знания и качества образования учащихся, способствует повышению уровня мотивации обучающихся и активизации их знаний. Если учащийся стремиться получить новые знания, стремиться овладеть учебным материалом, то эффективность познавательного процесса возрастает, и на этом этапе задача учителя найти эффективные приемы и методы для повышения заинтересованности обучающихся в изучении предмета биологии. Ведь биология изучает то, что нас окружает в повседневной жизни. Знания, полученные на уроках биологии, не только расширяют кругозор школьника о многообразии живых организмов, а так же помогают сохранять свое состояние здоровья.
Панченко Марина Александровна