Статья на тему «Работа с одаренными детьми в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы пластилинографии»
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ ПЛАСТИНЛИНОГРАФИИ»
Пимкина Елена Львовна,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Центр развития детей и юношества «Созвездие» г. Калуги
Калужская область, город Калуга
В федеральных государственных образовательных стандартах большое внимание уделяется формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, уважительного отношения к культуре и традициям русского и других народов; формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств. На занятиях по программам художественной направленности этот социальный заказ может удовлетворяться в полной мере.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия лепкой не только развивают воображение, но и, развивая мелкую моторику кисти рук, стимулируется речевое развитие детей, их творческое развитие, что помогает им в игровой ситуации усвоить познакомиться с основными сведениями об окружающем мире.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или другой предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, у них развиваются руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Работа эта даёт простор детской фантазии. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В процессе творческой деятельности дети учатся также общаться друг с другом, наполнять свой досуг интересными событиями, стремиться к саморазвитию. Учащиеся, демонстрирующие высокий уровень обученности, проявляют одаренность в художественном декоративно-прикладном творчестве.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы пластилинографии» художественной направленности для детей 7-12 лет предусматривает подготовку учащихся к выставкам и конкурсам различных уровней, участвуя в которых, дети демонстрируют свою художественную одаренность.
Программа ориентирована на включение детей в конкурсную деятельность, причем в конкурсном движении принимают участие все учащиеся, вне зависимости от возраста и степени выраженности таланта. Содержание программы выстроено таким образом, что дети учатся делать не только отдельные изделия декоративно-прикладного творчества, но и компоновать их в смысловые композиции, создавать панно, украшать его так, чтобы работа выглядела целостной и интересной.
Целесообразность программы прослеживается в подборе действенно-практических форм обучения и содержания.
Адресат программы:
Программа предназначена для детей 7-12 лет, проявляющих интерес к самостоятельному творчеству посредством лепки из пластилина.
Цель: способствовать формированию самостоятельной творческой личности с креативным мышлением и развитой мелкой моторикой кисти рук посредством работы с пластилином.
Задачи:
1. Образовательные:
расширить кругозор в области декоративно-прикладного творчества;
познакомить с приемами работы с пластилином;
сформировать умения и навыки декоративно-прикладной деятельности.
2. Воспитательные:
воспитать эстетические потребности и ценности, художественно-эстетический вкус;
воспитать любовь и бережное отношение к Родине, окружающему нас миру и природе, родителям, дому, семье, образовательному учреждению, стремление к здоровому образу жизни;
воспитать аккуратность и бережливость, точность в исполнении изделий, усидчивость, ответственность за порученное дело.
3. Развивающие:
развить мотивацию познания и творчества;
развить мелкую моторику руки, координацию движений;
развить память, внимание, мышление, речь;
развить творческие способности, воображение, фантазию;
развить эмпатию, первоначальные основы рефлексии.
Программа модифицированная, в своей теоретической основе опирается на пособие И.А. Лыковой «Азбука лепки. «Мастерилка», адаптированного к условиям объединения. В программе учитывается многолетний практический опыт в области лепки, собственные разработки поделок.
В основу программы положены следующие методические принципы:
единства обучения, воспитания и развития,
принцип наглядности,
принцип последовательности и системности,
принцип индивидуальности,
принцип результативности.
Обучение рассчитано на 3 года. Содержание первого года обучения предполагает освоение детьми основ лепки, первичных навыков работы с пластилином. Второй и третий годы обучения предполагает закрепление полученных навыков работы и усложнения предлагаемого материала (дети лепят более сложные композиции, проявляют больше самостоятельности).
Применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, проектный. На первом году обучения в основном используется репродуктивный метод усвоения знаний с постепенным введением эвристического метода обучения. На 3-ем году обучения вводится креативный метод. Формы обучения: теория преподносится в форме беседы, эвристической беседы, виртуального путешествия, презентации, обзора, рассматривания образцов, заочной экскурсии и т.п.; практические занятия проходят в форме практикума, продуктивной творческой деятельности, разработки и защиты творческого проекта, мастерской, мастер-класса.
К концу обучения формируется творческая, дружелюбная личность с активной жизненной позицией, с приоритетами здорового образа жизни, проявляющая уважение к культуре и традициям своей страны и других народов, с развитой мотивацией к познанию и творчеству, умеющая организовать свой досуг в процессе творческой деятельности. Критериями успешности обучения будут: положительная динамика уровня обученности и развития творческих способностей детей, успешное участие в конкурсах и выставках различного уровня, заинтересованность детей в творческой деятельности.
Одаренность ребенка в рамках декоративно-прикладного творчества оценивается по следующей карте наблюдений.
Критерии одаренности художественной направленности (ИЗО и декоративно-прикладное творчество)
|
Кол-во учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Критерии |
|||||||||||
Мотивация
|
Проявляет интерес к предмету, готов заниматься до достижения видимого результата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Готов демонстрировать свои достижения на конкурсных мероприятиях разного уровня |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Природная предрасположенность
|
Наличие специальных способностей, обусловленных физиологией и особенностями нервной системы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческие способности по предмету (ощущение цвета, пропорций, перспективы, композиции) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продуктивность |
Способность самостоятельно разрабатывать сюжет, выстраивать композицию рисунка (изделия) по предложенным темам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность продуцировать различные сюжеты по предложенной теме
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Гибкость |
Способность продуцировать собственные темы и сюжеты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность адекватно выбирать материалы для рисунка (поделки)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оригинальность, нестандартность |
Способность нестандартно воспринимать действительность, цвета, формы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность фантазировать, выбирать нестандартный сюжет, композицию изделия по заданной или собственной теме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность выбирать нестандартные формы и материалы для исполнения замысла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способность создавать собственный стиль исполнения замысла |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция: Данная таблица представляет собой инструмент для отслеживания уровня одаренности у учащихся объединений МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги.
Таблица содержит критерии одаренности:
1 столбец − общие критерии: мотивация, природная предрасположенность к предмету, продуктивность, гибкость, оригинальность, нестандартность.
2 столбец раскрывает содержание общих критериев.
1-10 столбцы обозначают количество учащихся. В этих колонках надо поставить буквы «в» (высокий), «с» (средний», «н» (низкий), соответствующие уровню проявления одаренности.
Низкий – заявленный критерий проявляется слабо;
Средний - заявленный критерий проявляется достаточно;
Высокий - заявленный критерий проявляется ярко.