Пожарно-спасательный спорт, как составляющая концепции развития профессиональной ориентации подростков
Громова Анастасия Юрьевна,
педагог-организатор
ГБОУ СОШ № 128 Калининского района
Санкт-Петербурга
Пожарно-спасательный спорт, как составляющая концепции развития профессиональной ориентации подростков
«Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает, различна, да и способности к тому или иному делу также. Поэтому можно сделать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам».
Платон
Проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность выбора профессии.
Подростковый возраст является сложным, переходным возрастом в жизни подростка. Поэтому перед родителями, учащимися и педагогами лежит большая ответственность за будущее подростков и за то чтобы подросток правильно выбрал свой профессиональный жизненный путь.
На мой взгляд, огромную помощь окажут как раз образовательные учреждения дополнительного образования, дающую эту возможность подросткам. Положительным примером этому могут послужить занятия пожарно-спасательным спортом с дальнейшем прицелом на поступление в Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России и профессии пожарного.
Историческая справка: Сразу после создания Государственной противопожарной службы в советский период истории России в систему подготовки пожарных включались различные упражнения, такие как преодоление препятствий, подъем на этажи здания по наружной стене с
помощью штурмовой лестницы, легкая атлетика и другие.
Только в 1937 г. было принято решение о проведении первых соревнований пожарной охраны НКВД по прикладным видам спорта.
В 1939 и 1940 г.г. проводились всесоюзные заочные соревнования по специально объявленной программе. В 1941 году началась великая Отечественная война, внесшая свои коррективы. В 1945 г. были впервые разработаны правила соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Несколько отличалось от современных требований снаряжение и обмундирование спортсменов. Лестница штурмовая весила не менее 10 кг, 3-х коленная выдвижная лестница была деревянной весом 64кг, рукава не менее 5кг. Участники соревнований на старт выходили в стандартной боевой одежде, кирзовых сапогах, надевался спасательный пояс, на котором крепились топор, карабин и рукавицы и обязательным элементом была каска военного образца. Спортсменам в то время не разрешалось использовать облегченное оборудование и снаряжение.
В 1963 году пожарно-прикладной спорт был включен в единую спортивную классификацию, а в 1964г. создана Федерация пожарно-прикладного спорта СССР, а в 2016 году переименован в пожарно-спасательный спорт. [13, с3]
В настоящее время пожарно-спасательный спорт стремительно развивается. Он распространен в 30 странах мира, постоянно обновляются высшие достижения и рекорды. Спорт пожарных от того и называется прикладным, что культивируется в системе государственной противопожарной службы.
Пожарно-спасательный спорт обусловлен особенностями профессиональной деятельности пожарных и представляет собой своеобразный комплекс упражнений, включающий элементы легкой атлетики и гимнастики. Одними из прикладных упражнений, которые
помогают ознакомиться с основными техническими приёмами, осуществляемыми пожарными, является преодоление 100-метровой полосы с препятствиями и подъём по штурмовой лестнице в окно 2-го этажа учебной башни. На сегодняшний день в соревнованиях по пожарно-спасательному спорту включены следующие виды дисциплин:
-подъем по штурмовой лестнице на 4 этаж учебной башни;
-установка выдвижной трехколенной лестницы и подъем по ней на 3 этаж;
-преодоление 100-метровой полосы препятствий;
-пожарная эстафета с тушением горящей жидкости, боевое развертывание-тушение условного пожара. [12, с1]
По ближе познакомится с этим, по истине красивым и одновременно технически сложным видом спорта в образовательных учреждениях могут помочь созданная дружина юных пожарных.
«Если тебя не пугает огонь, а девиз «спички детям не игрушка» ты готов повторять всем и вся, то почему бы не задуматься о профессии пожарного? Если хочешь с гордостью говорить всем, что твой рабочий телефон 01, а на аватарку поставить фото с огнетушителем за пять минут до взрыва, то милости просим в нашу дружину. Кто-то увлекается музыкой, кто-то не представляет своей жизни без интегралов, кто-то не может пропустить ни одного урока физики, а что делать тебе, тому кто из всех предметов выбирает ОБЖ, состоит в дружине юных пожарных и мечтает победить на соревнованиях по пожарно-прикладному спорту? Если тебе действительно интересно как стоит вести себя при землетрясении, что делать при пожаре, а что никогда не предпринимать при взрыве, то стоит подумать о профессии связанной именно с этим.
Иными словами, пожарный – и огнеборец, и спасатель, и медик. Тут, мало знать теорию – все необходимые навыки вырабатываются путём упорных тренировок.
Невозможно тушить пожары без хорошей физической подготовки. Оборудование, которым пользуются бойцы, довольно тяжёлое, а передвигаться с ним нужно быстро. Попробуй-ка вбежать на девятый этаж без лифта с брандспойтом, в полном обмундировании – это испытание не для слабых. Во все времена люди сталкивались с пожарами. И во все времена их спасали, им протягивали руку помощи те, кто оказался рядом. Попавшим в беду сочувствовали, сопереживали. Такая способность сочувствовать чужому человеку, воспринимать чужое горе как свое личное, свойственна многим людям. Но некоторым - в особой степени. Вот они и становятся профессиональными пожарными». [10, с37-38]
Для того чтобы определиться с выбором профессии, необходимо соотнести множество различных факторов: свои потребности, самооценку, мечты, интересы, темперамент, способности, состояние здоровья и другие. Достаточно сложной задачей является выбор профессии. Можно сказать, что любая профессия — является сложным миром, в котором нужно адаптация, годы обучения, приспособление к различным факторам и условиям. Если посмотреть с другой стороны, то прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего выбирать. Таким образом, незнание мира существующих профессий является трудностью и важнейшей проблемой профессионального самоопределения для современных подростков. Подросток должен не просто выбрать профессию, она должна ему нравиться. [6, с 392]
Выделяют множество факторов, оказывающих влияние на выбор профессии, но мы рассмотрим самые основные:
1.Личные профессиональные предпочтения - то, что является потребностью подростка;
2.Позиция родителей. Часто родители побуждают подростка выбрать профессию по своему предпочтению;
3.Позиция сверстников. Порой подростки выбирают профессию «за компанию», либо по местоположению вуза или предприятия;
4.Позиция учителей, которые тоже могут повлиять на выбор подростка своим авторитетом;
5.Способности заложены природой в человеке и их стоит развивать, с тем, чтобы они способствовали наилучшему выбору профессии;
6.Уровень притязаний. Часто подростки ориентированы на профессии высшей категории, «модные» или высокооплачиваемые, которые не соответствуют ни их внутреннему миру, ни способностям. В итоге происходит разочарование в ней...
7.Информированность играет важную роль в выборе профессии. Ведь у подростка на виду и на слуху невеликий выбор профессий. Изучение профессиограмм помогает сориентироваться в мире профессий. Таким образом, возрастает и интерес к другим, ранее неизвестным профессиям;
8.Склонности - это избирательная направленность, побуждающая заниматься определенной деятельностью. В ее основе желание совершенствовать навыки и умения, связанные с этой профессиональной деятельностью. [11, с152-154]
Приняв во внимание все факторы оказывающих влияние на выбор профессии и возрастные особенности подростков, можно заключить, что профориентация- это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а также с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.[2, с 304]
Профориентация, выполняющая функции профессиональной подготовки предполагает два пути его получения — самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования или успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Рассмотрим понятие профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии в частности.
Вот тут то и начинается самое главное, а именно выбор занятий дополнительного образования. Выбирая занятия в ДЮП, где приоритетным направлением является пожарно-спасательный спорт, подросток делает первый серьёзный шаг на пути к профессии.
Этапы профессионального самоопределения на примере секции пожарно-спасательного спорта:
1Этап: Зарождение профессиональных намерений в соответствии с общественными и со своими личными потребностями. Этот этап не возможен без агитационно-пропагандистской работы в учреждении, а именно: анкетирование, тестирование, стенды, буклеты, флеш-мобы, открытые занятия и т.д.;
2Этап: Целенаправленное профессиональное обучение конкретной деятельности. На этом этапе происходит профессиональное самоопределение личности. Тут имеется в виду непосредственное стремление к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Уровень самооценки подростка будет расти, лишь в том случае, если соблюдены правила :от простого к сложному»и «сначала правильно- затем быстро».
3Этап: Вхождение в профессию. Это непосредственно знакомство с условиями труда, со служебными обязанностями, вхождение
в коллективные отношения. Главными помощниками этого направления являются сами спортсмены-пожарные и спасатели, которые с удовольствием приходят на встречи с подростками, рассказывая о своей профессии. Экскурсионная работа, посещение пожарных частей, выставок, участие в творческих конкурсах по противопожарной тематике. А умения работать в команде приобретаются со временем.
4Этап: Реализация профессиональных устремлений. Отношение к труду, уровень мастерства, творческий подход. Пожарно-спасательный спорт является прикладным и сложно-техническим видом, следовательно, имеется постоянная необходимость в поддержании своего ПТВ рабочем и пригодным к занятиям. Весь процесс обучения делится на тренировочный и соревновательный. На тренировках используются различные методы обучения и способы решения поставленных задач. В некоторых случаях, учащиеся сами предлагают способы решения возникшей проблемы. В этот момент выходит на первый план креативный и творческий подход.
«Не ошибается тот, кто ни чего не делает»
Возможны и ошибки, совершаемые подростком на выделенных этапах, применительно к проблеме профессионального самоопределения, заставляют задуматься не только педагогов, но и родителям увидеть проблему под другим углом.
Первая ошибка состоит в том, что подросток в первую очередь ищет учебное учреждение, в котором он бы хотел учиться, а потом уже только начинает выбирать профессию в данном заведении.
Вторая ошибка состоит в несвоевременности выбора. Это означает, что у подростка не хватает времени на то, чтобы выбрать профессию. Чрезмерная загруженность не только учебными предметами, но и дополнительными занятиями, репетиторством и т.д.
Третья ошибка состоит в отсутствии у подростка ощущения необходимости в выборе профессии. Например, у подростка все родственники имеют профессию врача, данная профессия является традицией в семье. Естественно, родители заставляют подростка сохранить традицию, несмотря на то, что подросток, может быть, и не хочет пойти в данном направлении.
Огромное значение при выборе профессии играет самооценка подростка. Самооценка лежит в основе уровня притязаний, т. е. уровня трудности тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. [9, с349]
Чтобы помочь подростку не совершать ошибок, или совершив, успешно преодолеть трудности, родителям и педагогам предстоит не мало работы. Так как одним из основных этапов принятия решения о выборе какой-либо желаемой профессии является сбор необходимой информации о ней, этот этап в полной мере берёт на себя дополнительное образование. И с этой задачей с успехом справляется ДЮП и секция пожарно-спасательного спорта.
Как же сделать правильный выбор?
Призовем на помощь психологию-«учение о душе».
Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью.
Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях,
мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.
Итак, психология выделяет три основных фактора для правильного выбора профессии:
1.Правильная самооценка личности, ваших способностей, интересов, наклонностей, возможностей, желаний и ограничений; наличие начальных знаний и умений в профессии пожарного; умение трезво соотнести результаты самооценки со знаниями требований, которые предъявляет профессия пожарного.
2.Вторым важным моментом профориентации является осведомленность о том, чем занимаются другие люди. Практика показывает, что наиболее распространенными трудностями и ошибками школьников, подростков и молодых людей при профотборе оказываются: руководство в выборе, основанное на информации из неверных или предвзятых источников информации; неверный анализ и систематизация получаемой информации.
3. Переоценка или недооценка отдельных индивидуально-психологических характеристик личности, неверная самооценка; неправильная оценка своих способностей, подмена их моральными качествами; ошибочное представление о возможностях освоения профессии; руководство при профориентации эмоциональной составляющей, давление со стороны авторитетных для подростка и школьника людей; наличие стереотипов; неумение вовремя поменять ошибочное решение при получении дополнительной информации; профориентация школьника на основе симпатии к тем или иным личностным качествам представителя определенной профессии, героизация, подражание перенесения своего личного отношения к человеку на профессию.[7, с 490]
Интересный и тяжелый пожарно - спасательный спорт помогает решать проблемы занятости молодежи, развивает физически и духовно, подготавливает к вступлению во взрослую жизнь. Каждый день сотни огнеборцев самоотверженно усмиряют огненную стихию. Благодарная профессия пожарного всегда пользовалась уважением и почетом. Пожарный олицетворяет собой спокойствие, надежность и, главное, помощь тем, кто попал в беду. Человек, рискующий самым ценным - жизнью, ради спасения других жизней - герой. Однако за героическим образом стоит тяжелый рутинный труд. Ежедневные изнуряющие тренировки формируют стойкость духа, волю к победе и готовность без страха и сомнений первым вступить в борьбу с огнем. Высокие профессиональные и моральные качества формируют стержень человека, определяют его готовность к самопожертвованию ради спасения людей. Подготовка профессионального пожарного требует комплексного подхода. Одной из важнейших его составляющих является физическая подготовка. В экстремальных ситуациях, когда необходимо за считанные секунды принять решение и сделать все возможное для спасения людей, невозможно себе представить физически не развитого человека.
В заключении можно сделать вывод, что для детей подросткового возраста на первый план ставится задача правильно выбора профессии. Это сделать не просто, и поэтому на пути профессионального выбора подростка встречаются различные трудности, ошибки, которые нужно преодолевать, изучая мир профессий с более ранних лет и проходя различные тесты на профориентацию, изучая себя.
Выбор профессии является таким знаковым действием, которое может сделать человека счастливым в жизни и успешным в профессиональной деятельности, а может омрачить всю его жизнь, расстроить планы и сделать
его несчастным. В идеале два основных фактора определяют выбор профессии - это самосовершенствование и благо другим людям. Именно поэтому к выбору будущей профессии стоит готовиться еще в детстве и юности, занимаясь профориентацией школьников.
Дополнительное образование может быть стимулятором для выбора профессии- это факт.
Список использованной литературы
Аносова, Т. Есть желание, есть и результат [Текст] / Татьяна Аносова // Пожарное дело. - 2012. - № 4. - С.56-57.
Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2011. - 304 с.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2007.- 793 c
Солодков А. В. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. Изд. 2-е / А. В. Солодков, Е. Б. Сологуб. - Москва: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
Пряжников.Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения/ Н.С. Пряжников – М.: НПО «Модэк», 2002.– 392 с.
Современный психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490, [6] с.
Тетюхин С. Ставка на молодежь [Текст] / С. Тетюхин // Пожарное дело. - 2012. - № 12. - С.54-57.
Шаповаленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - М., 2004. - 349 c.
Ширянкина, Н. Чтоб сражаться с огнем, тренируйся ночью и днем [Текст] / Н. Ширянкина // Основы Безопасности Жизнедеятельности. - 2006. - № 10. - С. 37-38.
Шубочкина, Е. Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] // Народное образование. – 2007. – №1. – С. 152-154.
Интернет ресурсы:
11