Практическое занятие с элементами тренинга для несовершеннолетних на тему «Все в жизни можно исправить, пока ты жив!»
Практическое занятие с элементами тренинга
для несовершеннолетних на тему:
«Все в жизни можно исправить, пока ты жив!».
Киреева Екатерина Игоревна
Педагог-психолог
МБУ ДО Жуковский районный ЦДТ
Цель занятия. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Задачи занятия:
1. Формирование негативного отношения к суициду, как способу решения проблем.
2. Формирование адаптивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.
3. Развитие навыков взаимодействия, общения.
4. Формирование уверенности в себе и позитивный взгляд на преодоление жизненных трудностей.
5. Разработка стратегии поведения в кризисной ситуации.
Целевая аудитория:
обучающиеся 10-11 классов
Ожидаемые результаты:
1. Формирование жизненно важных ценностей, а именно жизнь-ценность.
2. Повышение собственной самооценки.
3. Эмоциональное раскрепощение.
4. Умение высказывать свою точку зрения.
5. Закрепление активной жизненной позиции.
План занятия
№ |
Содержание деятельности |
Время |
Оборудование |
1. |
Вводная часть |
||
1.Приветствие ведущим участников. 2.Представление ведущего. 3.Знакомство с целями занятий, формой проведения |
2 мин. |
достаточное количество стульев (по числу участников) |
|
Изготовление визитной карточки. |
1 мин. |
число карточек прямоугольной формы по числу участников, фломастеры или маркеры, булавки. |
|
Озвучивание правил группы |
1 мин. |
- |
|
Упражнение «Установление контакта. Знакомство» |
3 мин. |
- |
|
2. |
Основная часть |
||
Этап 1. Вступительное слово ведущего Просмотр видеоролика «Мне все надоело!» Обсуждение видеоролика |
1 мин 4 мин. 7 мин. |
Компьютер или ноутбук, проектор, экран - |
|
Этап 2. Упражнение «Капля» Обсуждение |
7 мин. 3 мин. |
Чистые листы, краски, кисточки - |
|
Этап 3. Упражнение «Дерево ценностей» Обсуждение |
7 мин. 3 мин. |
Ватман с изображением дерева, заготовки листочков, ручки, клей - |
|
Этап 4. Упражнение «Я не один» Обсуждение |
3 мин 3 мин |
- - |
|
3. |
Заключительная часть. Подведение итогов |
||
2. Итоговое обсуждение 3. Заключительное слово ведущего |
3 мин. 1 мин. |
Ход занятия
Вводная часть
Оборудование: достаточное количество стульев (по числу участников)
Участники образуют круг.
1.Приветствие ведущим участников.
2.Представление ведущего.
3.Знакомство с целями занятий, формой проведения:
«Цель нашего занятия: профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.
Форма: практическое занятие с элементами тренинга»
Изготовление визитной карточки.
«Уважаемые участники занятия! Прошу Вас изготовить визитную карточку, на которой Вы напишите свое имя так, как хотели бы, чтобы к Вам обращались во время занятия!»
Озвучивание правил группы.
«В начале нашего занятия мы должны принять правила, которым будем следовать, работая в группе. Сейчас я их озвучу»
Правила групповой работы:
1. Не говорить друг о друге плохо, не «комментировать».
2. Не перебивать, слушать друг друга.
3. Не выносить сор из избы (обсуждаем только что происходит здесь и сейчас).
4. Быть откровенными в выражении чувств.
5. Использовать «Я-сообщение» в высказываниях (я чувствую, я думаю).
6. Быть активными в работе.
7. Если вы по каким-то причинам не приемлете участие в каком-либо упражнении, Вы имеете право в нём не участвовать.
8. Поддерживать друг друга (хорошее слово каждому участнику).
9. Подвести итоги после занятия.
Упражнение «Установление контакта. Знакомство»
Цель - способствовать сплочению группы, снятию эмоционального напряжения. Формирование навыков установления контакта.
Каждый по очереди называет свое имя и добавляет к нему прилагательное, которое, с вашей точки зрения, лучше всего может Вас охарактеризовать.
2. Основная часть занятия.
Этап 1. Просмотр видеоролика «Мне все надоело!»
Цель: наглядно продемонстрировать последствия необдуманных поступков.
«Ребята! Предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик, который призван привлечь внимание общественности к такой проблеме, как детский суицид».
Предупреждение: фильм может снизить Ваше настроение, вызвать шок.
Просмотр фильма
Обсуждение фильма
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, каков смысл истории, и как она относится к проблеме и тематике нашего занятия?
- Какие чувства вы испытывали, когда смотрели видеоролик?
- Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?
- Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели?
- Какой вывод Вы сделали для себя после просмотра видеоролика?
Этап 2 Упражнение «Капля»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Необходимое оборудование: чистые листы, краски, кисточки.
Психолог. Ребята, сейчас каждый кисточкой капает на свой чистый лист бумаги несколько капель краски любого понравившегося вам цвета. Теперь Вы можете сделать с этой каплей все, что захотите: можете подуть на нее, что-то нарисовать из нее, чтобы получилось какое-то изображение или оставить в прежнем состоянии.
Обсуждение:
- Что или кого Вы видите в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?
- Изменилось ли ваше настроение?
Этап 3. Упражнение «Дерево ценностей».
Цель: осознание жизненных ценностей.
Необходимое оборудование: ватман с изображением дерева, заготовки листочков, ручки, клей.
Психолог. Сейчас каждый напишет на листочке, что для вас больше всего ценно в жизни. И эти листочки мы приклеим на наше дерево.
Обсуждение:
- Что вам кажется более ценным? Почему?
Психолог. Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить Вам вашей жизни и жизни сотен других людей.
Этап 4. Упражнение «Я не один»
Цель: помочь обучающимся понять, что они не одиноки в этом мире, что не должны оставаться со своими проблемами один на один.
Психолог. Сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук друг друга, почувствовать одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны других людей. Теперь закройте глаза и мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, улыбнитесь друг другу, поговорите даже с незнакомым человеком, поддержите добрым слом.
Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Обсуждение:
- Что чувствовали, когда держали за руку другого человека?
- Хотелось ли сказать какие-то слова поддержки?
3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Цель подведения итога занятия заключается в том, чтобы каждый участник высказывает своё мнение о происходящем, что он узнал, что понял, что почувствовал на занятии, изменилось ли его настроение или нет, если изменилось, то постараться объяснить, что повлияло на перемену, с каким настроением участник уходит.
Итоговое обсуждение занятия.
Психолог предлагает участникам ответить на вопросы:
Какой вывод для себя вы сделали в ходе занятия?
Какие изменения, которые произошли в Вас, Вы отметили бы?
Изменилось ли Ваше настроение?
Что повлияло на его перемену?
С каким настроением вы уходите?
Психолог: «Ребята! Благодарю Вас за участие в занятии! Всего Вам доброго и успехов во всех ваших начинаниях!»