12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сундеева Марина Владимировна20
Россия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чойская средняя общеобразовательная школа»





Сценарий урока русского языка

«Повторяем признаки прилагательных»

















Автор: Сундеева Марина Владимировна,

Учитель начальных классов











Пояснительная записка к уроку русского языка

Урок представлен по направлению начальная школа

Урок разработан для учащихся 4 класса на основе авторской программы С.В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.). Данная программа предусматривает 140 учебных часов в год (4 часа в неделю). Тема «Повторяем признаки имени прилагательного» находится в разделе «Как устроен наш язык». Материал будет полезен для педагогов, применяющих  системно-деятельностный подход,  основной результат которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Данный урок с использованием практической работы (исследовательский момент) помогает повторить, закрепить и систематизировать ранее изученный материал об имени прилагательном, непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж. Урок направлен на развитие орфографической зоркости учащихся, обогащение письменной и устной речи, формирование навыков самопроверки и самооценки, умение самостоятельно делать вывод и подтверждать его практическим заданием, развитие умения анализировать, слушать и слышать, развитие исследовательских умений и точности речи учащихся. С помощью презентации дети легко выходят на тему урока, на основе плана повторяют основные понятия темы. Разнообразные методы и формы работы помогают активизировать всех учащихся к работе на уроке. Использование «оценочного листа»  помогает,  и активизировать обучающихся на уроке, и формировать умение самооценки, и отследить усвоение учебного материала каждым школьником. Данная разработка может быть использована для проведения урока по теме: «Повторяем признаки имени прилагательного» по любому УМК и при подготовке к проверочной работе. Возможно добавление, сокращение  материала урока или его замена.

Технологическая карта

Организационная информация

Образовательное учреждение

Муниципальное образовательное учреждение «Чойская СОШ», Чойского района, Республики Алтай

Автор

Сундеева Марина Владимировна, учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Методическая информация

Тема

«Повторяем признаки имени прилагательного»

Тип

Комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Цель:


Создание условий для обобщения и систематизации, полученных ранее сведений о прилагательном, для развития образного мышления, способности анализировать, делать выводы, формирования умений находить прилагательные, определять непостоянные признаки и синтаксическую роль.

Задачи:


Для учителя

Для учащихся

Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации полученных ранее сведений о прилагательном; формировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять признаки, синтаксическую роль в предложении.

Развивающие: развивать познавательные компетентности: умение анализировать, систематизировать,  делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных; воспитывать внимание и уважение к слову, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; формировать культуру речи, умение объективно оценивать свои знания.

Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутку, гимнастику для пальчиков, приобщать детей к ЗОЖ.

Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»; зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Развивающие: уметь анализировать, систематизировать,  делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявлять интерес к русскому языку; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, соблюдать культуру поведения, уметь объективно оценивать свои знания.

Здоровьесберегающие: понимать важность ЗОЖ.


Основные понятия

Знания. Имя прилагательное. Признаки прилагательного. Вопрос, род, число, падеж имени прилагательного.

Организация пространства

Коллективная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ресурсы

Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации и физкультминутки; карточки с заданиями для индивидуальной, групповой, самостоятельной работы, работы в парах; листы самооценки; листы А3; маркеры; клей

Используемые технологии

Системно- деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы:

Методы: словесные – беседа; наглядные – презентация, практические - выполнение заданий, мини-тест «Вопросы- ответы», проблемный

Обоснование использования мультимедиа компонента

Повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.

Время реализации

45 минут

Планируемый результат


Личностные умения

ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости;

учебно – познавательный интерес. 

Метапредметные умения

Регулятивные УУД: 

умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение контролировать и оценивать свои и соседа действия;

умение провести рефлексию своих действий на уроке;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: 

умение получать и анализировать информацию;

умение представлять результаты своей работы по предложенному плану. 

Коммуникативные УУД: 

умение слушать собеседника и вести диалог;

высказывать свою точку зрения;

уметь работать в паре, в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 


Предметные умения

распознавать имя прилагательное среди других частей речи;

определять морфологические признаки имени прилагательного, связь с именем существительным, синтаксическую роль в предложении. 

Список использованной литературы:

Демидова, М.Ю.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий/М.Ю. Демидова, С.В. Иванов.- М.: Просвещение, 2011г;

Иванова, В. А. Занимательно о русском языке/А. А. Иванова, З.А. Потиха. – Л., 1990г.;

Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов.-М.: Просвещение, 1987г;

Пупышева, О.Н. Олимпиадные задания по русскому языку/ О.Н. Пупышева.- М.:ВАКО, 2008г;

Тикунова, Л.И. Сборник диктантов и творческих работ/Л.И. Тикунова, В.П. Канакина.- М.: Просвещение, 2011г.;

Узорова, О.В. Справочное пособие по русскому языку/О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва АСТ Премьера 2001г.



Структура урока

Этапы урока

Формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценочная деятельность

Формируемые

УДД

I. Орг. этап.

Слово учителя.

Организует эмоциональный настрой на работу.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.


Умение слушать и слышать речь других людей.

II. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Создает условия для мотивации внутренней потребности включения в учебный процесс. Настраивает на доброжелательный лад и позитивные эмоции.

Отмечают настрой в начале урока в листах самооценки. Повторяют законы урока.


Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. 

Умение слушать и слышать речь других людей.

III. Проверка домашнего задания.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность.  

Показывают выполнение задания: называют имена прилагательные. Контролируют правильность ответов других учеников.

Контроль учителя.

Взаимоконтроль

Умение осуществлять взаимоконтроль. Умение полно и точно выражать свои мысли.

IV. Чистописание

Индивидуальная Практический. Письмо.

Предлагает выполнить разминку для пальчиков и записать пословицу.

Выполняют разминку для пальчиков. Записывают пословицу

Самоконтроль

Умение анализировать предложенный образец, сравнивая с эталоном. Оценивание результатов своей работы.

V. Постановка цели и задач урока.

Фронтальная. Словесный. Беседа.

Организует работу по самостоятельной формулировке цели и учебных задач. Постановка вопросов по теме.

Формулируют цель и учебные задачи. Отвечают на вопросы


Произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Умение определять и формулировать тему и цель.

VI. Первичное закрепление

в знакомой ситуации

Индивидуальная

Практический. Упражнение.

1.Организует индивидуальную  работу.

Выполняют индивидуальную работу, делают вывод

Самоконтроль.

Контроль учителя.

Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать. Умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. Умение планировать свои действия в группе, умение использовать свой опыт и знания. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.


Фронтальная.

Практический. Упражнение.

2.Организует устную коллективную работу.

Уточняют свои знания по теме, делают вывод


Групповая. Практический, проблемный. Упражнение

3.Организует групповую работу.


Знакомятся с инструкциями. Распределяют «роли» в группе. Выполняют практическую работу в группах, делают вывод.



4.Организует оценивание в листах самооценки.

Отмечают в листах самооценки.

в изменённой ситуации (конструктивные

СамостоятельнаяПрактический.

Упражнение

Организует самостоятельную работу у доски и в тетрадях.

Выполняют самостоятельную работу.


Самоконтроль

Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно с использованием ранее изученного и освоенного инструментария.

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации

Работа в парах.

Практический.

Упражнение.

Организует работу в парах типовых заданий на новый способ действия.

Выполняют практическое задание в парах.

Взаимопроверка

Свободное владение знакомым материалом. Умение работать в парах с использованием ранее изученного и освоенного инструментария.

VIII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Слушают объяснение учителя и принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Упражнение

Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания.

IX. Рефлексия


Фронтальная. Словесный. Беседа.

Вызов учащихся на эмоциональное завершение.

Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Самооценка



Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.



Сценарий урока

Этап

Содержание учебного материала

Время

I. Орг. этап.

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

1 мин

II. Мотивация учебной деятельности


Слайд 1 В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. 

У Вас на столах лежат оценочные листы. Приложение 1 Поставьте галочку напротив смайлика (Настрой в начале урока)

-Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока.

Законы урока Слайд 2

-вести себя спокойно;

-не выкрикивать;

-быть терпеливым;

-дать возможность высказаться своим товарищам;

-уважать друг друга

2мин

III. Проверка домашнего задания.

- В домашней работе у вас было именами прилагательными дать описание солнцу.

-Что у Вас получилось (Предлагаю свой вариант) Слайд 3

2 мин

IV. Чистописание

Слайд 4- Я предлагаю взять девизом урока слова: «Знание трудом добывается».

-Что это? Для чего нужны пословицы? Как понимаете?

- Девиз урока возьмем для минутки чистописания (Правила красивого письма) Слайд 5

- Но сначала игра-упражнение «Пальчики здороваются»

Пальчик к пальчику приставим,

А потом на них надавим,

Крепко пальчики стоят

Стать сильней они хотят.

Дети оценивают работу в парах.

4 мин

V. Постановка цели и задач урока.

-На какой вопрос отвечают слова из домашнего задания?

- Кто догадался, какая тема урока? Слайд 6

-Посмотрите на схему, постарайтесь поставить цель нашего урока.




1.Вопросы….

t1682270070aa.gif

Имя прилагательное


t1682270070aa.gift1682270070aa.gif

4.Является в предложении..

t1682270070aa.gif

2.Обозначает..


3.Изменяется..



Данную схему прикрепляю на доску на листе А3. Пошагово отмечаю фишками, а дети в оценочных листах.

- Да, цель нашего урока вспомнить, что мы знаем о прилагательном, правильно употреблять их в речи.

-Давайте последовательно идти к достижению наших целей. Мы будем работать по данному плану

2 мин

VI. Первичное закрепление

в знакомой ситуации

1.Индивидуальная работа

Задание 1. Найдите и выпишите имена прилагательные. Приложение 2

Проверка

-На какие еще вопросы отвечают имена прилагательные?

- Какой цели вы достигли, выполнив это задание?

Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Чтобы найти прилагательные нужно задать вопрос.

-Итак, на первый пункт плана ответили. Слайд 7

Имя прилагательное


t1682270070aa.gift1682270070aa.gif

t1682270070ab.gif

4.Является в предложении..

3.Изменяется..

2.Обозначает..

1.Вопросы….

t1682270070aa.gift1682270070aa.gift1682270070ab.gif



- Отметьте в листах самооценки

Задание 2. Отгадайте загадку:

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый. Лиса Слайд 8

- Как догадались?

- По одним прилагательным можно догадаться о ком или о чём идёт речь?

- Сделаем вывод, что обозначает имя прилагательное?

ВЫВОД: Имя прилагательное обозначает признак предмета

- Хорошо! Теперь поговорим о признаках.

2. Коллективная работа (устная работа) Слайд 9

Задание 3. Распределите слова по признакам

Цвет:

Форма:

Размер:

Вкус:

Материал:

Качества характера:

(Слова для справок: маленький, бумажный, соленый, зеленый, кирпичный, желтый, гигантский, круглый, горький, доброжелательный, треугольный, душевный…)\

-Зачем нужны прилагательные? Делают речь точной, выразительной.)

-Итак, мы ответили на второй пункт плана. Слайд 10

t1682270070aa.gift1682270070aa.gift1682270070aa.gift1682270070aa.gif

Имя прилагательное


4.Является в предложении..

2.Обозначает..

1.Вопросы….


t1682270070ab.gift1682270070ab.gif

3.Изменяется..



-Отметьте в листах самооценки

3.Работа в группах

Задание 4. Вставьте пропущенные окончания. Слайд 11 Приложение 3

Работа групп

- Посмотрим, что у Вас получилось. Дети прикрепляют лист А3 на доску. Обоснование ответов групп.

- Как определяли род прилагательного? ( Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.

-Какой вывод сделаем?

ВЫВОД: Имена прилагательные изменяются по родам, числам, и падежам. Слайд 12

Имя прилагательное


t1682270070aa.gift1682270070aa.gif

t1682270070aa.gift1682270070aa.gif

t1682270070ab.gift1682270070ab.gift1682270070ab.gif

4.Является в предложении..

3.Изменяется..

2.Обозначает..

1.Вопросы….

t1682270070ab.gift1682270070ab.gift1682270070ab.gif



-Какие это признаки прилагательного постоянные или непостоянные?

-Посмотрите внимательно на словосочетания, все ли продукты полезны? Почему?

-Отметьте в листах самооценки

3 мин














1 мин










4 мин


















4 мин

+2 мин на выступление

групп











в изменённой ситуации (конструктивные

5. Самостоятельная работа

Слайд 13 Задание 5 На доске записан текст: УТРОМ ПАДАЛ СНЕЖОК. ОН УКРЫВАЛ ЁЛОЧКИ.

-Прочитайте. Понятно, о чем в нем говорится?

-Слова, какой части речи добавили бы, чтобы текст был полным (Прилагательные)

-Для чего они нужны? (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее).

-Спишите. Вставьте имена прилагательные (по вариантам 2 ученика у доски)

Мой вариант

1в. РАННИМ УТРОМ ПАДАЛ РОБКИЙ СНЕЖОК.

2в. ОН УКРЫВАЛ МАЛЕНЬКИЕ ЕЛОЧКИ.

-Разберите предложения по членам предложения

- Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Имена прилагательные нужны для точности описания. В предложениях являются второстепенным членом предложения – определением, в некоторых случаях- сказуемым. Слайд 14

Имя прилагательное



t1682270070aa.gift1682270070aa.gift1682270070aa.gif

t1682270070aa.gif

t1682270070ab.gift1682270070ab.gift1682270070ab.gift1682270070ab.gif

4.Является в предложении..

3.Изменяется..

2.Обозначает..

1.Вопросы….

t1682270070ab.gift1682270070ab.gift1682270070ab.gift1682270070ab.gif


- Отметьте в листах самооценки

5 мин

Музыкальная физкультминутка Приложение 4

2 мин

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации


6. Работа в парах

Слайд 15 Задание 6. Посмотрите, один мальчик написал диктант. В диктанте встретились такие предложения. Как вы думаете, какую оценку он получит?

   Волнуется синие море.  Мы подошли к могучиму дубу.  У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать.  Никто не любит осеннию слякоть.

Ветер играет последнеми листьями. (Один ученик работает у доски)

- Действительно, безударные падежные окончания написаны не правильно. Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

- Но это не так-то просто. Как их много!

- Как же их запомнить?

- Есть слово – подсказка.  Это слово – КАКОЙ? В этом вопросе во всех числах, родах и падежах гласные под ударением.

Задание 7. Тест вопросы- ответы: «Имя прилагательное» Слайд 16

4 мин












1 мин

VIII. Информация о домашнем задании

Разноуровневое домашнее задание по выбору. Слайд 17 Приложение 5


2 мин

IX. Рефлексия


- Вернемся к листам самооценки. Отметьте настрой в конце урока. Поставьте себе оценку за урок.

Слайд 18- На  парте на цветных листах пословица: «Знание трудом добывается».

(Оранжевый) – Уверен(а) в своих знаниях

(Желтый) -Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать

Прикрепите пословицу, на нужное высказывание.

2 мин



 Результаты урока: Урок русского языка проводился в проблемно-диалогической, практической форме с целью обобщения материала, систематизации знаний. В ходе урока учащиеся поэтапное повторили морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль. Каждый ученик на уроке получил возможность   проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме  в процессе достижения общей цели и решения познавательных задач. Применение системно- деятельностного подхода через диалог, индивидуальную работу, работу в парах и группах способствовала вовлечению всех учащихся в работу, развитию мышления, созданию благоприятных условий для учебного самоопределения, самооценки, для формирования навыков организаторской работы, для формирования рефлексивных способностей. Ситуация успеха создавала благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса и стимулировала познавательную деятельность.  В результате сотрудничества учащихся и учителя стало возможным самостоятельная постановка цели и задач, а также их решение. Практические задание позволяли развивать исследовательские возможности учеников в познавательной деятельности. Конечный результат показал, что дети хорошо усвоили данный материал урока.





Сундеева Марина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Чойская СОШ» Страница 11


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.