Урок русского языка в 5 классе «Повторение пройденного. Подбор родственных слов»
Конспект урока русского языка в 5 классе школы VIII вида
Тема: «Повторение пройденного. Подбор родственных слов».
Цель: закрепление умения находить в родственных словах общую часть (корень слова), формирование умения правильно подбирать родственные слова для обогащения речи учащихся и повышения их орфографической грамотности (через повышение продуктивности проверки учащимися орфограмм в корне слова).
Задачи:
- закрепить умение находить однокоренные слова в предложении, выделять общую часть родственных слов, научить правильно подбирать родственные слова, различать родственные слова и разные формы одного и того же слова, дать представление об омонимичных корнях;
- развивать операцию сравнения, орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: индивидуальные таблицы оценивания работы на уроке, пословица на доске (Ум да разум надоумят сразу), предложения и слова на доске (1.Я потерял ключ от дома. 2.В овраге бьёт ключ из-под земли. 3.Ключевая вода очень полезна. Ключи, клюв, родник, ключик, включить), деревья для групповой работы, листочки с родственными словами, мяч, корни -ход-, -бег- на закрытой доске, дифференцированные по объёму карточки с заданиями, слова для проверки задания 1 с карточки на закрытой доске (мороз, водитель, гусеница, печень, лисичка), карточки с домашним заданием.
Ход урока:
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать. (Выдача таблиц оценивания, подписывание числа в тетрадях).
2.Минутка чистописания.
Запись на доске:
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
3. Воспроизведение и коррекция знаний и умений учащихся.
-Найдите в этой пословице однокоренные слова и выделите в них корень.
Взаимообмен тетрадями и таблицами, 1 человек выходит к доске и выделяет корни. Обсуждение классом, выводы: - Как вы определили, что эти слова являются однокоренными? (Они близки по смыслу и имеют одинаковую часть – корень). Как по-другому называются однокоренные слова?
Учитель озвучивает критерии оценивания:
1 балл в первую графу таблицы (Качество чистописания) – пословица списана аккуратно, без помарок и зачёркиваний, 0 б. – списано грязно или допущена хотя бы одна ошибка.
1 балл во вторую графу (Умение находить однокоренные слова в предложении) - найдено 2 или 3 слова с корнем -ум-; 0 б. –однокоренные слова найдены ошибочно или вообще не найдены; слова найдены, но корень выделен неверно.
Оценивают друг друга, обратный обмен.
4.Мотивация учебной деятельности.
Чтение учащимися предложений на доске:
а)Я потерял ключ от дома.
б)В овраге бьёт ключ из-под земли.
в)Ключевая вода очень полезна.
- Назовите слова, имеющие одинаковый корень. Назовите этот корень. (Выделить корень на доске).
- А теперь подумайте и скажите, в каком предложении слово «ключ» не является родственным по отношению к остальным двум словам? (- В первом предложении). Почему вы так считаете? (- Это слово отличается по значению от остальных). – Можно вычеркнуть предложение на доске.
- Прочитайте слова под предложениями. (Ключи, клюв, родник, ключик, включить). Какие из них не являются родственными к словам «ключ» и «ключевая» и почему? (По очереди называют лишние слова, объясняют, вычёркивают). Запишите в тетрадь только родственные слова, выделите корень (ключ, ключевая, ключик).
- Как выяснилось, не так-то легко бывает отличить чужака от родственника. Сегодня на уроке вы будете учиться сами правильно подбирать родственные слова. Для чего это нужно уметь делать?
- Для того, чтобы правильно писать слова с орфограммами в корне (только изменением формы слова не всегда можно проверить сомнительную букву, например: ложка – ложки – ложечка); для того, чтобы грамотно говорить (например, нельзя сказать «листовое дерево», нужно говорить «лиственное»); наконец, для того, чтобы сделать свою речь более выразительной (не просто кот, а котище; не дом, а домишко).
5.Применение знаний и умений учащихся в новой ситуации.
Работа в группах: учащиеся делятся на группы (по возможности, равные), каждой группе выдаётся бумажный ствол дерева с записанным на нём словом и листья с возможными вариантами однокоренных слов. Дети должны, совместно приняв решение, отсеять лишние «листья», а слова, являющиеся однокоренными написанному на стволе слову, приставить к стволу так, чтобы получилось дерево.
Эталон выполнения задания:
Ствол 1: ворон. Листья: вороний, проворонил, ворона, воронёнок, вороной. Лишние листья: вор, воробей.
Ствол 2: рыба. Листья: рыбак, рыбёшка, рыбный, рыбка, рыбалка. Лишние листья: рыбу, работа.
Тематическая физминутка: встают, придумывают и называют слова с корнями, записанными на закрытой доске (-ход-, -бег-), передавая друг другу мяч по цепочке.
6. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Выдача дифференцированных по объёму карточек с заданиями.
1)Инструктаж по выполнению задания 1: Записать ряды родственных слов, исключив в каждой строке одно лишнее слово.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка задания: демонстрирую слова на закрытой доске (- Проверьте, этих слов не должно быть в вашей тетради). Критерии самооценивания в таблице (столбец 3- Умение находить лишнее слово в ряду однокоренных): 1 б. – нет ошибок или 1-2 ошибки; 0 б. – не меньше 3ёх ошибок.
2)Инструктаж по выполнению задания 2: В каждое предложение нужно вставить подходящее по смыслу слово, являющееся родственным для подчёркнутого слова.
Работают самостоятельно, после завершения работы комментируют предложения вслух по очереди, оценивают себя в таблице по критериям предыдущего задания (столбец 4 – Умение подбирать родственные слова).
7.Подведение итогов урока.
-Чему мы учились на уроке? Как правильно подобрать к слову родственные слова? Зачем мы этому учились?
Рефлексия: самостоятельно оценивают аккуратность своей работы в тетради в последней графе таблицы, озвучивают оценки за урок.
8.Домашнее задание: выдача карточек, инструктаж, запись задания в дневники.
И н с т р у к т а ж:
Чтение слов на карточке: Гора, горы, холм, пригорок, городок, горный, горит.
- Было задание подобрать к подчёркнутому слову родственные. Вы должны проверить, правильно ли выполнено это задание и исключить все лишние слова, записав только ряд родственных слов.
*Возможные дополнительные задания:
1)Отгадывают загадки, по очереди придумывают родственные слова к слову-отгадке.
а) Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь лесной -…..(медведь).
б) На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
в)Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
нападает на клубки,
прячет в лапки коготки! (Кошка)
г)Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
2)Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны по очереди называть лишнее слово.
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ль слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.