Практики работы с одаренными детьми в рамках программы дополнительного образования "Практическая биология"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катайская средняя общеобразовательная школа № 1
города Катайска Курганской области
Доклад
«Практики работы с одаренными детьми
в рамках программы дополнительного образования
«Практическая биология»
Автор:
Попова Мария Валерьевна,
учитель биологии высшей категории
Катайск, 2025
Содержание
1. | Введение………………………………………………………………….. | 3-4 |
2. | Сущность опыта…………………………………………………………. | 4-7 |
3. | Результативность опыта………………………………………………… | 8-9 |
4. | Заключение……………………………………………………………….. | 9 |
Введение
«Если дети – национальное достояние любой страны, то одарённые дети – её интеллектуальный и творческий потенциал».
Р. Н. Бунеев.
Актуальность. Выявление, развитие и реализация потенциала одаренных детей – один из важнейших приоритетов современного общества. В одном из Послании к Федеральному Собранию президент России В.В.Путин заявил: «Раскрытие талантов – это наша с вами задача, в этом - успех России». Он подчеркнул, что именно молодое поколение – это надёжная опора России в сложном XXI веке.
Талантливые и одаренные люди – двигатель общественного прогресса. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и
профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Цель: создание условий для развития и реализации познавательного потенциала одаренных детей через предоставление им углубленных и расширенных образовательных возможностей в рамках системы дополнительного образования по программе «Практическая биология».
Задачи:
Диагностические:
1. Выявление одаренных детей по предмету «биология»;
Образовательные и развивающие:
1. Развитие познавательных способностей учащихся;
2. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности;
Воспитательные и социальные:
1. Создание атмосферы поддержки, взаимопонимания и сотрудничества;
2. Поддержание интереса к предмету «биология», развитие стремления к самосовершенствованию;
3. Воспитание ответственности и самостоятельности;
4. Воспитание экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Практико-ориентированные:
1. Применение знаний и умений при организации правильного питания, выполнении простейших медицинских действий, оказании первой помощи пострадавшему;
2. Применение знаний и умений использовать агротехнические приемы по уходу за растениями;
3. Подготовка и сопровождение детей при участии в различных мероприятиях, демонстрирующих их достижения;
4. Развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с биологией, готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Сущность опыта
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Свою работу с одаренными детьми в рамках дополнительного образования я реализую с 2021 года через программу «Практическая биология». Ее отличительной особенностью является реализация программы с использованием оборудования центра «Точка роста», благодаря которому учащимся открываются новые возможности во внеурочной деятельности. У них появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получения достоверной информации о биологических процессах и объектах, что, на мой взгляд, напрямую способствует развитию познавательного потенциала учащихся.
При реализации данной программы мною активно используются современные информационные технологии:
Виртуальные лаборатории сайта «Единое содержание общего образования». Позволяют в интерактивном формате изучить строение, функции и жизненные циклы клеток, сравнить одноклеточные организмы, изучить внешнее и внутреннее строение животных и человека, анатомическое строение растений, физиологические процессы живых организмов.
Цифровой микроскоп. Совместно с компьютером даёт возможность получить увеличенное изображение биологического объекта на экране монитора, увидеть строение одноклеточных организмов, обозначить органоиды клетки, сфотографировать увиденное.
Видеофильмы биологической тематики. Помогают выработать навыки самостоятельной работы: вычленять основные положения в увиденном, сравнивать увиденное с прочитанным ранее, выявлять связь между ними и другое.
Мультимедийные приложения по биологии и медицине, определители растений. Используются как информационно-познавательные или информационно-контролирующие средства обучения, помогают выполнять различные дидактические функции в определённых учебных ситуациях.
Образовательные платформы «Учи.ру» и «Российская электронная школа».
Сетевая платформа «ГлобалЛаб». Поддержка проектной и исследовательской деятельности.
Использование информационных технологий на занятиях дополнительного образования по биологии помогает повысить мотивацию обучающихся, развить логику и образное мышление, повысить самостоятельность в получении знаний, ориентировать на чёткое восприятие и последующее применение полученных знаний на практике.
В практике работы с одаренными детьми я активно использую разнообразные методы и технологии обучения:
Технология активного обучения. Предполагает активное вовлечение учащихся в образовательный процесс, развитие их самостоятельности, творческого мышления и практических навыков. Данную технологию я реализую через проведение различных практических работ:
- занятие-практикум по оказанию первой помощи, где проведено знакомство учащихся с видами кровотечений, способами их остановки и наложению различного вида повязок и отработка полученных знаний на практике.
- изучение микроскопического строения клеток растений, грибов, животных.
- применение знаний и навыков работы с измерительными приборами (линейкой, измерительной лентой, электронными и механическими весами), с медицинским оборудованием (пульсоксиметром, тонометром).
- фенологические наблюдения за растениями школьного двора позволяют, используя имеющиеся знания, изучить их сезонные изменения.
- посев и уход за цветочными и овощными культурами в рамках проекта «Огород и сад на окошке», применение агротехнических приемов, уход за комнатными растениями позволяют получить и отработать навыки для повседневной жизни.
- паспортизация комнатных растений позволяет учащимся изучить видовой состав растений кабинета биологии, правила ухода за ними.
Технология активного метода включает в себя проектную деятельность. Учащиеся 9 и 10 классов часто выбирают написание индивидуальных и исследовательских проектов, выходят со своими проектами на муниципальный, региональный и всероссийский уровень.
Вот несколько примеров: «Влияние нитратов и нитритов на организм человека», «Влияние материалов для наращивания на здоровье ногтевой пластины», «Санитарно-гигиеническая оценка учебного кабинета в школе», «Бактерии - невидимые враги или друзья человека», «Возможна ли жизнь без сахара», «Определение содержания витамина С в продуктах растительного происхождения», «Загрязнение почв – вызов времени» и другие.
Участие в научных проектах, конференциях и конкурсах позволяет одаренным детям получить опыт проведения исследований, анализа данных и презентации результатов. А также проектная деятельность стимулирует нестандартное мышление, поиск новых решений.
Технология исследовательского обучения. Учебный процесс рассматривается как поиск новых познавательных ориентиров. Данная технология активно реализуется на занятиях «Практической биологии»:
- Скелетирование листьев – данный эксперимент позволил учащимся самостоятельно получить и изучить жилкование листьев комнатных растений;
- Выделение ДНК из растительных продуктов помогает учащимся самостоятельно получить необходимую структуру экспериментальным путем, а также изучить область применения ДНК в различных областях человеческой деятельности.
- Эксперимент по выращиванию грибов «шампиньонов» позволил учащимся самостоятельно вырастить грибы, изучить их строение, факторы, влияющие на их рост, размножение.
-В ходе проведения исследования «Действие синтетических моющих средств на зеленые растения» учащиеся опытным путем доказали их влияние, изучили способы очистки вод от данных веществ.
Эти и другие исследования по биологии делают обучение более интересным, практико-ориентированным и способствуют всестороннему развитию учащегося. Увлекательные исследования позволяют зажечь в учащихся искру интереса к науке и мотивировать их на дальнейшее изучение биологии. Это подтверждает и то, что особо заинтересованные дети в домашних условиях повторяют опыты, которые возможно провести, стремятся узнать больше, проводят свои исследования. Это повышает их познавательный уровень.
Игровые технологии. Обучение через игру позволяет учащимся лучше усваивать необходимый материал, способствует развитию их критического мышления, творческого потенциала и умения работать в команде. Примерами применения данной технологии являются:
- Игра «Птицы нашего края» после знакомства учащихся с птицами Курганской области, занесенных в Красную книгу ко Дню всемирной охраны мест обитания;
- Игра «Поле Чудес» к Всероссийскому Дню кошек позволила учащимся больше узнать о повадках и жизни домашних питомцев.
- Игровая акция «Меняем конфеты на знания». Взамен сладостей дети отвечали на биологические вопросы.
- Конкурс на лучшего знатока биологии проводится с использованием ребусов, викторин, кроссвордов.
Игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся к предмету, сделать занятия более увлекательными и эффективными.
Экологические акции как вид педагогической технологии направлены на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения у участников формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Мои ученики принимали участие в следующих экологических акциях:
- «Батарейки, сдавайтесь!», «Сдай батарейку – сохрани природу!» Данные акции позволили собрать и правильно утилизировать батарейки, компоненты которых могут нанести экологии непоправимый вред.
- «Большая помощь маленькому другу». Был собран огромный запас корма для маленьких питомцев и передан волонтерам «Кошки и Ко» г. Катайска.
- «Покормите птиц зимой!». Учащиеся неоднократно изготавливали экокормушки и развешивали их в школьном дворе и дворах многоквартирных домов.
- «Всероссийская перепись воробьев» позволила учащимся выявить видовой состав исследуемой птицы. Учащиеся изучили наиболее распространенные места обитания дворового воробья, сосчитали их количество в определенные моменты наблюдения и передали сведения для дальнейшего изучения учеными.
Таким образом, разнообразные педагогические технологии на занятиях дополнительного образования создают благоприятные условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей, помогая им раскрыть свой потенциал и достичь высоких результатов.
Результативность работы
Практика работы с одаренными детьми в рамках дополнительного образования позволяет добиться высокого уровня усвоения знаний, формирования практических умений и навыков различных компетенций, устойчивого роста познавательного интереса школьников и, как следствие повышение уровня учебной мотивации. Это нашло свое отражение в следующих показателях:
- Качество знаний моих учащихся по результатам ОГЭ выше результатов округа и области. Доля обучающихся, выбирающих биологию как предмет по выбору в рамках ГИА остается высоким на протяжении 3 последних лет.
- Ежегодно учащиеся 9-х и 10-х классов с целью защиты итоговых индивидуальных и исследовательских проектов выбирают темы проектов по биологии, успешно защищают их на «хорошо» и «отлично».
Мои ученики принимают активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, имеют достижения. Среди них есть:
- призеры VI-го Всероссийского конкурса «Экология планеты», 2023 год – 3 общекомандное место;
- призеры Всероссийского конкурса исследовательских проектов «Я – исследователь», 2024 год – 2 призера;
- победители и призеры Всероссийского экодиктанта: 2023 год – 5 призеров, 2024 год – 3 победителя, 3 призера;
- Всероссийская онлайн-олимпиада по экологии на сайте «Учи.ру», 2021 г. – 1 победитель, 1 призер; 2025 год – 15 победителей;
- победитель конкурса естественно-научных проектов и учебных исследований учащихся образовательных организаций Курганской области «Мой школьный проект», проект с использованием оборудования центра «Точка роста» (2022 год);
- победители и призеры муниципального этапа ВсОШ по биологии: 2022 год – 2 призера (7 и 9 класс), 2023 год – 3 победителя, 1 призер (10 класс); 2024 год – 5 призеров по биологии (7 и 10 класс) и 1 призер по экологии (9 класс).
- участник регионального этапа ВсОШ по биологии в 2025 году;
- призер региональной научно-практической конференции «Время знать», 2024 год;
- победители муниципальных научно-практических конференций: 2022 год – районная научно-практическая конференция «Отечество» - 1 победитель, 1 призер; 2023 год – научно-практическая конференция «Старт в науку» - 1 победитель.
Моя работа по ведению проектной деятельности отмечена грамотами:
- грамота МУ «Управление образования Администрации Катайского района» за отличную подготовку к муниципальному конкурсу исследовательских краеведческих работ обучающихся «Отечество-2022»,
- почетная грамота главы Катайского района за высокий уровень профессионализма, творческую активность и успешное ведение проектной деятельности» (распоряжение от 22.08.2022 г.).
Таким образом, работа с одаренными детьми в сфере биологии является важным направлением развития системы дополнительного образования. Успехи в учебе, конкурсах, олимпиадах и научно-практических конференциях, признание со стороны и сверстников стимулируют одаренных детей к дальнейшему самосовершенствованию и развитию своих способностей.
Заключение
Проведенный анализ показал эффективность применения проектной и исследовательской деятельности, игровых технологий, технологии активного обучения в работе с одаренными детьми в рамках дополнительного образования по биологии. Наблюдается повышение мотивации учащихся, развитие их исследовательских навыков и творческого потенциала, а также успешное участие в конкурсах и олимпиадах.
Занятия дополнительного образования предоставляют одаренным детям возможности для углубленного изучения биологии и развития специфических способностей. Применение активных методов обучения, проектной и исследовательской деятельности способствуют развитию критического и творческого мышления одаренных учащихся. Важным фактором успеха является создание стимулирующей образовательной среды, поддерживающей интерес одаренных детей к изучению биологии.
9