Внеклассное мероприятие для обучающихся с ОВЗ «Блокада Ленинграда» (8-9 класс)
Блокада Ленинграда
PPTX / 5.67 Мб
План – конспект библиотечного занятия
Педагог – (ФИО): Орт Инесса Владимировна
Образовательная область: литература Возраст обучающихся: 8класс
Тема занятия: Блокада Ленинграда
Форма: познавательный час
Цель: Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады, познакомить с художественными произведениями по теме.
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием «блокада»; Ленинграда, способствовать развитию познавательного интереса к рассказам и стихотворениям о блокаде.
2.Развивать эмоциональную выразительность речи через чтение стихотворений; корригировать память на основе запоминания и воспроизведения.
3. Воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину.
Оборудование занятия: презентация: «Блокада Ленинграда», документальный видеофрагменты « Блокада», книжная выставка: « Непокоренный город».
I Вводная часть Организационный момент Цель: Организовать класс на работу. Создать позитивное настроение. . Прозвенел звонок для нас Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спины прямо И начнем занятие , друзья! Библиотекарь: Что может быть страшнее, чем война?!
|
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога-библиотекаря |
Примечания |
Введение в тему и целепологание |
||
Дети слушают и отвечают на вопросы.
|
Назовите мне дату нападения фашисткой Германии на Советский Союз. ( 22 июня 1941г) Библиотекарь:
|
|
Дети выполняют задание.
Дети показывают.
Дети отвечают. |
Сегодня я приглашаю вас заглянуть в далекое и героическое прошлое нашей Родины. - Какой город на этом видео ? (Санкт-Петербург) - Но у него было и другое название какое?( Ленинград) Библиотекарь: На столах лежит по 3 книги. Какая из них о Ленинграде?
Чему посвящена эта дата? (Ответы детей) 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 900 дней шла героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Как называется тема нашего занятия сегодня? Ответы ребят (Блокада Ленинграда) Библиотекарь: Об этом страшном и героическом времени написаны тысячи книг. Часть этих книг вы видите на книжной выставке: «Непокоренный Ленинград». Бессмертен подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны. Ни бомбардировки, ни обстрелы, ни угроза смерти не сломили воли и духа ленинградцев. Героизм ленинградцев навсегда останется в памяти потомков. -Сегодня мы будем говорить о людях, которые жили во время Великой Отечественной войны в городе Ленинграде.
|
Показываю видео Санкт-Петербурга
Даю задание
Слайды 1-2 |
II Основная часть Организовать познавательную деятельность учащихся.
Цель: Познакомить детей с понятием «блокада»; Ленинграда, способствовать развитию познавательногьо интереса к рассказам и стихотворениям о блокаде.
Развивать эмоциональную выразительность речи через чтение стихотворений; корригировать память на основе запоминания и воспроизведения.
|
||
Просмотр детьми видеоролика «Ленинград перед объявлением войны»
Просмотр детьми видеоролика «Начало войны»
|
- Посмотрите на Ленинград до войны и во время войны. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года и закончилась 27 января 1944 года. Она длилась 900дней и ночей. - Как вы думаете, это много 900 дней? (ответ детей). Это почти 3 года. - 800 000 человек умерли во время блокады. - Это в 24 раза больше, чем сейчас живет в Славгороде. - В Славгороде живёт 33000 человек.
Посмотрите на карту, на что это похоже? ( круг, кольцо)
-Что такое блокада?(ответ детей)
-Это кольцо называли блокадой, потому что город был окружен. Нельзя привезти продукты, лекарства, медикаменты, топливо. 8 сентября немцы окружили Ленинград с трех сторон, с четвертой стороны было Ладожское озеро. Но все равно продуктов в городе не хватало, начался голод.Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Вражеские войска подходили к городу.
Библиотекарь: Ужас блокады пережила тогда каждая семья. |
Включаю видео.
Включаю видео.
Слайд 3-4
Слайд 5-7 |
Пархоменко Лера |
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи, Кто-то – с первых ступеней детсада... |
|
Поляков Алексей
Тимощенко Степа
Дети слушают. |
Ведущий : О ленинградской блокаде Ничто не смогло сломить их воли. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Люди знали, за что умирают. Для того, чтобы уничтожить Ленинград Гитлер приказал бросить к Ленинграду огромные военные силы – лучшие войска, более 1000 танков и 1500 самолетов. Стихотворение (читает учащийся) « 8 сентября, обычный день недели». 8 сентября, обычный день недели,
Ведущий: Враги были уверены, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди, сами сдадут город. В кольце блокады Ленинграда оказалось около 3 миллионов человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые. Мука заканчивалась, хлеба стали выдавать все меньше. В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик: Сто двадцать пять блокадных грамм Я вспоминаю хлеб блокадных лет, Который в детском доме нам давали. Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой, Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой, Но самый сильный голод был, когда Не дни мы голодали, а года. Библиотекарь: Что ели люди в блокаду? Собак, кошек, ворон, голубей, мучной клей от обоев, вварили кожаные ремни, технические масла, олифу, лекарства. -Взгляните,что это? ( на столе лежат картофельные очистки) -Картофельные очистки. -Вы их едите сейчас? (ответ детей) -Люди в войну варили: очистки, собирали кочерыжки от капусты, с обоев скоблили клей и варили с него суп.( показ клея обойного, кочерыжек) - Как вы относитесь к хлебу? (ответ)
Я от тебя хочу лишь одного, Чтоб к хлебу относился ты с любовью. Ведь люди, чтобы ты имел его, За хлеб платили собственною кровью.
|
Слайду 8-10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14-16
Показываю на тарелке кусочек хлеба 125г.
Слайд 17
Слайд 18
Говорю одному ученику |
Шмаенков Вова
Которев Никита |
- Хлеб в Ленинграде был главной едой. Стали выдавать хлебные карточки. Утеряв карточку, человек мог умереть от голода. Библиотекарь: Люди умирали тысячами. Они ложились и не вставали в темных холодных квартирах, падали на улицах, на заводах у станков. И некому было убирать мертвых с улиц.
Блокада. Далеко как это слово
Тяжело, |
Слайд19
Слайд 20 |
Пархоменко Лера
Дети слушают
Яборов Паша |
Библиотекарь: От голода люди умирали тысячами. Везде. В холодных домах, на работе, на улицах. Между сугробами, напрягая последние силы, люди тянули саночки, на которых лежали покойники. Мертвых хоронили без гробов, обернутых простыней или одеялом, а позднее и просто в одежде, в которой человек умер. Часто, люди оставляли мертвого на полпути, потому что не было сил. Позднее эти трупы подбирали машины и увозили на окраину города, на огромный пустырь. Так образовалось известное ныне Пискаревское кладбище, где похоронено 470 тыс. ленинградцев.
Читаем блокадные письма 1. Я была в семье самая молодая и сильная. И каждый день ходила получать хлеб. Иногда стоишь, а хлеба нет. Все мои лежали на кроватях в одной комнате. Все в валенках, под ватными одеялами. В кухне стояло ведро с водой, которое к ночи замерзало до дна. Потом вставали по очереди и откалывали кусочки льда, чтобы согреть воду. Блокадник: 4. Вы меня послушайте. Вот сейчас, когда я встаю, я беру кусок хлеба и говорю: помяни, Господи, всех умерших с голоду, которые не дождались досыта поесть хлеба. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Библиотекарь : Враг хотел погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план он до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу. |
Слайд 21 |
|
Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек. Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов. В осажденном городе каждый человек был воином. 14 слайд За время блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов и много другой военной техники. 15-16 слайды Вместе со взрослыми на заводах трудились и дети. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли достать до станков.
|
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24 |
Которев Никита |
Стихотворение читает ученик «Я не был на фронте, но знаю..» Я не был на фронте, но знаю Я не был на фронте, но знаю Зимой 1941 - 1942 город сковал сильный мороз. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, и измученные бомбежками ленинградцы жили в холодных комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Замерзли водопровод и канализация. Воду для питья брали прямо из Невы, с трудом спускаясь на лед. Остановились автобусы, трамваи. На работу ходили пешком.
|
Слайд 25
|
|
Физкультминутка В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза.) В январском снегу (Разводят руки в стороны.) Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши.) На морском берегу (Плавные движения руками-волны.) С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо.) Строг и красив (Повторить.) Как будто вплывает (Движения руками «плывут».) В широкий залив (Повтор.) В блокадные дни Шагают на месте Под обстрелом в снегу (Повторить.) Не сдался, не сдался (Повороты головы.) Наш город врагу (Повтор.) Ведущий: Дети и война… В блокадном Ленинграде под взрывы бомб, свист пуль они продолжали учиться. В осажденном городе работали 30 школ. Поход в школу был настоящим подвигом, потому что на улицах часто рвались снаряды. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
|
|
|
От голода у детей не было сил сидеть на занятиях. Они умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе. Девчонка руки протянула Библиотекарь: О том страшном и героическом времени написано много книг. Вот и в нашей библиотеке есть стихи, рассказы и повести о войне и блокаде Ленинграда, которые вы читали.
|
Слайд 26
|
короткий пересказ Вебер Саша
Дети слушают и смотрят.
Дети отвечают |
Библиотекарь: Назовите, какие рассказы о войне вы знаете? « Рассказ об отсутствующем», «Послевоенный суп», «Кони», «Кочерыжка». Какими качествами обладали ленинградцы? Какой рассказ запомнился больше всего и почему? «Отпуск на 4 часа»
Вы получили письмо от ленинградцев. Слова от времени стерлись. Вам надо восстановить письма:
Люди, берегите---- на Земле! (мир) Самое дорогое у человека- это…( жизнь) И пусть на вашем столе всегда будет… ( хлеб)
До нас дошла история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой Блокада отняла у девочки всех родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких записей. Таню удалось спасти от голода. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область, но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, вскоре она умерла. Слайд 18 Слайд 19: Единственным “ мостом”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”. С22 ноября 1941 года по тонкому льду поехали машины с мукой. - Как вы думаете, почему так назвали дорогу?( ответ детей) По замерзшему Ладожскому озеру везли муку, лекарство, топливо, а из города вывозили женщин, детей, больных, стариков. -Но дорога была опасна, её обстреливали немцы с самолётов, а лед проваливался под машинами. Но другой дороги не было. Водители машин ездили с открытой дверью, чтобы выпрыгнуть из машины, когда лёд проламывался. Советские войска защищали «Дорогу жизни», зенитки обстреливали самолёты немцев. Дорогой жизни шел к нам хлеб, Казалось, что конец земли. Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду тонны различных грузов. По этой дороге вывозили из Ленинграда детей, больных, стариков. Библиотекарь: 14 января 1944 года город полностью освобожден от вражеской блокады! В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Библиотекарь: Вы чашу горя выпили до дна. Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу. Ведущий: Объявляется минута молчания…. Прошу всех сесть. Ведущий: За беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны, за мужество и героизм, проявленные жителями в борьбе с фашистскими захватчиками, Ленинграду присвоено почетное звание "Город-герой".
-
|
Слайд 27
Слайд 28
Включаю видео. Слайды 29-30
Слайд 31
Слайд 32
Слайд 33
Слайд34
Слайд 35
Слайд 36 |
III Заключительная часть Цель: Закрепить знания о блокаде Ленинграда и интерес к произведениям по теме занятия.
|
||
|
Чему было посвящено занятие?
Люди! помните! Спасибо за занятие! |
|