МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предмет: русский язык
Класс: 1 класс
Тема урока: «Правописание кличек животных»
Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок (из 3-х) по данной теме. Роль урока в дифференциации имён собственных и нарицательных одинаковых по звучанию, в закреплении правописания кличек животных
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Цель урока: различать имена собственные и нарицательные на практическом уровне, осознать многозначность слов, как распространенное явление русского языка;
воспитывать культуру поведения, доброе и ответственное отношение к животным;
развивать навыки учебной деятельности, формировать учебную мотивацию.
Задачи урока:
продолжать формирование у учащихся понятие «имена собственные», закреплять правописание кличек животных с заглавной буквы, получить возможность ответить на вопрос: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?»;
Воспитывать у детей умение выслушать мнение другого человека, умение договариваться и приходить к общему решению, культуру общения – понимание недопустимости кличек, прозвищ у людей.
Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи учащихся.
Этап урока | Вре-мя, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД (формирование универсальных учебных действий) |
1.Органи-зацион-ный момент | 1 мин | | Словесные методы психологического настроя на хорошее деловое настроение | Фронтальная форма работы | Чтение стихотворения «Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок. Влево-вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь и с хорошим настроеньем мы возьмемся за ученье. Тихо девочки за парты сели, тихо мальчики сели, на меня все посмотрели» Итак начнём | Дети выполняют рекомендации учителя, занимают свои места. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности; Регулятивные –целеполагание. |
2.Подгото-витель-ный этап а)Фонети-ческая зарядка б)Минутка чистописа-ния в)Актуали-зация знаний. Определе-ние темы урока | 12 мин. 2 мин 1-2 мин 5-7 мин. | Шесть мышат в шалаше шуршат. Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. У Маши на кармашке маки и ромашки. Шш Шш Шш На карточках напечатаны загадки: *Голодная –мычит ,сытая – жует, всем ребятам молоко дает. *Подкованы ноги, бежит по дороге, грива – дугою, а хвост –метлою. *Ходит по двору надутый,в видом | Словесные репродук-тивные Практичес-кий метод, словесный –описание алгоритма написания букв детьми Практичес-кий частично-поисковый метод работы с текстом загадки | Фронтальная и индивидуаль-ная Групповая работа (группа по 4 человека) | Организует воспроизведение учащимися скороговорок, звуковой анализ, характеристику преобладающего в скороговорках согласного звука Просит учащихся описать порядок написания буквы Шш и дает образец на доске. «Стараемся писать правильно и красиво» «Следующее задание поможет нам потренироваться в чтении и отгадывании загадок и поможет определить тему нашего урока. Это задание мы будем выполнять в группах по 4 человека. Повернитесь, пожалуйста. Лицом друг к другу. Один из группы по вашему выбору читает вполголоса загадку. Вы вместе ее отгадываете и поднимаете руки, когда будете готовы отвечать. Выслушивает ответы групп, интере | Повторяют, а затем читают с экрана скороговорки хором и индивидуально,выполняют задание учителя Описывают порядок написания буквы Шш . Записывают в тетрадях число и строчку букв Шш Учащиеся в группах читают загадки, обсуждают варианты отгадок, затем выбирают того, кто будет читать для всего класса и озвучивать отгадку. Записывают слова-отгадки в тетрадях, а кто от | Предметные: четко произносить скороговорки, выделять преобладающий в них звук, давать ему характеристику; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действий с учебным материалом; Познавательные: понимать поставленную учебную задачу, строить свои ответы в устной форме, проводить сравнение языковых объектов на основе имеющихся знаний |
г)Поста-новка цели урока. Мотива-ция учебной деятельно-сти | 1 мин | надутый, видом злой и даже лютый. Громко крикнет: «Клюк-клюк-клюк», называется… *Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела» *Мохнатенькая, усатенькая, лапки мягоньки, а коготки остры. *Как называется первый месяц лета? | | | интересуется у других учащихся, согласны ли они с отгадкой. Затем организует запись слов-отгадок на доске и в тетрадях, добивается четкого орфографического проговаривания слов и обращает внимание на орфограммы в словах (слабые позиции букв или «ошибкоопасные» места). Организует самопроверку учащихся – сверку написания в тетрадях с образцом на доске.
Итак, из первых букв, записанных слов, составим новое слово. Оно и укажет нам тему урока. «А кто догадался, чему же мы будем учиться на уроке? А зачем нам это нужно?» | отгадал – на доске, подчеркивают слабые позиции букв («ошибкоопас-ные» места) Проверяют правильность своих записей. Определяют тему урока. Ставят цель урока. Высказывают свое мнение. | Коммуникатив-ные: формулировать свое мнение. |
3.Проблем-ная ситуация | 3 мин | На экране задание: -Прочитайте слова: ШУРА, ШАРИК, ШОРИН, ШАМИЛЬ. - Что общего у этих слов? -Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор сначала соседу по парте. -Как же нужно написать слово ШАРИК : с заглавной или строчной буквы? Здесь непонятно. | Проблемно-поисковый ИКТ | Фронтальная работа. Работа в парах | Организовывает погружение в проблему. «Как же нужно написать слово ШАРИК: с заглавной или строчной буквы?» - | Читают задание, обсуждают решение проблемного вопроса, рассуждают, высказывают свое мнение, приходят к выводу. | Личностные УУД: Поддерживать интерес к учебному материалу. Коммуникатив-ные УУД: формулировать свое мнение. |
4.Поиск решения проблем-ной ситуации | 5-7 мин. | После предположений детей на экране появляется алгоритм решения проблемы. Поиск решения *Прочитаем слово. *Подумаем над его значением. *Если это имя собственное, то выберем большую букву. | Наглядные ИКТ, Технология развития критичес-кого мышления (3 фазы: 1-.создание проблемы, 2-осмысле-ние, 3-рефлексия) | Фронтальная работа | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации «От чего зависит выбор буквы в написании одинаковых по звучанию слов?» | После высказывания своих предположений знакомятся с обобщенным алгоритмом выбора буквы на экране. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникатив-ные: учиться работать в парах |
5. Физкультминутка. Зарядка для глаз. | 2 мин. | | Здоровье-сберегаю-щая технология | фронтально | Организует двигательную активность учащихся, зарядку для глаз. | Один из учащихся проводит физкультминут-ку со стихотворным сопровожде-нием | Регулятивные: умение организовать свою деятельность. |
6.Первич-ное закрепле-ние | 5 мин | На экране и у каждого на парте задание: *Выбери нужную букву в словах следующих предложений. *Объясни свой выбор соседу по парте. Запиши в тетрадь только те 2 предложения, в которых одинаковые по звучанию слова отвечают на вопрос кто? (т.е. обозначают одушевленные предметы) «Сторожит дом надежный (дД)ружок. Мой (дД)ружок – отличник. Под окном растет кудрявая (рР)ябинка. Наша любимица – (рР) | Словесные, наглядные, практические методы; Проблемно-поисковый | Работа в парах | Организует деятельность учащихся по осознанию учебной ситуации и применению новых знаний. Задание проецируется на экране. Затем организуется самопроверка по образцу и взаимопроверка. | Обсуждают с соседом по парте решение вопроса и самостоятельно записывают предложения. Осуществляют самопроверку и взаимопровер-ку. | Регулятивные, познавательные УУД: умение работать по инструкции; Коммуникатив-ные: умение работать в парах, формулировать свое мнение. |
| | (рР)ябинка, она спокойная и дает много молока. | | | | | |
7.Самосто-ятельная работа. Творчес-кое задание по составле-нию текста | 7 мин. | На доске (экране) задание: Запиши текст по данному началу предложений. «У нас живет… Зовут его (её)… Он (она) любит…» | Метод неоконченных предложе-ний, практичес-кое создание письмен-ного текста. Частично-поисковый | Индивидуаль-ная самостоятель-ная работа | Организует деятельность по применению знаний и самопроверку работы | Воспринимают учебную задачу и самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку. | Познавательные: понимать суть задания Регулятивные: умение организовать свою самостоятельную учебную деятельность |
8.Физкультминутка | 1-2 мин | | Здоровье-сберегаю-щая технология | фронтальная | Организует двигательную активность учащихся | Один из учащихся проводит физкультминут-ку со стихотворным сопровожде-нием | |
9.Обобще-ние и системати-зация знаний | 4 мин | На листах напечатаны варианты использования заглавной буквы в русском языке, в т. ч и неверный: *Пишется в начале предложения. *Пишется в фамилиях, именах, отчествах людей *Пишется в кличках животных. *Пишется в начале каждой строки стихотворения. *Пишется в словах, обозначающих большие предметы. | «Кластер»- графичес-кая организа-ция материала, В центре ключевое слово «Заглавная буква» | Фронтальная, индивидуаль-ная | Организует работу по обобщению знаний учащихся о роли заглавной буквы в русском языке. «Урок подходит к концу. И в итоге нам нужно вспомнить, а в каких еще случаях, кроме написания кличек животных используется заглавная буква. Я предлагаю вам по желанию по очереди выходить к доске и выбирать известные варианты использования заглавной буквы Обращаю ваше внимание, что среди правильных есть и неверный, ошибочный ответ. | Выходят по желанию к доске и выбирают один из вариантов, зачитывают его и крепят магнитом на доске. В итоге получается обобщенная схема. | Регулятивные: понимать ориентиры действий; Познавательные: понимать суть задания, выбирать верное решение; Личностные: интерес к учебному материалу. |
10.Рефлек-сия. Подведе-ние итогов. Самооцен-ка | 4 мин | На экране: Закончи фразы: «Сегодня на уроке - Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Я буду…» | Словесный, частично-поисковый Наглядный | Фронтальная Индивидуаль-ная | Организует рефлексию и самооценку учащимися своей успешности на данном уроке «А теперь оцените себя. Как вы работали на уроке? Каков результат вашей работы? Он радует вас? Поместите карточку со своим именем в подходящем для вас кармашке «Светофорика». Если на уроке было интересно, легко, во всем разобрались и работа в тетради вас радует для вас – зеленый веселый смайлик; Если иногда были трудности, сомнения – желтый спокойный смайлик; Если не разобрались в теме, было не очень интересно – то красный грустный смайлик» Спасибо всем за урок. Вы, ребята, все молодцы! | Соотносят цель и результаты урока, строят устные высказывания. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, ее результатов, анализируют свое настроение и свою успешность. Карточки со своими именами помещают в подходящий для каждого кармашек «Светофорика» | Познавательные: умение анализировать свою работу, сверяя с помощью учителя, цель работы и ее результат. Личностные: умение адекватно оценить свою работу. |
1