12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Струлёва Ольга Владиславовна3278
Работаю в гимназии с 2014г. учителем биологии. Являюсь руководителем ГМО.
Россия, Московская обл., Долгопрудный

Повышение уровня мотивации на уроках биологии в средней и старшей школе.



За то время, которое я работаю в школе, личность ребенка сильно изменилась. Дети стали все больше времени проводить в телефонах, им все менее интересно самостоятельно добывать информацию, в школу многие ходят просто для «галочки», так сказать пересидеть, потому что родители заставили. И здесь задача любого педагога заключается в том, чтобы у ребенка появилась мотивации и стремление получать новые знания, размышлять.

В современной школе учитель должен не просто дать базовые знания по своему предмету, но и направить на самостоятельный поиск. Здесь перед учителем встает вопрос – как сделать так, чтобы ученик сам захотел добывать новую информацию? Учителю необходимо использовать такие методы и приемы, которые сделают урок занимательным, насыщенным, что вызовет интерес у ребенка, создаст положительную эмоциональную обстановку на уроке, что так же положительно повлияет на качество обучения.

Эффективность педагогического процесса определяет устойчивый познавательный интерес обучающихся. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения прекращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому прежде чем получить положительный результат, необходимо приложить усилия, чтобы у детей появился интерес и желание обучаться.

Учитель обязательно должен учитывать возрастные особенности развития мотивации школьников (по мнению психологов):

Подростковый возраст
• Стойкий интерес к определенному предмету, развивается крайне редко, обычно формируется в семье;
• Мотив избегания неудачи;
• Желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями, как подтверждение высокого статуса в коллективе и средство самоутверждения;
• Познавательный интерес;
• Мотив достижения успеха в учебе не развивается;
• Мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.)

Старшая школа
• Мотивация продолжения образования в профессиональных учебных заведениях;
• Выбор предмета с позиции будущего (средний подросток: выбор будущего с позиции любимого предмета);
• Значимость отметки как мотиватора снижается, отметка выступает не мотиватором, а критерием качества знаний;
• Мотивация достижений высоких результатов по значимым предметам;

Зная психологические особенности возраста обучающихся и умея использовать различные методики и педагогические технологии на уроках учитель достигает положительного результата и стабильной динамики образовательного процесса.

Каждый учебный предмет особен и уникален, поэтому для преподавания необходимо учитывать свои особенности и тонкости. Какие же приемы можно использовать на уроках биологии для повышения мотивации...

Биология – это наука, изучающая живую природу. Для учащихся это должна быть не сухая наука, основанная только на теории, должно быть как можно больше практики. Ребенок должен вовлекаться в процесс, познавать, соприкасаясь с природой. Здесь работает мое педагогическое кредо «Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я, может быть, запомню; Вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций). На уроках биологии помимо обычных практических и лабораторных работ, где ребенок работает со специализированным оборудованием, должна быть новизна. Например, не просто изучать строение и место обитания птиц, но и прослушивать пение и голоса птиц. Дети дальше смогут на практике использовать эти знания, они, с удовольствием выходя со школы, рассказывают своим родственникам о птицах, которых узнают по голосам.

Можно использовать метод проектов. «Ум ребенка – на кончиках его пальцев» Василий Александрович Сухомлинский. Создавая модель, ребенок использует уже полученные знания, систематизирует и обобщает их, а так же может творчески проявить себя. Моделирование используется в разных классах и при изучении разных тем. Например, в 5 классе, при изучении темы «Строение бактерий» можно моделировать бактерии и их формы, так же обучающиеся могут работать при этом индивидуально или в группах, что способствует их социализации. В 8 классе можно создавать модели органов человека. В 9-10 классе, можно создать модель вируса. Для положительной динамики образовательного процесса должно быть переключение на разные виды деятельности, поэтому обучающиеся с удовольствием создают модели, как на уроках, так и в качестве домашнего задания. Примеры моделей представлены на фотографии.

t1629195704aa.jpgt1629195704ab.jpg


На уроках биологии можно использовать проблемные задачи. Например, в 11 классе при изучении экологии, в процессе урока можно искать новые пути решения экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, так же создавать групповые проекты и защищать их. Устраивать ролевые игры, в процессе которых так же решаются проблемы повседневной жизни. В процессе таких уроков у обучающихся происходит социализация, развиваются лидерские качества, развивается творческое и нестандартное мышление.

t1629195704ac.jpgt1629195704ad.jpg

Урок по теме «Экологические проблемы бытовых отходов» в 11 классе.


Обучающимся очень нравится синквейны в начале урока. На заданную тему они создают свое стихотворение состоящие из пяти строк и имеющее свои особенности. У обучающихся развивается образное мышление.

Но больше всего обучающиеся любят непосредственно контактировать с природой. Во время уроков я с обучающимися выхожу на улицу на пришкольный участок или в городской парк, где мы проводим урок. Обучающиеся не просто гуляют, они в процессе урока на свежем воздухе выполняют практическое задание. Например, в 5 классах мы изучаем многообразие растений, в 6 классах определяем покрытосеменные растения по морфологическим признакам, в 7 классе изучаем многообразие насекомых и других животных городского парка. В процессе урока обучающиеся конспектируют, оформляют практическую работу и в конце по возвращению в кабинет делают вывод. В 9 и 11 классах мы в обучающимися изучаем особенности естественных и искусственных экосистем. Так же выполняется практическая работа.

t1629195704ae.jpg

Фото. Урок на пришкольном участке.



На уроках естественно-научного цикла должно быть как можно больше наглядности!

На уроках биологии можно использовать множество разных методов и приемов для активизации деятельности обучающихся, что положительно повлияет на качество образовательного процесса и мотивацию обучающихся. Каждый учитель должен творчески подходить к планированию своего урока, учитывая психологические особенности возраста, возможности класса и сложности темы. При использовании разных методов и технологий на уроках мы достигаем с обучающимися успеха и хорошей результативности!







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Калягина Ирина Владимировна, 17.08.21 в 13:44 4Ответить Пожаловаться
Ольга Владиславовна, большое спасибо за увлекательную, аутентичную, полезную статью с авторскими фотографиями, спасибо, что делитесь своим опытом., а не просто теоретизируете. Это очень интересно :)
Струлёва Ольга Владиславовна, 17.08.21 в 14:19 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Владимировна! Очень приятно, что Вас заинтересовала моя публикация :)
Ватолина Светлана Анатольевна, 23.08.21 в 14:57 2Ответить Пожаловаться
Ольга Владиславовна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Струлёва Ольга Владиславовна, 23.08.21 в 21:34 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Светлана Анатольевна!
Трефилова Раиса Поликарповна, 23.08.21 в 17:37 2Ответить Пожаловаться
Ольга Владиславовна, поздравляю Вас с победой во Всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью о мотивации!

Струлёва Ольга Владиславовна, 23.08.21 в 21:35 2Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Раиса Поликарповна! Очень приятно
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.