Урок русского языка в 8 классе «Повторение изученного о глаголе» или «Готовим праздничный обед»
Аннотация.
Данный урок в 8 классе разработан на основе Образовательной программы для 5—9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (для детей с нарушениями интеллектуального развития) по редакцией Воронковой В.В., Перовой М.Н.- . — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2011. — Сб. 1. — 224 с.
Обучение учащихся с нарушениями интеллектуального развития носит коррекционно-обучающий и воспитывающий характер. На уроке учитываются особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития.
В старших классах на уроках русского языка актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности учащихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально-волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться.
В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, необходимо активно презентации для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Данный урок повторение пройденного предназначен для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств, при сопоставлении изученных явлений 8 классе для учащихся с умственной отсталостью. Для закрепления умений писать слова с повторяемыми орфограммами выполняются упражнения: обозначить условия выбора орфограммы, сгруппировать орфограммы.
Данная разработка поможет обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Повторение изученного о глаголе или « Готовим праздничный обед».
учить применять на практике полученные знания, совершенствовать навыки правописания глаголов. Урок построен на взаимосвязи уроков по социально бытовой ориентировке (СБО) составлении праздничного меню и сервировки стола. Данная тема послужила опорой в презентации. В течение всего урока учащиеся выбирали глаголы из текста и определяли грамматические признаки и значение глаголов. За каждый правильный ответ учащиеся получали по одному столовому прибору (раздаточный материал, картинки). В конце урока каждый мог оценить себя сам по наличию приборов на столе. Кто полностью сервирует свой стол, тот получит «5», Кому не будет хватать 1 или 2 предметов, «4», трёх и более-«3». За каждый правильный ответ ученик получает картинку с изображением столового предмета.
Мой урок содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации, а так же урок направлен на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию.
Частные методы и приемы: репродуктивный, продуктивный, творческий (поисковый), беседа, демонстрация слайдов, работа с карточками, контроль и коррекция.
Формы работы: фронтальная, дифференцированная, самостоятельная.
Использование компьютера на уроке помогло решить множество задач: определение уровня обученности, работа по индивидуальному плану, постоянный контроль над усвоением материала.
Использование новых информационных технологий в обучении русскому языку в условиях уровневой дифференциации позволило обеспечить более высокий уровень знаний учащихся, сознательную мотивацию учения, интерес к предмету, положительное эмоциональное отношения к уроку; разнообразить систему обучения; повысить грамотность учащихся.
Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.
1) Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
2) Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
3) Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения чётко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Используемая литература:
1.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г., Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) образовательных учреждений VIII вида.-М.; «Просвещение», 2002.
2.Воронкова В.В., Перова М.Н., Экк В.В., и др. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
3. Методические разработки по русскому языку и литературе.
http://www.omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html
4. Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).
Тема: Повторение изученного о глаголе или « Готовим праздничный обед».
Цель: повторение и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении темы «Глагол».
Задачи:
- закрепить умения определять грамматические признаки глаголов, их синтаксическую роль в тексте, правильно писать глаголы с орфограммами;
- развивать учебно-организационные умения (организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности) и творческие способности учащихся;
- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Тип урока: повторение и закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний по теме «Глагол».
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, раздаточный материал: карточки с заданием, сигнальные карточки с цифрами от 1-2, раздаточный материал (картинки столовых приборов).
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Метапредметные:
Познавательные:
-учить выделять существенные признаки глагола;
-закрепить теоретические знания о глаголе как части речи;
-формировать навыки составления предложений из заданных слов;
-расширять лексический запас путем подбора слов к заданной тематике;
-развивать умение употреблять глаголы в речи, определять его грамматические формы; развивать орфографическую зоркость;
-стимулировать умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений.
Регулятивные:
-работать по предложенному учителем плану, проговаривая последовательность действий;
-способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
-формулировать вопрос, затруднения, с которыми столкнулись;
-оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
Коммуникативные:
-устанавливать связь с целью учебной деятельности и её мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
-определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;
-проговаривать последовательность действий на уроке;
-осуществлять самоконтроль;
-ориентироваться в тексте;
-находить ответы на вопросы в тексте, используя связь с жизнью;
- проводить анализ учебного материала;
-слушать и понимать речь других;
-умение точно выражать свои мысли;
- владеть формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные:
-систематизировать знания о глаголе, как части речи;
-формировать умение определять грамматические признаки глагола, овладение нормами русского литературного языка, развивать умения осознанно употреблять грамматические признаки глагола;
-способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Личностные:
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
-развитие самостоятельности;
-развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите: сколько гостей; наверное, вы очень гостеприимные, умеете принимать гостей и точно знаете, как нужно готовиться к их приёму.
Дети: Нужно накрывать стол, готовить вкусные угощения.
II. Определение темы и цели урока.
Учитель: Давайте для наших гостей приготовим праздничный обед. Для этого отправимся на урок в школу волшебных поваров на урок повторения изученного о глаголе или «Готовим праздничный обед». Где повторим всё, что знаем о глаголе (слайд 1).
Учитель:
Цель: В школе волшебных поваров мы, повторим сведения о глаголе, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках, узнаем рецепты приготовления нескольких блюд для праздничного обеда. А также повторим правило сервировки праздничного стола.
За каждый правильный ответ вы будете вставлять на стол любой столовый прибор (картинки столовых приборов у каждого учащегося на парте).
Кто полностью сервирует свой стол, тот получит «5», Кому не будет хватать 1 или 2 предметов, «4», трёх и более-«3».
Учитель: Какая часть речи в русском языке лучше других может ответить на вопрос что делать?
Дети: Глагол.
III. Введение в тему урока.
Учитель: Что вы знаете о глаголе?
Дети: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? Что сделает? В предложении является сказуемым. Глаголы различают по значению: речи, движения, цвета, звучания, труда, чувства, поступки человека (слайд 2).
Дети: Дети рассказывают правило грамматические признаки (слайд 3).
Грамматические признаки глагола. |
|
1.Неопределённая форма |
Что делать? Что сделать? |
2.Время |
Прошедшее – что делал? Настоящее – что делает? Будущее – что сделает? |
3.Число |
Ед. – что делает? Мн. – что делают? |
4.Род (в прошедшем времени, ед.ч.) |
М.р. – что делал? Ж.р. – что делала? Ср.р. – что делало? |
5.Спряжение |
I спр. – ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют). II спр. - -ишь, -ит,-им, -ите, -ат(-ят). |
Учитель: теперь мы готовы к приготовлению 1 блюда, рецепт которого хранится в старинной книге. Что нужно для приготовления любого блюда?
Дети: знание рецепта приготовления, хорошее настроение.
Учитель: Определение глаголов в тексте. Текст на доске и на парте.
Предлагаю приготовить суп с лимоном (слайд 4).
Задача для детей:
1. Сделать синтаксический разбор первого предложения.
2. Прочитать рецепт и подчеркнуть все глаголы в тексте.
3.Ответить на вопрос: Чем является глагол в предложении?
Суп с лимоном.
Мы варим мясо вместе с кореньями. Достаём мясо, после чего в бульон нужно влить смесь муки с маслом, сметаной и желтками. Когда почувствуем, что суп начинает закипать, то проследим, чтобы смесь не булькала. Для вкуса добавим в суп ломтики лимона.
Учитель: Прочитайте текст. Выпишите 1 предложение сделайте синтаксический разбор.
Дети: выполняют разбор предложения (у доски работает ученик).
Учитель: Выпишите из текста все глаголы. Прочитайте глаголы, которые вы выписали.
Дети: варим, достаём, влить, почувствуем, начинает, закипать, следите, не булькала, добавим (слайд 5).
Учитель: поставим глаголы в неопределённую форму. На какие вопросы отвечает неопределённая форма?
Дети: Что делать? Что сделать?
Варить, достать, влить, почувствовать, начать, закипеть, следить, не булькать, добавлять.Учитель: Определим значение каждого глагола. Какие значения может иметь глагол?
Дети: Глаголы движения, цвета, звучания, труда, чувства человека, речи. Дети: Варить – глагол труда,
достать – глагол труда,
влить – глагол труда,
почувствовать – глагол, обозначающий чувства человека,
начать – глагол движения,
закипеть – глагол звучания,
следить – глагол, обозначающий поступки человека,
не булькать – глагол звучания, добавить – глагол труда (слайд 6)Учитель: Определим грамматические признаки данных глаголов. В каком случае мы не сможем определить грамматические признаки?
Дети: Если глагол стоит в неопределённой форме, мы не сможем определить грамматические признаки.
Дети: (дети читают глагол и разбирают его по «цепочке»).
Варим - варить, наст., вр., мн.ч., II спр.
Достаём – достать, наст., вр., мн. ч. I спр.
Влить – неопр.,ф,
Почувствуем - чувствовать, прошед., вр., мн. ч., I спр.
Начинает - начать, наст., вр., ед.,ч., I спр.
Закипать – неопр.,ф.
Следите - следить, наст.,вр., мн.ч., II спр.
Не булькала - булькать, прош., вр., ж.р.,
Добавим – добавить, буд., вр., мн. ч., II спр. (слайд 7)
Учитель: Что мы смогли повторить во время приготовления 1 блюда
Дети: лицо, число, время, спряжение, неопределённую форму, различать глаголы по их значению.
Учитель: Молодцы, ароматный праздничный суп, приправленный хорошим настроением и улыбками уже готов!
Учитель: Пришёл черёд 2 блюда, которое вы будете готовить в парах. Мы будем готовить пудинг из овощей. Что такое пудинг?
Дети: Пудинг - запечённое блюдо из крупы, яиц с овощами или фруктами (слайд 8).
Учитель: Вставьте пропущенные буквы и приготовьтесь объяснить орфограммы (слайд 9) .
Пудинг из овощей (карточка).
Овощи отварива..м. Отдельно смешива..м масло с желтками. (Не) торопитесь, ждите, когда овощная масса остудит..ся ! Добавля..м масло, желтки и зелёный горошек. После нужно выложить овощи в форму и запеч.. в духовке.
Учитель: Замечательно, прекрасное блюдо. Какие орфограммы мы повторили, готовя это блюдо?
Дети:
1.Правописание безударных личных окончаний глаголов;
2. НЕ с глаголами;
3. ТЬСЯ- ТСЯ в глаголах;
4. Ь в неопр., форме.
5. Проверка (слайд 10, 11) Учащиеся проговаривают правильность написания пропущенных орфограмм.
Физминутка.
Учитель: А сейчас мы приготовим десерт. Что такое десерт?
Дети:
Десерт – фрукты, конфеты или сладкое блюдо, подаваемое в конце обеда («Толковый словарь» С.И. Ожегов) (слайд 12).
Воспользуемся следующим рецептом. В рецепте пропущены глаголы, вы должны будете их вставить, выбирая из слов для справок (слайд 13).
Яблоки, запечённые с творогом.
- прочитать текст;
- вставить по смыслу глаголы используя слова для справок.
Яблоки …, ножом аккуратно … семенную коробочку так, чтобы (не) … стенки или донце яблока, иначе начинка … и пригорать. Для начинки хорошо … желток с сахаром и ванилином, … творог. Всё тщательно … и начиняют яблоки. Десерт … в духовку на 10 минут. Перед тем, как … на стол, … сахарной пудрой. Приятного аппетита!
Слова для справок: моем, посыпают, подать, ставят, перемешивают , добавим, взбивают, начнёт, не проткнуть, вырезаем.
Учитель: Проверим выполнение данного упражнения.
IV. Закрепление.
Учитель: Молодцы, ребята! Хорошие блюда приготовили. А теперь вам предстоит ответить на несколько вопросов. Тем самым повторим всё, что уже знаем о глаголе. На экране вы будете видеть вопрос и варианты ответов. Прочитав вопрос, поднимите ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Я задаю вопрос, а вы показываете на карточку с правильной цифрой (от 1 до 3).
Работа по слайдам с 15 по 24.
V. Домашнее задание: (слайд 25)
Учитель:
-составить и записать рецепт приготовления десерта.
-глаголы из данного рецепта выписать и указать их грамматические признаки.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Учитель: Я думаю, что сведения о глаголе вы будете помнить всегда также хорошо, как знаете прибор, который необходим, чтобы кушать суп.
Давайте выставим оценки.
Кто полностью сервировал свой стол? Оценка «5».
Кому не хватило 1-2 приборов? Оценка «4».
А кому 3-х и более? Оценка «3».
Заключительное слово учителя.
Итак, ребята, как называлось наше занятие в волшебной школе поваров?
Что мы сумели повторить и чему научиться?
Сегодня вы вспомнили всё, что знали о глаголе. Познакомились несколькими рецептами приготовления праздничных блюд, которые можете приготовить, когда к вам придут гости.
Остаётся пожелать всем прочных знаний и приятного аппетита.
Спасибо за урок (слайд 27)