Повышение уровня мотивации на уроках биологии в среднем звене обучения.

6
1
Материал опубликован 12 January в группе

Повышение уровня мотивации на уроках биологии в среднем звене обучения.



Отсутствие мотивации – серьезная причина неуспеваемости современных школьников. Задача учителя – найти пути решения данной проблемы, подобрать методы и приемы для повышения мотивации обучающихся, способствовать реализации потенциала ребенка.

На уроках биологии в среднем звене, с 5 по 9 классы обучения, для повышения мотивации обучающихся можно использовать разные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, проектные технологии, информационно – компьютерные технологии и другие…

Проблемное обучение дает возможность обучающимся решать важные и жизненные вопросы, основываясь на полученные знания. Использование данной технологии подходит для работы в группах, куда можно распределить детей с разными уровнями знаний и способности, когда каждый будет помогать друг другу, тем самым еще и повышая социальную успешность каждого ребенка. Поэтому даже неуспевающий ребенок имеет возможность проявить себя.

t1736681246aa.pngt1736681246ab.jpgt1736681246ac.png

Фото 1,2,3. Групповые работы при изучении раздела «Ботаника»

t1736681246ad.png

Фото 4. Групповая работа «Строение организма человека»

Игровые технологии дают возможность ребенку коммуницировать с другими участниками игры и проявить свои способности. Через игру можно закрепить полученные знания на уроках, расширить кругозор обучающихся и способствовать активации познавательной деятельности.

t1736681246ae.png

Фото 5. Игра – пазлы «Многообразие птиц Московской области»

Игры могут проводиться не только учителем, но и самими обучающимися. В рамках функционирования ЭКО – отряда, под руководством учителя, в нашей гимназии разработаны игры «Сортируй мусор правильно» для обучающихся 5 – 7 классов (фото 6) , игра – ребусы «Внимание на знак!» (фото 7).

t1736681246af.pngt1736681246ag.pngt1736681246ah.png

Фото 6 Фото 7

На уроках биологии и во внеурочное время для повышения мотивации к обучению, расширению кругозора, для получения практического опыта подходит проектная технология. Проекты могут быть использованы как краткосрочные, так и долгосрочные. Примером краткосрочного проекта является оформленная памятка, как продукт закрепления и систематизации изученного школьного материала по темам (фото 8). Памятку можно оформлять в группе, в паре или же индивидуально. Такое задание может быть дано на уроке или же в качестве домашнего задания.

t1736681246ai.jpgt1736681246aj.jpg

Фото 8. Памятка «Памятка грибника. Собирай грибы правильно!», «Профилактика здоровья опорно-двигательного аппарата»

Долгосрочные проектные и исследовательские работы требуют больше времени. При оформлении долгосрочной проектной и исследовательской работы требуется определенный базовый объем знаний. В ходе выполнения данной работы учитель является только куратором, готовый оказать помощь при необходимости. Обучающийся, при выполнении исследовательской работы, первоначально определяется с темой, затем ставит перед собой цель и задачи, изучает источники с информацией и приступает к выполнению исследовательской деятельности. При использовании данной технологии у ребенка есть возможность получить больше объем знаний на практике и расширить свой кругозор. С готовыми исследовательскими и проектными работами обучающиеся выступают на разноуравневых конференциях (фото 9) и занимают призовые места, в результате чего получают признание своей роботы, практические навыки и становятся социально успешными.

t1736681246ak.pngt1736681246al.png

Фото 9. Конференции исследовательских и проектных работ.

Современный урок невозможно представить без использования информационно – компьютерных технологий. С помощью данной технологии есть возможность наглядно продемонстрировать обучающимся учебный материал, например, включить фрагмент видеоролика с разнообразием живых организмов, показать фрагмент лабораторного опыта, который невозможно продемонстрировать в учебном классе. Использование ИКТ технологии может проходить на любом этапе урока. Активно мной используется в качестве закрепления полученных знаний или в качестве проверки домашнего задания (фото 10). Обучающиеся с удовольствием выполняют такие задания, даже ребенок, который не заинтересован в получении новых знаний начинает готовиться к уроку, чтобы выполнить такое задание.

t1736681246am.png

Фото 10. Проверка знаний по теме в виде интерактивного задания «Видоизменение органов растений»


Комплексное применение разных приемов и технологий, наглядности на уроках биологии приводит к повышению уровня знания и качества образования учащихся, способствует повышению уровня мотивации обучающихся и активизации их знаний. Если учащийся стремиться получить новые знания, стремиться овладеть учебным материалом, то эффективность познавательного процесса возрастает, и на этом этапе задача учителя найти эффективные приемы и методы для повышения заинтересованности обучающихся в изучении предмета биологии. Ведь биология изучает то, что нас окружает в повседневной жизни. Знания, полученные на уроках биологии, не только расширяют кругозор школьника о многообразии живых организмов, а так же помогают сохранять свое состояние здоровья.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Материал прекрасно изложен. Всё по делу, никакой воды!

12 January

Похожие публикации