Урок русского языка в 4 классе «Повторяем признаки имени прилагательного»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чойская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий урока русского языка
«Повторяем признаки прилагательных»
Автор: Сундеева Марина Владимировна,
Учитель начальных классов
Пояснительная записка к уроку русского языка
Урок представлен по направлению начальная школа
Урок разработан для учащихся 4 класса на основе авторской программы С.В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е издание, доработанное и дополненное – М.: Вентана-Граф, 2011г. – 176 с.). Данная программа предусматривает 140 учебных часов в год (4 часа в неделю). Тема «Повторяем признаки имени прилагательного» находится в разделе «Как устроен наш язык». Материал будет полезен для педагогов, применяющих системно-деятельностный подход, основной результат которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий. Данный урок с использованием практической работы (исследовательский момент) помогает повторить, закрепить и систематизировать ранее изученный материал об имени прилагательном, непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж. Урок направлен на развитие орфографической зоркости учащихся, обогащение письменной и устной речи, формирование навыков самопроверки и самооценки, умение самостоятельно делать вывод и подтверждать его практическим заданием, развитие умения анализировать, слушать и слышать, развитие исследовательских умений и точности речи учащихся. С помощью презентации дети легко выходят на тему урока, на основе плана повторяют основные понятия темы. Разнообразные методы и формы работы помогают активизировать всех учащихся к работе на уроке. Использование «оценочного листа» помогает, и активизировать обучающихся на уроке, и формировать умение самооценки, и отследить усвоение учебного материала каждым школьником. Данная разработка может быть использована для проведения урока по теме: «Повторяем признаки имени прилагательного» по любому УМК и при подготовке к проверочной работе. Возможно добавление, сокращение материала урока или его замена.
Технологическая карта
Организационная информация | |||
Образовательное учреждение | Муниципальное образовательное учреждение «Чойская СОШ», Чойского района, Республики Алтай | ||
Автор | Сундеева Марина Владимировна, учитель начальных классов | ||
Предмет | Русский язык | ||
Класс | 4 | ||
Методическая информация | |||
Тема | «Повторяем признаки имени прилагательного» | ||
Тип | Комплексное применение знаний и умений (урок закрепления). | ||
Цель: | Создание условий для обобщения и систематизации, полученных ранее сведений о прилагательном, для развития образного мышления, способности анализировать, делать выводы, формирования умений находить прилагательные, определять непостоянные признаки и синтаксическую роль. | ||
Задачи: | Для учителя | Для учащихся | |
Образовательные: создать условия для обобщения и систематизации полученных ранее сведений о прилагательном; формировать умение находить прилагательные в предложении и словосочетании; определять признаки, синтаксическую роль в предложении. Развивающие: развивать познавательные компетентности: умение анализировать, систематизировать, делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Воспитательные: прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей прилагательных; воспитывать внимание и уважение к слову, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; формировать культуру речи, умение объективно оценивать свои знания. Здоровьесберегающие: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутку, гимнастику для пальчиков, приобщать детей к ЗОЖ. | Образовательные: систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»; зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности. Развивающие: уметь анализировать, систематизировать, делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, рассуждать и доказывать. Воспитательные: проявлять интерес к русскому языку; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, соблюдать культуру поведения, уметь объективно оценивать свои знания. Здоровьесберегающие: понимать важность ЗОЖ. | ||
Основные понятия | Знания. Имя прилагательное. Признаки прилагательного. Вопрос, род, число, падеж имени прилагательного. | ||
Организация пространства | Коллективная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа в парах. | ||
Ресурсы | Мультимедийное оборудование для демонстрации презентации и физкультминутки; карточки с заданиями для индивидуальной, групповой, самостоятельной работы, работы в парах; листы самооценки; листы А3; маркеры; клей | ||
Используемые технологии | Системно- деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающая технология. | ||
Методы и приемы: | Методы: словесные – беседа; наглядные – презентация, практические - выполнение заданий, мини-тест «Вопросы- ответы», проблемный | ||
Обоснование использования мультимедиа компонента | Повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения. | ||
Время реализации | 45 минут | ||
Планируемый результат | Личностные умения | ценностное отношение к совместной деятельности, понимание её значимости; учебно – познавательный интерес. | |
Метапредметные умения | Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение контролировать и оценивать свои и соседа действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные УУД: умение получать и анализировать информацию; умение представлять результаты своей работы по предложенному плану. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог; высказывать свою точку зрения; уметь работать в паре, в группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | ||
| Предметные умения | распознавать имя прилагательное среди других частей речи; определять морфологические признаки имени прилагательного, связь с именем существительным, синтаксическую роль в предложении. |
Список использованной литературы:
Демидова, М.Ю.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий/М.Ю. Демидова, С.В. Иванов.- М.: Просвещение, 2011г;
Иванова, В. А. Занимательно о русском языке/А. А. Иванова, З.А. Потиха. – Л., 1990г.;
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов.-М.: Просвещение, 1987г;
Пупышева, О.Н. Олимпиадные задания по русскому языку/ О.Н. Пупышева.- М.:ВАКО, 2008г;
Тикунова, Л.И. Сборник диктантов и творческих работ/Л.И. Тикунова, В.П. Канакина.- М.: Просвещение, 2011г.;
Узорова, О.В. Справочное пособие по русскому языку/О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва АСТ Премьера 2001г.
Структура урока
Этапы урока | Формы, методы, приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оценочная деятельность | Формируемые УДД |
I. Орг. этап. | Слово учителя. | Организует эмоциональный настрой на работу. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | | Умение слушать и слышать речь других людей. |
II. Мотивация учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | Создает условия для мотивации внутренней потребности включения в учебный процесс. Настраивает на доброжелательный лад и позитивные эмоции. | Отмечают настрой в начале урока в листах самооценки. Повторяют законы урока. | | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Умение слушать и слышать речь других людей. |
III. Проверка домашнего задания. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность. | Показывают выполнение задания: называют имена прилагательные. Контролируют правильность ответов других учеников. | Контроль учителя. Взаимоконтроль | Умение осуществлять взаимоконтроль. Умение полно и точно выражать свои мысли. |
IV. Чистописание | Индивидуальная Практический. Письмо. | Предлагает выполнить разминку для пальчиков и записать пословицу. | Выполняют разминку для пальчиков. Записывают пословицу | Самоконтроль | Умение анализировать предложенный образец, сравнивая с эталоном. Оценивание результатов своей работы. |
V. Постановка цели и задач урока. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Организует работу по самостоятельной формулировке цели и учебных задач. Постановка вопросов по теме. | Формулируют цель и учебные задачи. Отвечают на вопросы | | Произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Умение определять и формулировать тему и цель. |
VI. Первичное закрепление в знакомой ситуации | Индивидуальная Практический. Упражнение. | 1.Организует индивидуальную работу. | Выполняют индивидуальную работу, делают вывод | Самоконтроль. Контроль учителя. | Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать. Умение заслушивать выступления других, при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ. Умение планировать свои действия в группе, умение использовать свой опыт и знания. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности. |
| Фронтальная. Практический. Упражнение. | 2.Организует устную коллективную работу. | Уточняют свои знания по теме, делают вывод | ||
| Групповая. Практический, проблемный. Упражнение | 3.Организует групповую работу. | Знакомятся с инструкциями. Распределяют «роли» в группе. Выполняют практическую работу в группах, делают вывод. | ||
| | 4.Организует оценивание в листах самооценки. | Отмечают в листах самооценки. | ||
в изменённой ситуации (конструктивные | СамостоятельнаяПрактический. Упражнение | Организует самостоятельную работу у доски и в тетрадях. | Выполняют самостоятельную работу. | Самоконтроль | Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно с использованием ранее изученного и освоенного инструментария. |
VII. Творческое применение знаний в новой ситуации | Работа в парах. Практический. Упражнение. | Организует работу в парах типовых заданий на новый способ действия. | Выполняют практическое задание в парах. | Взаимопроверка | Свободное владение знакомым материалом. Умение работать в парах с использованием ранее изученного и освоенного инструментария. |
VIII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. | Слушают объяснение учителя и принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Упражнение | Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. |
IX. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Вызов учащихся на эмоциональное завершение. | Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. | Самооценка | Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности. |
Сценарий урока
Этап | Содержание учебного материала | Время |
I. Орг. этап. | Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись. | 1 мин |
II. Мотивация учебной деятельности | Слайд 1 В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. У Вас на столах лежат оценочные листы. Приложение 1 Поставьте галочку напротив смайлика (Настрой в начале урока) -Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной, вспомним законы урока. Законы урока Слайд 2 -вести себя спокойно; -не выкрикивать; -быть терпеливым; -дать возможность высказаться своим товарищам; -уважать друг друга | 2мин |
III. Проверка домашнего задания. | - В домашней работе у вас было именами прилагательными дать описание солнцу. -Что у Вас получилось (Предлагаю свой вариант) Слайд 3 | 2 мин |
IV. Чистописание | Слайд 4- Я предлагаю взять девизом урока слова: «Знание трудом добывается». -Что это? Для чего нужны пословицы? Как понимаете? - Девиз урока возьмем для минутки чистописания (Правила красивого письма) Слайд 5 - Но сначала игра-упражнение «Пальчики здороваются» Пальчик к пальчику приставим, А потом на них надавим, Крепко пальчики стоят Стать сильней они хотят. Дети оценивают работу в парах. | 4 мин |
V. Постановка цели и задач урока. | -На какой вопрос отвечают слова из домашнего задания? - Кто догадался, какая тема урока? Слайд 6 -Посмотрите на схему, постарайтесь поставить цель нашего урока. 1.Вопросы…. Имя прилагательное 4.Является в предложении.. 2.Обозначает.. 3.Изменяется.. Данную схему прикрепляю на доску на листе А3. Пошагово отмечаю фишками, а дети в оценочных листах. - Да, цель нашего урока вспомнить, что мы знаем о прилагательном, правильно употреблять их в речи. -Давайте последовательно идти к достижению наших целей. Мы будем работать по данному плану | 2 мин |
VI. Первичное закрепление в знакомой ситуации | 1.Индивидуальная работа Задание 1. Найдите и выпишите имена прилагательные. Приложение 2 Проверка -На какие еще вопросы отвечают имена прилагательные? - Какой цели вы достигли, выполнив это задание? Какой вывод можно сделать? ВЫВОД: Чтобы найти прилагательные нужно задать вопрос. -Итак, на первый пункт плана ответили. Слайд 7 Имя прилагательное 4.Является в предложении.. 3.Изменяется.. 2.Обозначает.. 1.Вопросы…. - Отметьте в листах самооценки Задание 2. Отгадайте загадку: Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый. Лиса Слайд 8 - Как догадались? - По одним прилагательным можно догадаться о ком или о чём идёт речь? - Сделаем вывод, что обозначает имя прилагательное? ВЫВОД: Имя прилагательное обозначает признак предмета - Хорошо! Теперь поговорим о признаках. 2. Коллективная работа (устная работа) Слайд 9 Задание 3. Распределите слова по признакам Цвет: Форма: Размер: Вкус: Материал: Качества характера: (Слова для справок: маленький, бумажный, соленый, зеленый, кирпичный, желтый, гигантский, круглый, горький, доброжелательный, треугольный, душевный…)\ -Зачем нужны прилагательные? Делают речь точной, выразительной.) -Итак, мы ответили на второй пункт плана. Слайд 10 Имя прилагательное 4.Является в предложении.. 2.Обозначает.. 1.Вопросы…. 3.Изменяется.. -Отметьте в листах самооценки 3.Работа в группах Задание 4. Вставьте пропущенные окончания. Слайд 11 Приложение 3 Работа групп - Посмотрим, что у Вас получилось. Дети прикрепляют лист А3 на доску. Обоснование ответов групп. - Как определяли род прилагательного? ( Имена прилагательные зависят от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся. -Какой вывод сделаем? ВЫВОД: Имена прилагательные изменяются по родам, числам, и падежам. Слайд 12 Имя прилагательное 4.Является в предложении.. 3.Изменяется.. 2.Обозначает.. 1.Вопросы…. -Какие это признаки прилагательного постоянные или непостоянные? -Посмотрите внимательно на словосочетания, все ли продукты полезны? Почему? -Отметьте в листах самооценки | 3 мин 1 мин 4 мин 4 мин +2 мин на выступление групп |
в изменённой ситуации (конструктивные | 5. Самостоятельная работа Слайд 13 Задание 5 На доске записан текст: УТРОМ ПАДАЛ СНЕЖОК. ОН УКРЫВАЛ ЁЛОЧКИ. -Прочитайте. Понятно, о чем в нем говорится? -Слова, какой части речи добавили бы, чтобы текст был полным (Прилагательные) -Для чего они нужны? (Они помогают описать предмет, делают нашу речь ярче, выразительнее). -Спишите. Вставьте имена прилагательные (по вариантам 2 ученика у доски) Мой вариант 1в. РАННИМ УТРОМ ПАДАЛ РОБКИЙ СНЕЖОК. 2в. ОН УКРЫВАЛ МАЛЕНЬКИЕ ЕЛОЧКИ. -Разберите предложения по членам предложения - Какой вывод можно сделать? ВЫВОД: Имена прилагательные нужны для точности описания. В предложениях являются второстепенным членом предложения – определением, в некоторых случаях- сказуемым. Слайд 14 Имя прилагательное 4.Является в предложении.. 3.Изменяется.. 2.Обозначает.. 1.Вопросы…. - Отметьте в листах самооценки | 5 мин |
Музыкальная физкультминутка Приложение 4 | 2 мин | |
VII. Творческое применение знаний в новой ситуации | 6. Работа в парах Слайд 15 Задание 6. Посмотрите, один мальчик написал диктант. В диктанте встретились такие предложения. Как вы думаете, какую оценку он получит? Волнуется синие море. Мы подошли к могучиму дубу. У меня нет краснай ручки. С задорнай песней веселей работать. Никто не любит осеннию слякоть. Ветер играет последнеми листьями. (Один ученик работает у доски) - Действительно, безударные падежные окончания написаны не правильно. Что необходимо знать, чтобы правильно написать окончания прилагательных? - Но это не так-то просто. Как их много! - Как же их запомнить? - Есть слово – подсказка. Это слово – КАКОЙ? В этом вопросе во всех числах, родах и падежах гласные под ударением. Задание 7. Тест вопросы- ответы: «Имя прилагательное» Слайд 16 | 4 мин 1 мин |
VIII. Информация о домашнем задании | Разноуровневое домашнее задание по выбору. Слайд 17 Приложение 5 | 2 мин |
IX. Рефлексия | - Вернемся к листам самооценки. Отметьте настрой в конце урока. Поставьте себе оценку за урок. Слайд 18- На парте на цветных листах пословица: «Знание трудом добывается». (Оранжевый) – Уверен(а) в своих знаниях (Желтый) -Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать Прикрепите пословицу, на нужное высказывание. | 2 мин |
Результаты урока: Урок русского языка проводился в проблемно-диалогической, практической форме с целью обобщения материала, систематизации знаний. В ходе урока учащиеся поэтапное повторили морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль. Каждый ученик на уроке получил возможность проявить активность, применить имеющиеся у него знания по теме в процессе достижения общей цели и решения познавательных задач. Применение системно- деятельностного подхода через диалог, индивидуальную работу, работу в парах и группах способствовала вовлечению всех учащихся в работу, развитию мышления, созданию благоприятных условий для учебного самоопределения, самооценки, для формирования навыков организаторской работы, для формирования рефлексивных способностей. Ситуация успеха создавала благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса и стимулировала познавательную деятельность. В результате сотрудничества учащихся и учителя стало возможным самостоятельная постановка цели и задач, а также их решение. Практические задание позволяли развивать исследовательские возможности учеников в познавательной деятельности. Конечный результат показал, что дети хорошо усвоили данный материал урока.
Сундеева Марина Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Чойская СОШ» Страница 11
Сундеева Марина Владимировна
Сундеева Марина Владимировна