Урок русского языка в 8 классе «Повторение изученного о глаголе» или «Готовим праздничный обед»

5
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Аннотация.

Данный урок в 8 классе разработан на основе Образовательной программы для 5—9 классов специальных (кор­рекционных) образовательных школ VIII вида (для детей с нарушени­ями интеллектуального развития) по редакцией Воронковой В.В., Перовой М.Н.- . — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.

Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. На уроке учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.

В старших классах на уроках русского языка актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться.

В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, необходимо активно презентации для активизации мыслительной деятельности учащихся.

Данный урок повторение пройденного предназначен для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств, при сопоставлении изученных явлений 8 классе для учащихся с умственной отсталостью. Для закрепления умений писать слова с повторяемыми орфограммами выполняются упражнения: обозначить условия выбора орфограммы, сгруппировать орфограммы.

Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Повторение изученного о глаголе или « Готовим праздничный обед».

учить применять на практике полученные знания, совершенствовать навыки правописания глаголов. Урок построен на взаимосвязи уроков по социально бытовой ориентировке (СБО) составлении праздничного меню и сервировки стола. Данная тема послужила опорой в презентации. В течение всего урока учащиеся выбирали глаголы из текста и определяли грамматические признаки и значение глаголов. За каждый правильный ответ учащиеся получали по одному столовому прибору (раздаточный материал, картинки). В конце урока каждый мог оценить себя сам по наличию приборов на столе. Кто полностью сервирует свой стол, тот получит «5», Кому не будет хватать 1 или 2 предметов, «4», трёх и более-«3». За каждый правильный ответ ученик получает картинку с изображением столового предмета.

Мой урок содер­жит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеоб­разовательных знаний и умений, который необходим им для социаль­ной адаптации, а так же урок направлен на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.

Частные методы и приемы: репродуктивный, продуктивный, творческий (поисковый), беседа, демонстрация слайдов, работа с карточками, контроль и коррекция.

Формы работы: фронтальная, дифференцированная, самостоятельная.

Использование компьютера на уроке помогло решить множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль над усвоением материала.

Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношения к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся.

Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.

1) Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

2) Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

3) Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Используемая литература:

1.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) образовательных учреждений VIII вида.-М.; «Просвещение», 2002.

2.Воронкова В.В., Перова М.Н., Экк В.В., и др. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

3. Методические разработки по русскому языку и литературе.

http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html

4. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).


 


 


 


 


 


 


 


 

Тема: Повторение изученного о глаголе или « Готовим праздничный обед».

Цель: повторение и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении темы «Глагол».

Задачи:

- закрепить умения определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в тексте, правильно писать глаголы с орфограммами;

- развивать учебно-организационные умения (организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности) и творческие способности учащихся;

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.

Тип урока: повторение и закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний по теме «Глагол».

Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, раздаточный материал: карточки с заданием, сигнальные карточки с цифрами от 1-2, раздаточный материал (картинки столовых приборов).

Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.

Метапредметные:

Познавательные:

-учить выделять существенные признаки глагола;

-закрепить теоретические знания о глаголе как части речи;

-формировать навыки составления предложений из заданных слов;

-расширять лексический запас путем подбора слов к заданной тематике;

-развивать умение употреблять глаголы в речи, определять его грамматические формы; развивать орфографическую зоркость;

-стимулировать умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.

Регулятивные:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;

-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-формулировать вопрос, затруднения, с которыми столкнулись;

-оценивать свои ответы и ответы одноклассников.

Коммуникативные:

-устанавливать связь с целью учебной деятельности и её мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

-определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-осуществлять самоконтроль;

-ориентироваться в тексте;

-находить ответы на вопросы в тексте, используя связь с жизнью;

- проводить анализ учебного материала;

-слушать и понимать речь других;

-умение точно выражать свои мысли;

- владеть формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

-систематизировать знания о глаголе, как части речи;

-формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять грамматические признаки глагола;

-способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.

Личностные:

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

-развитие самостоятельности;

-развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.


 

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите: сколько гостей; наверное, вы очень гостеприимные, умеете принимать гостей и точно знаете, как нужно готовиться к их приёму.

Дети: Нужно накрывать стол, готовить вкусные угощения.

II. Определение темы и цели урока.

Учитель: Давайте для наших гостей приготовим праздничный обед. Для этого отправимся на урок в школу волшебных поваров на урок повторения изученного о глаголе или «Готовим праздничный обед». Где повторим всё, что знаем о глаголе (слайд 1).

Учитель:

Цель: В школе волшебных поваров мы, повторим сведения о глаголе, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках, узнаем рецепты приготовления нескольких блюд для праздничного обеда. А также повторим правило сервировки праздничного стола.

За каждый правильный ответ вы будете вставлять на стол любой столовый прибор (картинки столовых приборов у каждого учащегося на парте).

Кто полностью сервирует свой стол, тот получит «5», Кому не будет хватать 1 или 2 предметов, «4», трёх и более-«3».

Учитель: Какая часть речи в русском языке лучше других может ответить на вопрос что делать?

Дети: Глагол.

III. Введение в тему урока.

Учитель: Что вы знаете о глаголе?

Дети: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? В предложении является сказуемым. Глаголы различают по значению: речи, движения, цвета, звучания, труда, чувства, поступки человека (слайд 2).

Дети: Дети рассказывают правило грамматические признаки (слайд 3).

Грамматические признаки глагола.

1.Неопределённая форма

Что делать? Что сделать?

2.Время

Прошедшее – что делал?

Настоящее – что делает?

Будущее – что сделает?

3.Число

Ед. – что делает?

Мн. – что делают?

4.Род (в прошедшем времени, ед.ч.)

М.р. – что делал?

Ж.р. – что делала?

Ср.р. – что делало?

5.Спряжение

I спр. – ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют).

II спр. - -ишь, -ит,-им, -ите, -ат(-ят).

Учитель: теперь мы готовы к приготовлению 1 блюда, рецепт которого хранится в старинной книге. Что нужно для приготовления любого блюда?

Дети: знание рецепта приготовления, хорошее настроение.

Учитель: Определение глаголов в тексте. Текст на доске и на парте.

Предлагаю приготовить суп с лимоном (слайд 4).

Задача для детей:

1. Сделать синтаксический разбор первого предложения.

2. Прочитать рецепт и подчеркнуть все глаголы в тексте.

3.Ответить на вопрос: Чем является глагол в предложении?

Суп с лимоном.

Мы варим мясо вместе с кореньями. Достаём мясо, после чего в бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуем, что суп начинает закипать, то проследим, чтобы смесь не булькала. Для вкуса добавим в суп ломтики лимона.

Учитель: Прочитайте текст. Выпишите 1 предложение сделайте синтаксический разбор.

Дети: выполняют разбор предложения (у доски работает ученик).

Учитель: Выпишите из текста все глаголы. Прочитайте глаголы, которые вы выписали.

Дети: варим, достаём, влить, почувствуем, начинает, закипать, следите, не булькала, добавим (слайд 5).

Учитель: поставим глаголы в неопределённую форму. На какие вопросы отвечает неопределённая форма?

Дети: Что делать? Что сделать?

Варить, достать, влить, почувствовать, начать, закипеть, следить, не булькать, добавлять.

Учитель: Определим значение каждого глагола. Какие значения может иметь глагол?

Дети: Глаголы движения, цвета, звучания, труда, чувства человека, речи. Дети: Варить – глагол труда,

достать – глагол труда,

влить – глагол труда,

почувствовать – глагол, обозначающий чувства человека,

начать – глагол движения,

закипеть – глагол звучания,

следить – глагол, обозначающий поступки человека,

не булькать – глагол звучания, добавить – глагол труда (слайд 6)

Учитель: Определим грамматические признаки данных глаголов. В каком случае мы не сможем определить грамматические признаки?

Дети: Если глагол стоит в неопределённой форме, мы не сможем определить грамматические признаки.

Дети: (дети читают глагол и разбирают его по «цепочке»).

Варим - варить, наст., вр., мн.ч., II спр.

Достаём – достать, наст., вр., мн. ч. I спр.

Влить – неопр.,ф,

Почувствуем - чувствовать, прошед., вр., мн. ч., I спр.

Начинает - начать, наст., вр., ед.,ч., I спр.

Закипать – неопр.,ф.

Следите - следить, наст.,вр., мн.ч., II спр.

Не булькала - булькать, прош., вр., ж.р.,

Добавим – добавить, буд., вр., мн. ч., II спр. (слайд 7)

Учитель: Что мы смогли повторить во время приготовления 1 блюда

Дети: лицо, число, время, спряжение, неопределённую форму, различать глаголы по их значению.

Учитель: Молодцы, ароматный праздничный суп, приправленный хорошим настроением и улыбками уже готов!

Учитель: Пришёл черёд 2 блюда, которое вы будете готовить в парах. Мы будем готовить пудинг из овощей. Что такое пудинг?

Дети: Пудинг - запечённое блюдо из крупы, яиц с овощами или фруктами (слайд 8).

Учитель: Вставьте пропущенные буквы и приготовьтесь объяснить орфограммы (слайд 9) .

Пудинг из овощей (карточка).

Овощи отварива..м. Отдельно смешива..м масло с желтками. (Не) торопитесь, ждите, когда овощная масса остудит..ся ! Добавля..м масло, желтки и зелёный горошек. После нужно выложить овощи в форму и запеч.. в духовке.

Учитель: Замечательно, прекрасное блюдо. Какие орфограммы мы повторили, готовя это блюдо?

Дети:

1.Правописание безударных личных окончаний глаголов;

2. НЕ с глаголами;

3. ТЬСЯ- ТСЯ в глаголах;

4. Ь в неопр., форме.

5. Проверка (слайд 10, 11) Учащиеся проговаривают правильность написания пропущенных орфограмм.

Физминутка.

Учитель: А сейчас мы приготовим десерт. Что такое десерт?

Дети:

Десерт – фрукты, конфеты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда («Толковый словарь» С.И. Ожегов) (слайд 12).

Воспользуемся следующим рецептом. В рецепте пропущены глаголы, вы должны будете их вставить, выбирая из слов для справок (слайд 13).

Яблоки, запечённые с творогом.
- прочитать текст;
- вставить по смыслу глаголы используя слова для справок.

Яблоки …, ножом аккуратно … семенную коробочку так, чтобы (не) … стенки или донце яблока, иначе начинка … и пригорать. Для начинки хорошо … желток с сахаром и ванилином, … творог. Всё тщательно … и начиняют яблоки. Десерт … в духовку на 10 минут. Перед тем, как … на стол, … сахарной пудрой. Приятного аппетита!

Слова для справок: моем, посыпают, подать, ставят, перемешивают , добавим, взбивают, начнёт, не проткнуть, вырезаем.

Учитель: Проверим выполнение данного упражнения.

IV. Закрепление.

Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие блюда приготовили. А теперь вам предстоит ответить на несколько вопросов. Тем самым повторим всё, что уже знаем о глаголе. На экране вы будете видеть вопрос и варианты ответов. Прочитав вопрос, поднимите ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Я задаю вопрос, а вы показываете на карточку с правильной цифрой (от 1 до 3).

Работа по слайдам с 15 по 24.

V. Домашнее задание: (слайд 25)

Учитель:

-составить и записать рецепт приготовления десерта.

-глаголы из данного рецепта выписать и указать их грамматические признаки.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

Учитель: Я думаю, что сведения о глаголе вы будете помнить всегда также хорошо, как знаете прибор, который необходим, чтобы кушать суп.

Давайте выставим оценки.

Кто полностью сервировал свой стол? Оценка «5».

Кому не хватило 1-2 приборов? Оценка «4».

А кому 3-х и более? Оценка «3».

Заключительное слово учителя.

Итак, ребята, как называлось наше занятие в волшебной школе поваров?

Что мы сумели повторить и чему научиться?

Сегодня вы вспомнили всё, что знали о глаголе. Познакомились несколькими рецептами приготовления праздничных блюд, которые можете приготовить, когда к вам придут гости.

Остаётся пожелать всем прочных знаний и приятного аппетита.

Спасибо за урок (слайд 27)


Повторение изученного о глаголе.
PPT / 472.5 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации