Учебно-методическая разработка занятия-тренинга «Познакомимся!»

13
4
Материал опубликован 26 February 2022 в группе

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для психологов и социальных педагогов на лучшую разработку занятия-тренинга для детей

t1645862057aa.png

Так как в соответствии с дипломом я также преподаватель психологии и педагогики, методист, могу работать педагогом-психологои и социальным педагогом, для меня важно, интересно и полезно поучаствовать в данном конкурсе, представить учебно-методический материал, который может быть полезен кураторам учебных групп, классным руководителям и другим педагогам.


ПОЗНАКОМИМСЯ!


Учебно-методическая разработка занятия-тренинга для студентов 1-х курсов среднего профессионального образования


Пояснительная записка к ресурсу

1

Автор

Криницкая Ирина Владимировна

2

Должность

преподаватель

3

Преподаваемые дисциплины

ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ,03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации

4

Категория

высшая педагогическая

5

Образовательное учреждение

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/

6

Конкурс

Всероссийский конкурс педагогического мастерства для психологов и социальных педагогов на лучшую разработку занятия-тренинга для детей

7

Название ресурса

ПОЗНАКОМИМСЯ!

8

Вид ресурса

учебно-методическая разработка

9

Тип ресурса

тренинг с описанием упражнений

10

Курс, специальность СПО

1 курс, подходит для всех специальностей

11

Цель и задачи

занятия-тренинга

Цель:

1 Познакомиться и лучше узнать друг друга (преподаватель (куратор) – студенты, студент – студенты учебной группы).

2. Способствовать установлению психологического и эмоционального контакта.

3. Развивать потребность межличностного общения внутри учебной группы и студентов с преподавателем.

Задачи:

1. Создать психологически комфортные условия для выполнения упражнений тренинга студентами.

2. Зафиксировать ответы студентов с целью подготовки материалов для других внеучебных мероприятий студенческой группы.

3. Развивать интерес к другим людям – одногруппникам и преподавателям, их увлечениям, фактам биографии и др.

4. Способствовать возникновению чувства общности и сплоченности в студенческом коллективе.

12

Развиваемые УУД

(расшифровка в приложении 1)

личностные


1.3

регулятивные


2.1, 2.6, 2.7

познавательные


3.1.4, 3.3.1, 3.4.2

коммуникативные


4.1 – 4.5

14

Курс, специальность СПО

1 курс, подойдет для любой специальности

15

Описание ресурса

Учебно-методическая разработка содержит развернутую пояснительную записку, план-программу и хода сценарий занятия

16

Методические рекомендации

1. Материал занятия будет полезен куратору (преподавателю любой учебной дисциплины) учебной группы 1 курса. Занятие-тренинг возможно применить в качестве одного из первых кураторских часов в учебном году

2. Занятие-тренинг возможно совместить с типом занятия «встреча-чаепитие».


17.

Особенности применения

1. Занятие проводится только в очном (не дистанционном) формате

2. Технического оснащения не требуется

3. Посадка студентов – круговая (вокруг большого стола, сформированного из нескольких парт), чтобы был зрительный контакт, участники встречи встречались взглядом друг с другом

18.

Деятельность преподавателя

создание учебно-методической разработки занятия-тренинга и организация выполнения упражнений тренинга студентами в режиме очного (оффлайн) занятия в психологически комфортной, доброжелательной обстановке.

19.

Форма учебной деятельности студентов

фронтальная, индивидуальная

20

Методическое оснащение

учебно-методическая разработка занятия, листы для письменной фиксации ответов на задания упражнений тренинга

22

Длительность занятия

45 минут (1 академический час – половина учебной пары), если есть возможности по времени, может быть продлено по обоюдному согласию преподавателя и студентов учебной группы

23

Возможности применения

данное занятие-тренинг может быть проведено в 7-11 классах средней общеобразовательной школы, при некоторой адаптации материала в 5-6-х классах; учебно-методическая разработка носит достаточно универсальный характер и может пригодится кураторам, классным руководителям, педагогам-психологам, социальных педагогам, вожатым

24

Особенности оформления

разработки

темно-синий шрифт – прямая речь организатора мероприятия (полностью отразится при скачивании материала, при автоматической загрузке часть текста теряет заданный цвет)

черный шрифт – пояснения автора материала

25

Психолого-педагогическое обоснование письменной фиксации ответов студентами и последующего сохранения информации

Перед сохранением информации важно попросить разрешения у студентов собрать листы с ответами на память. Данная информация будет полезна для аналитической деятельности. Также преподаватель имеет возможность организовать другие мероприятия и создать презентационные материалы на основе ответов. Когда студенты группы будут завершать обучение, хорошо будут знакомы друг с другом, можно вспомнить ответы из тренинга, например, какой предмет взял студент в гипотетическое путешествие, угадать студента по его любимому герою из книги, кинофильма и т. д. с использованием изображений персонажей.

Информационные источники

1


Иллюстрации

https://yandex.ru/images/

личный фотоархив преподавателя (с разрешения студентов)

2

Приложение 1


3

Гусева А. А.

Психологический тренинг "Я в коллективе  https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii- trieningh-ia-v-kolliektivie-dl.html    

4

Сагитов Р. Н., Сагитова Л. А.

Адаптация студентов-первокурсников в https://moluch.ru/th/4/archive/74/2802/

5

Петровская В. П.

Программа адаптации студентов к колледжу "Я - первокурсник" https://www.art-talant.org/publikacii/4798-programma-adaptacii-studentov-k-kolledghu-ya-pervokursnik

6

Материалы проблемного семинара

Новые подходы к работе куратора группы учреждения профессионального https://gigabaza.ru/doc/152461.html


План-программа занятия-тренинга

п/п

Этапы занятия

Продолжи-тельность

(мин)

1

Организационный. Взаимное приветствие педагога и студентов. Вступительное слово преподавателя.


5


2

Практический. Выполнение упражнений тренинга


35

1) Назови три имени

10

2) Запомни имя – едем в путешествие!

10

3) Мой любимый герой

15

3

Рефлексивный.

5

Сценарий хода занятия-тренинга

Этап I. Организационный.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я – куратор вашей учебной группы, Ирина Владимировна, пока не очень знакомый вам человек. И вас я тоже знаю не очень хорошо. Давайте познакомимся и узнаем друг друга лучше. Именно такая цель нашей сегодняшней встречи, которая, как будто, чаепитие - не стесняйтесь, угощайтесь, наливайте чай.

t1645862057ab.png

В то же время, это тренинг на знакомство. Мы выполним интересные упражнения. И я в них буду участвовать, чтобы вы и меня могли получше узнать. Есть несколько правил тренинга, о которых я должна вас предупредить:

1) мы не боимся показаться смешными – говорим о том, что думаем и чувствуем;

2) мы открываем собственную позицию, избегаем безличные предложения, не ссылаемся на «многих людей, которые думают…», говорим о себе;

3) мы доверяем друг другу и не разглашаем информацию за пределами нашей группы;

4) мы не даем оценок участникам группы, мы можем охарактеризовать их действия – мы не говорим: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твой стиль общения»;

5) мы уважаем собеседника – внимательно слушаем и даем высказаться, интересуемся его мнением и не перебиваем;

6) в нашем тренинге есть правило «Остановись» - в любой момент вы можете остановить разговор или вопрос, если считаете его неприятным и опасным для своего психологического состояния, внутреннего мира, просто произнесите «остановись».

Есть вопросы? Все понятно? (ответы студентов) Начинаем!


Этап II. Практический

Преподаватель: Первое упражнение – «Назови три имени». Сейчас я вам раздам бланки – в них нужно написать три варианта своего имени – как вас называют родные и близкие, друзья и как называли учителя в школе. Я тоже напишу.


Чтобы тренинг не носил оттенок официальности, в качестве бланков могут использоваться разноцветные листы разного формата, c включением небольших веселых изображений (позитивные эмотиконы, рисунки и др.), например:

t1645862057ac.png

У меня есть большое количество ручек интересного дизайна – их я тоже раздаю студентам группы, чтобы избежать оттенка учебного занятия, при котором важно подготовить тетрадь, пенал, учебное пособие.

После выполнения упражнения студент представляется и объясняет, почему используется тот или иной вариант имени – возможно, используется какая-то сторона характера или есть определенная причина возникновения варианта имени

Цель упражнения: саморефлексиия и создании потребности в самопознании.

Преподаватель также делится своими ответами. О себе я могу рассказать, что в детстве мама и папа меня называли Ирасик-колбасик, в этом не было никакого смысла, просто забавно рифмовалось; учителя называли Ирой, Ириной, просто по фамилии Калягина – это моя девичья фамилия; друзья часто называли Калягой, причем именно я стала этому причиной – один раз не успевала даже подписать работу на листочке, так торопилась (это был 6-й класс) и написала коротко – Каляга – чем развеселила классного руководителя, с тех пор и повелось.

Преподаватель: Второе упражнение – «Запомни имя – едем в путешествие!». Представьте, что мы все вместе едем в путешествие, например, в один из самых зеленых городов России, которому более 1000 лет. Как вы думаете, какой это город? (ответы студентов). Это город Брянск, волею судьбы я прожила в Брянске около 10 лет, преподавала в Брянском областном колледже искусств, обучала будущих музыкантов, актеров, певцов (таким образом, студенты узнают больше информации о кураторе). Когда несколько лет мы обсуждали такую поезду с директором колледжа Светланой Васильевной Осадчей, она даже предложила вариант разместить студентов из Санкт-Петербурга в студенческом общежитии бесплатно. Не берусь судить, насколько вариант размещения удачен, но это проявление гостеприимства. Итак, мы едем в Брянск, точнее летим из аэропорта Пулково на самолете авиакомпании «Азимут». Назовите одну вещь, которую вы возьмете в путешествие. Название этой вещи должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя. Сначала представьтесь, затем назовите предмет: «Меня зовут Фёдор, я беру с собой фен». Каждый следующий студент произносит имя предыдущего. Ко мне, как к преподавателю, обращаются по имени отчеству, поэтому, чтобы вы хорошо их запомнили, я возьму две вещи в путешествие: меня зовут Ирина, я беру с собой иглу – вдруг потребуется что-то зашить. Мое отчество Владимировна, я беру с собой варежки – вдруг это зимняя поездка. Ирина Владимировна (далее ответы студентов, которые преподаватель просит написать всё на том же листе бумаги, после которых проверка, как запомнились имена всех участников группы).

Цель упражнения: запомнить имена друг друга, раскрепоститься.

Преподаватель: Третье упражнение называется «Мой любимый герой». Подумайте и напишите все на том же листе бумаги своего любимого героя книги, художественного или мультипликационного фильма, спектакля с указанием источника, откуда этот персонаж. Если очень сложно определиться с вымышленным героем, то тогда можно назвать реального человека – любимого блогера, деятеля, актёра, певца и так далее. (1-2 минуты на выполнение записей). Так как я организатор тренинга, то начну озвучивать свой ответ на вопрос упражнения. Мой любимый литературный и киногерой… (создание интриги). Вы многие его знаете. Сейчас я опишу одного из своих любимых и литературных, и киногероев, а вы попробуйте определить., догадаться. Вице-президент крупного банка, обвиненный в предумышленном убийстве двух человек и приговоренный к двум пожизненным заключениям. Трагедия в том, что эти преступления он не совершал. Он преодолевает очень тяжелые испытания стойко, мужественно, не теряя самообладание и помогая другим. Я очень люблю финал литературного произведения – повести американского писателя и художественного фильма-драмы 1994 года. Узнали? (ответы студенты)

Как вариант, можно показать изображение любимого героя.

Преподаватель: Мой любимый герой – Энди Дюфрейн, главный персонаж повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и художественного фильма «Побег из Шоушенка».

t1645862057ad.png

Теперь вы поделитесь. Можете сразу сообщить имя любимого героя, а можете описать – мы попробуем угадать, причем и героя, и источник.

Цель упражнения: помочь участникам тренинга еще лучше познакомиться друг с другом, осознать сходства и различия в своей группе, помочь преодолеть комплексы и страхи, возникающие в процессе общения.

Этап III. Рефлексивный

Занятие-тренинг – насыщенное, поэтому рефлексивный этап не перегружается дополнительной атрибутикой, например набором изображений смайликов, выражающих настроение, коробкой для рефлексии. Целесообразно на протяжении всего занятия внимательно наблюдать за настроением студентов, а на последнем этапе провести короткую беседу, задать вопросы – узнали ли ребята друг друга лучше, открыли для себя нечто новое друг о друге, какие эмоции испытывают после тренинга, было ли психологически сложно делиться информацией о себе. Преподаватель просит разрешения у студентов на память оставить себе листы с ответами студентов (психолого-педагогическое обоснование фиксации письменных ответов в п. 25 пояснительной записки).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за полезный ресурс!

26 February 2022

Наталья Фёдоровна, спасибо!

26 February 2022

Спасибо за отлично оформленный ресурс, Ирина Владимировна!

26 February 2022

Раиса Поликарповна, большое спасибо! :)

28 February 2022

Ответ #404370 был удален 28 February 2022