12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пимкина Елена Львовна45
Россия, Калужская обл., Калуга
6

Статья на тему «Работа с одаренными детьми в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы пластилинографии»

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ ПЛАСТИНЛИНОГРАФИИ»

 

Пимкина Елена Львовна,

педагог дополнительного образования

МБОУДО «Центр развития детей и юношества «Созвездие» г. Калуги

Калужская область, город Калуга

 

В федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к культуре и традициям русского и других народов; формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств. На занятиях по программам художественной направленности этот социальный заказ может удовлетворяться в полной мере.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия лепкой не только развивают воображение, но и, развивая мелкую моторику кисти рук, стимулируется речевое развитие детей, их творческое развитие, что помогает им в игровой ситуации усвоить познакомиться с основными сведениями об окружающем мире.

Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или другой предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, у них развиваются руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Работа эта даёт простор детской фантазии. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В процессе творческой деятельности дети учатся также общаться друг с другом, наполнять свой досуг интересными событиями, стремиться к саморазвитию. Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень обученности, проявляют одаренность в художественном декоративно-прикладном творчестве.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы пластилинографии» художественной направленности для детей 7-12 лет предусматривает подготовку учащихся к выставкам и конкурсам различных уровней, участвуя в которых, дети демонстрируют свою художественную одаренность.

Программа ориентирована на включение детей в конкурсную деятельность, причем в конкурсном движении принимают участие все учащиеся, вне зависимости от возраста и степени выраженности таланта. Содержание программы выстроено таким образом, что дети учатся делать не только отдельные изделия декоративно-прикладного творчества, но и компоновать их в смысловые композиции, создавать панно, украшать его так, чтобы работа выглядела целостной и интересной.

Целесообразность программы прослеживается в подборе действенно-практических форм обучения и содержания.

Адресат программы:

Программа предназначена для детей 7-12 лет, проявляющих интерес к самостоятельному творчеству посредством лепки из пластилина.

Цель: способствовать формированию самостоятельной творческой личности с креативным мышлением и развитой мелкой моторикой кисти рук посредством работы с пластилином.

Задачи:

1. Образовательные:

расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества;

познакомить с приемами работы с пластилином;

сформировать умения и навыки декоративно-прикладной деятельности.

2. Воспитательные:

воспитать эстетические потребности и ценности, художественно-эстетический вкус;

воспитать любовь и бережное отношение к Родине, окружающему нас миру и природе, родителям, дому, семье, образовательному учреждению, стремление к здоровому образу жизни;

воспитать аккуратность и бережливость, точность в исполнении изделий, усидчивость, ответственность за порученное дело.

3. Развивающие:

развить мотивацию познания и творчества;

развить мелкую моторику руки, координацию движений;

развить память, внимание, мышление, речь;

развить творческие способности, воображение, фантазию;

развить эмпатию, первоначальные основы рефлексии.

Программа модифицированная, в своей теоретической основе опирается на пособие И.А. Лыковой «Азбука лепки. «Мастерилка», адаптированного к условиям объединения. В программе учитывается многолетний практический опыт в области лепки, собственные разработки поделок.

В основу программы положены следующие методические принципы:

единства обучения, воспитания и развития,

принцип наглядности,

принцип последовательности и системности,

принцип индивидуальности,

принцип результативности.

Обучение рассчитано на 3 года. Содержание первого года обучения предполагает освоение детьми основ лепки, первичных навыков работы с пластилином. Второй и третий годы обучения предполагает закрепление полученных навыков работы и усложнения предлагаемого материала (дети лепят более сложные композиции, проявляют больше самостоятельности).

Применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, проектный. На первом году обучения в основном используется репродуктивный метод усвоения знаний с постепенным введением эвристического метода обучения. На 3-ем году обучения вводится креативный метод. Формы обучения: теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора, рассматривания образцов, заочной экскурсии и т.п.; практические занятия проходят в форме практикума, продуктивной творческой деятельности, разработки и защиты творческого проекта, мастерской, мастер-класса.

К концу обучения формируется творческая, дружелюбная личность с активной жизненной позицией, с приоритетами здорового образа жизни, проявляющая уважение к культуре и традициям своей страны и других народов, с развитой мотивацией к познанию и творчеству, умеющая организовать свой досуг в процессе творческой деятельности. Критериями успешности обучения будут: положительная динамика уровня обученности и развития творческих способностей детей, успешное участие в конкурсах и выставках различного уровня, заинтересованность детей в творческой деятельности.

Одаренность ребенка в рамках декоративно-прикладного творчества оценивается по следующей карте наблюдений.

Критерии одаренности художественной направленности (ИЗО и декоративно-прикладное творчество)

 

Кол-во учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Критерии

Мотивация

 

Проявляет интерес к предмету, готов заниматься до достижения видимого результата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готов демонстрировать свои достижения на конкурсных мероприятиях разного уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природная предрасположенность

 

Наличие специальных способностей, обусловленных физиологией и особенностями нервной системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческие способности по предмету

(ощущение цвета, пропорций, перспективы, композиции)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивность

Способность самостоятельно разрабатывать сюжет, выстраивать композицию рисунка (изделия) по предложенным темам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность продуцировать различные сюжеты по предложенной теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гибкость

Способность продуцировать собственные темы и сюжеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность адекватно выбирать материалы для рисунка (поделки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинальность, нестандартность

Способность нестандартно воспринимать действительность, цвета, формы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность фантазировать, выбирать нестандартный сюжет, композицию изделия по заданной или собственной теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность выбирать нестандартные формы и материалы для исполнения замысла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность создавать собственный стиль исполнения замысла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция: Данная таблица представляет собой инструмент для отслеживания уровня одаренности у учащихся объединений МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.

Таблица содержит критерии одаренности:

1 столбец − общие критерии: мотивация, природная предрасположенность к предмету, продуктивность, гибкость, оригинальность, нестандартность.

2 столбец раскрывает содержание общих критериев.

1-10 столбцы обозначают количество учащихся. В этих колонках надо поставить буквы «в» (высокий), «с» (средний», «н» (низкий), соответствующие уровню проявления одаренности.

Низкий – заявленный критерий проявляется слабо;

Средний - заявленный критерий проявляется достаточно;

Высокий - заявленный критерий проявляется ярко.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.