Учебно-методическая разработка занятия-тренинга «Познакомимся!»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства для психологов и социальных педагогов на лучшую разработку занятия-тренинга для детей
Так как в соответствии с дипломом я также преподаватель психологии и педагогики, методист, могу работать педагогом-психологои и социальным педагогом, для меня важно, интересно и полезно поучаствовать в данном конкурсе, представить учебно-методический материал, который может быть полезен кураторам учебных групп, классным руководителям и другим педагогам.
ПОЗНАКОМИМСЯ!
Учебно-методическая разработка занятия-тренинга для студентов 1-х курсов среднего профессионального образования
Пояснительная записка к ресурсу | |||
1 | Автор | Криницкая Ирина Владимировна | |
2 | Должность | преподаватель | |
3 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ,03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации | |
4 | Категория | высшая педагогическая | |
5 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ | |
6 | Конкурс | Всероссийский конкурс педагогического мастерства для психологов и социальных педагогов на лучшую разработку занятия-тренинга для детей | |
7 | Название ресурса | ПОЗНАКОМИМСЯ! | |
8 | Вид ресурса | учебно-методическая разработка | |
9 | Тип ресурса | тренинг с описанием упражнений | |
10 | Курс, специальность СПО | 1 курс, подходит для всех специальностей | |
11 | Цель и задачи занятия-тренинга | Цель: 1 Познакомиться и лучше узнать друг друга (преподаватель (куратор) – студенты, студент – студенты учебной группы). 2. Способствовать установлению психологического и эмоционального контакта. 3. Развивать потребность межличностного общения внутри учебной группы и студентов с преподавателем. Задачи: 1. Создать психологически комфортные условия для выполнения упражнений тренинга студентами. 2. Зафиксировать ответы студентов с целью подготовки материалов для других внеучебных мероприятий студенческой группы. 3. Развивать интерес к другим людям – одногруппникам и преподавателям, их увлечениям, фактам биографии и др. 4. Способствовать возникновению чувства общности и сплоченности в студенческом коллективе. | |
12 | Развиваемые УУД (расшифровка в приложении 1) | личностные | 1.3 |
регулятивные | 2.1, 2.6, 2.7 | ||
познавательные | 3.1.4, 3.3.1, 3.4.2 | ||
коммуникативные | 4.1 – 4.5 | ||
14 | Курс, специальность СПО | 1 курс, подойдет для любой специальности | |
15 | Описание ресурса | Учебно-методическая разработка содержит развернутую пояснительную записку, план-программу и хода сценарий занятия | |
16 | Методические рекомендации | 1. Материал занятия будет полезен куратору (преподавателю любой учебной дисциплины) учебной группы 1 курса. Занятие-тренинг возможно применить в качестве одного из первых кураторских часов в учебном году | |
2. Занятие-тренинг возможно совместить с типом занятия «встреча-чаепитие». | |||
17. | Особенности применения | 1. Занятие проводится только в очном (не дистанционном) формате | |
2. Технического оснащения не требуется | |||
3. Посадка студентов – круговая (вокруг большого стола, сформированного из нескольких парт), чтобы был зрительный контакт, участники встречи встречались взглядом друг с другом | |||
18. | Деятельность преподавателя | создание учебно-методической разработки занятия-тренинга и организация выполнения упражнений тренинга студентами в режиме очного (оффлайн) занятия в психологически комфортной, доброжелательной обстановке. | |
19. | Форма учебной деятельности студентов | фронтальная, индивидуальная | |
20 | Методическое оснащение | учебно-методическая разработка занятия, листы для письменной фиксации ответов на задания упражнений тренинга | |
22 | Длительность занятия | 45 минут (1 академический час – половина учебной пары), если есть возможности по времени, может быть продлено по обоюдному согласию преподавателя и студентов учебной группы | |
23 | Возможности применения | данное занятие-тренинг может быть проведено в 7-11 классах средней общеобразовательной школы, при некоторой адаптации материала в 5-6-х классах; учебно-методическая разработка носит достаточно универсальный характер и может пригодится кураторам, классным руководителям, педагогам-психологам, социальных педагогам, вожатым | |
24 | Особенности оформления разработки | темно-синий шрифт – прямая речь организатора мероприятия (полностью отразится при скачивании материала, при автоматической загрузке часть текста теряет заданный цвет) | |
черный шрифт – пояснения автора материала | |||
25 | Психолого-педагогическое обоснование письменной фиксации ответов студентами и последующего сохранения информации | ||
Перед сохранением информации важно попросить разрешения у студентов собрать листы с ответами на память. Данная информация будет полезна для аналитической деятельности. Также преподаватель имеет возможность организовать другие мероприятия и создать презентационные материалы на основе ответов. Когда студенты группы будут завершать обучение, хорошо будут знакомы друг с другом, можно вспомнить ответы из тренинга, например, какой предмет взял студент в гипотетическое путешествие, угадать студента по его любимому герою из книги, кинофильма и т. д. с использованием изображений персонажей. | |||
Информационные источники | |||
1 | Иллюстрации | ||
личный фотоархив преподавателя (с разрешения студентов) | |||
2 | Приложение 1 | | |
3 | Гусева А. А. | Психологический тренинг "Я в коллективе https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskii- trieningh-ia-v-kolliektivie-dl.html | |
4 | Сагитов Р. Н., Сагитова Л. А. | Адаптация студентов-первокурсников в https://moluch.ru/th/4/archive/74/2802/ | |
5 | Петровская В. П. | Программа адаптации студентов к колледжу "Я - первокурсник" https://www.art-talant.org/publikacii/4798-programma-adaptacii-studentov-k-kolledghu-ya-pervokursnik | |
6 | Материалы проблемного семинара | Новые подходы к работе куратора группы учреждения профессионального https://gigabaza.ru/doc/152461.html |
План-программа занятия-тренинга
№ п/п | Этапы занятия | Продолжи-тельность (мин) |
1 | Организационный. Взаимное приветствие педагога и студентов. Вступительное слово преподавателя. | 5 |
2 | Практический. Выполнение упражнений тренинга | 35 |
1) Назови три имени | 10 | |
2) Запомни имя – едем в путешествие! | 10 | |
3) Мой любимый герой | 15 | |
3 | Рефлексивный. | 5 |
Сценарий хода занятия-тренинга
Этап I. Организационный.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Я – куратор вашей учебной группы, Ирина Владимировна, пока не очень знакомый вам человек. И вас я тоже знаю не очень хорошо. Давайте познакомимся и узнаем друг друга лучше. Именно такая цель нашей сегодняшней встречи, которая, как будто, чаепитие - не стесняйтесь, угощайтесь, наливайте чай.
В то же время, это тренинг на знакомство. Мы выполним интересные упражнения. И я в них буду участвовать, чтобы вы и меня могли получше узнать. Есть несколько правил тренинга, о которых я должна вас предупредить:
1) мы не боимся показаться смешными – говорим о том, что думаем и чувствуем;
2) мы открываем собственную позицию, избегаем безличные предложения, не ссылаемся на «многих людей, которые думают…», говорим о себе;
3) мы доверяем друг другу и не разглашаем информацию за пределами нашей группы;
4) мы не даем оценок участникам группы, мы можем охарактеризовать их действия – мы не говорим: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твой стиль общения»;
5) мы уважаем собеседника – внимательно слушаем и даем высказаться, интересуемся его мнением и не перебиваем;
6) в нашем тренинге есть правило «Остановись» - в любой момент вы можете остановить разговор или вопрос, если считаете его неприятным и опасным для своего психологического состояния, внутреннего мира, просто произнесите «остановись».
Есть вопросы? Все понятно? (ответы студентов) Начинаем!
Этап II. Практический
Преподаватель: Первое упражнение – «Назови три имени». Сейчас я вам раздам бланки – в них нужно написать три варианта своего имени – как вас называют родные и близкие, друзья и как называли учителя в школе. Я тоже напишу.
Чтобы тренинг не носил оттенок официальности, в качестве бланков могут использоваться разноцветные листы разного формата, c включением небольших веселых изображений (позитивные эмотиконы, рисунки и др.), например:
У меня есть большое количество ручек интересного дизайна – их я тоже раздаю студентам группы, чтобы избежать оттенка учебного занятия, при котором важно подготовить тетрадь, пенал, учебное пособие.
После выполнения упражнения студент представляется и объясняет, почему используется тот или иной вариант имени – возможно, используется какая-то сторона характера или есть определенная причина возникновения варианта имени
Цель упражнения: саморефлексиия и создании потребности в самопознании.
Преподаватель также делится своими ответами. О себе я могу рассказать, что в детстве мама и папа меня называли Ирасик-колбасик, в этом не было никакого смысла, просто забавно рифмовалось; учителя называли Ирой, Ириной, просто по фамилии Калягина – это моя девичья фамилия; друзья часто называли Калягой, причем именно я стала этому причиной – один раз не успевала даже подписать работу на листочке, так торопилась (это был 6-й класс) и написала коротко – Каляга – чем развеселила классного руководителя, с тех пор и повелось.
Преподаватель: Второе упражнение – «Запомни имя – едем в путешествие!». Представьте, что мы все вместе едем в путешествие, например, в один из самых зеленых городов России, которому более 1000 лет. Как вы думаете, какой это город? (ответы студентов). Это город Брянск, волею судьбы я прожила в Брянске около 10 лет, преподавала в Брянском областном колледже искусств, обучала будущих музыкантов, актеров, певцов (таким образом, студенты узнают больше информации о кураторе). Когда несколько лет мы обсуждали такую поезду с директором колледжа Светланой Васильевной Осадчей, она даже предложила вариант разместить студентов из Санкт-Петербурга в студенческом общежитии бесплатно. Не берусь судить, насколько вариант размещения удачен, но это проявление гостеприимства. Итак, мы едем в Брянск, точнее летим из аэропорта Пулково на самолете авиакомпании «Азимут». Назовите одну вещь, которую вы возьмете в путешествие. Название этой вещи должно начинаться с той же буквы, что и ваше имя. Сначала представьтесь, затем назовите предмет: «Меня зовут Фёдор, я беру с собой фен». Каждый следующий студент произносит имя предыдущего. Ко мне, как к преподавателю, обращаются по имени отчеству, поэтому, чтобы вы хорошо их запомнили, я возьму две вещи в путешествие: меня зовут Ирина, я беру с собой иглу – вдруг потребуется что-то зашить. Мое отчество Владимировна, я беру с собой варежки – вдруг это зимняя поездка. Ирина Владимировна (далее ответы студентов, которые преподаватель просит написать всё на том же листе бумаги, после которых проверка, как запомнились имена всех участников группы).
Цель упражнения: запомнить имена друг друга, раскрепоститься.
Преподаватель: Третье упражнение называется «Мой любимый герой». Подумайте и напишите все на том же листе бумаги своего любимого героя книги, художественного или мультипликационного фильма, спектакля с указанием источника, откуда этот персонаж. Если очень сложно определиться с вымышленным героем, то тогда можно назвать реального человека – любимого блогера, деятеля, актёра, певца и так далее. (1-2 минуты на выполнение записей). Так как я организатор тренинга, то начну озвучивать свой ответ на вопрос упражнения. Мой любимый литературный и киногерой… (создание интриги). Вы многие его знаете. Сейчас я опишу одного из своих любимых и литературных, и киногероев, а вы попробуйте определить., догадаться. Вице-президент крупного банка, обвиненный в предумышленном убийстве двух человек и приговоренный к двум пожизненным заключениям. Трагедия в том, что эти преступления он не совершал. Он преодолевает очень тяжелые испытания стойко, мужественно, не теряя самообладание и помогая другим. Я очень люблю финал литературного произведения – повести американского писателя и художественного фильма-драмы 1994 года. Узнали? (ответы студенты)
Как вариант, можно показать изображение любимого героя.
Преподаватель: Мой любимый герой – Энди Дюфрейн, главный персонаж повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и художественного фильма «Побег из Шоушенка».
Теперь вы поделитесь. Можете сразу сообщить имя любимого героя, а можете описать – мы попробуем угадать, причем и героя, и источник.
Цель упражнения: помочь участникам тренинга еще лучше познакомиться друг с другом, осознать сходства и различия в своей группе, помочь преодолеть комплексы и страхи, возникающие в процессе общения.
Этап III. Рефлексивный
Занятие-тренинг – насыщенное, поэтому рефлексивный этап не перегружается дополнительной атрибутикой, например набором изображений смайликов, выражающих настроение, коробкой для рефлексии. Целесообразно на протяжении всего занятия внимательно наблюдать за настроением студентов, а на последнем этапе провести короткую беседу, задать вопросы – узнали ли ребята друг друга лучше, открыли для себя нечто новое друг о друге, какие эмоции испытывают после тренинга, было ли психологически сложно делиться информацией о себе. Преподаватель просит разрешения у студентов на память оставить себе листы с ответами студентов (психолого-педагогическое обоснование фиксации письменных ответов в п. 25 пояснительной записки).
Кияйкина Наталья Федоровна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна