Познавательное развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ и игрового набора «Дары Фребеля»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Мишутка» МО «Алданский район» РС(Я)
678900, РС(Я), г.Алдан, ул.Гагарина 27, тел./факс (41145) 3-47-62, e-mail:
Познавательное развитие дошкольников с использованием технологии ТРИЗ и
игрового набора «Дары Фребеля»
(конспект мастер-класса для педагогов ДОУ из опыта работы)
подготовила воспитатель подготовительной группы
МБДОУ детский сад общеобразовательного вида «Мишутка»
Турунтаева Н.В.
2020г.
Вы никогда не задавались вопросом, кто придумал детский сад? Я до недавнего времени тоже нет. Именно этому человеку мы должны низко поклониться за детский сад в частности и за систему дошкольного воспитания в целом. Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста.
Казалось, сложно соединить два направления в развитии логического мышления детей: методику ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и Дары Фребеля. Но на практике оказалось, что одно дополняет другое. С технологией ТРИЗ и дидактическим материалом «Дары Фребеля» мы работаем более 2 лет. Применяем эти материалы для познавательного развития детей: знакомство с геометрическими формами, сортировка по цвету, соотношение количества и размера, обучение счету, развитие и тренировка мелкой моторики рук, формирование системного мышления. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры.
ТРИЗ для дошкольников – это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше ребенок прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы. Например, если малыш уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ – это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы. Результаты можно отобразить в продуктивной деятельности. Для продуктивной деятельности мы используем дидактический материал «Дары Фребеля».
ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Темы выбираем согласно плану работы. Используем групповые и индивидуальные обсуждения. Применяем как дополнение к основному занятию для закрепления материала или для подгрупповых занятий во второй половине дня. Играем с детьми в такие игры, как: «Кошки-мышки», «Ежик на пеньке», «Часики»,«Хорошо-плохо», «Что умеет делать?», «Теремок», «Раньше-позже», «Робинзон», «Шкатулка со сказками», и т.д.
Игра «Хорошо-плохо».
Цель: Выделение в предметах положительных и отрицательных сторон.
Для проведения игры «Хорошо-плохо» используем модуль №8 (палочки).
Например:
Сравниваем две палочки по длине: короткую и длинную.
Палочка короткая – хорошо, не мешает в руке.
Палочка короткая – плохо, не достанешь что-нибудь.
2. Очень нравится детям игра «Что умеет делать?»
Загадываем загадку:
Кто-то утром, не спеша, надувает красный шар.
А как выпустит из рук, станет вдруг светло вокруг (солнышко).
Дети отгадывают загадку и с помощью комплекта № 7 выкладывают солнышко из
геометрических фигур.
Вопросы: Что это? Для чего нам нужно солнышко? Что оно умеет делать?
Следующей подгруппе загадываем загадку :
Друг на дружке ровно в ряд эти кубики стоят
В каждом есть окно и вход, в каждом кто-нибудь живет (дом).
Вопросы: Что это? Какой формы дом? Для чего нам нужен дом?
Предлагаем выложить дом с помощью комплекта № 5
Для проведения игры «Теремок » используем элементы комплектов №7,8,5,6.
Игру проводим во второй половине дня, с подгруппой детей.
Цель: Развитие воображения ребенка, связной речи.
Объясняем правила: пущу в теремок, если скажешь, чем ты на меня похож.
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Квадрат.(можно взять куб, призму, цилиндр)
-А я- Треугольник. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
4. Игра «Робинзон».
Для проведения этой игры используем комплекты № 7,8,J 1.
Цель: закрепление геометрических фигур, создание фантастических ситуаций,
развитие речи.
Ребенок оказался на необитаемом острове (заблудился в лесу, уплыл на плоту без
весла, оказался в Африке). Как спасти себя или друга? (дети описывают варианты
спасения и выкладывают из материалов сюжеты).
5. Игра «Шкатулка со сказками».
Для проведения этой игры используем комплекты № 6,7,8,9,J 1.
Цель: закрепление геометрических фигур, развитие речи, мышления, воображения, обогащение словарного запаса детей. Понадобится мешочек с
геометрическими фигурами.
Правила игры. Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из мешочка. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другую фигуру и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и
начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная
история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с
одним и тем же объектом.
6. «Сказка наизнанку».
Для проведения этой игры используем комплекты № 5,7,J1.
Цель: обучение ребенка одновременно операции декомпозиции и композиции.
Используя этот метод мы умышленно «переворачиваем» понятия, т.е. предлагаем ложные высказывания, например, у круга 4 угла, я положила только треугольники, перед вами нет ни одного квадрата и т.д.
Пример:
Я беру в руки куб или квадрат и т.д. детям раздаю плоскостные и объемные геометрические фигуры.
- Я, Квадрат. (в руках куб)
Д ети начинают не просто говорить, что это другая фигура, а доказывать ПОЧЕМУ.
7. «Ежик на пеньке».
Для проведения этой игры используем комплекты № 1
Цель: тренировка мелкой моторики рук, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности, формирование пространственной ориентации.
Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)
У него устали ножки.
Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
А потом беги опять (подбрасываем мячик вверх и ловим)
Дружно весело играть.
Мячик в руки мы возьмем (перекладываем мячик с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем мячик в ладошках)
С ним немножко мы поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем. (катаем мячик в ладошках)
С этим даром играем в «Кошки мышки»
Вы спросите, а как же применяем ТРИЗ? Детям предлагается не только в роли кошки догнать мышку, а подумать, как мышке, которую поймали остаться в живых. И пошла фантазия детей, т.е. малыши начинают придумывать какие-то истории, одна не похожа на другую. Начинают обыгрывать эти истории.
Итак:
ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь,
развиваются способности к изобразительной деятельности);
ТРИЗ даёт возможность детям стать более инициативными, раскованными, проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, быть более уверенными в своих силах и возможностях;
ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь найти выход из затруднительного положения;
Эта теория работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров.
Кияйкина Наталья Федоровна
Спицына Любовь Ивановна