12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маркова Юлия157
Материал размещён в группе «Логопед и Я»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Предмет: русский язык

Класс: 1 класс

Тема урока: «Правописание кличек животных»

Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок (из 3-х) по данной теме. Роль урока в дифференциации имён собственных и нарицательных одинаковых по звучанию, в закреплении правописания кличек животных

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока: различать имена собственные и нарицательные на практическом уровне, осознать многозначность слов, как распространенное явление русского языка;

воспитывать культуру поведения, доброе и ответственное отношение к животным;

развивать навыки учебной деятельности, формировать учебную мотивацию.

Задачи урока:

продолжать формирование у учащихся понятие «имена собственные», закреплять правописание кличек животных с заглавной буквы, получить возможность ответить на вопрос: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы?»;

Воспитывать у детей умение выслушать мнение другого человека, умение договариваться и приходить к общему решению, культуру общения – понимание недопустимости кличек, прозвищ у людей.

Содействовать развитию внимания, памяти, мышления, речи учащихся.





Этап урока

Вре-мя, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

1.Органи-зацион-ный момент

1 мин


Словесные методы психологического настроя на хорошее деловое настроение

Фронтальная форма работы

Чтение стихотворения

«Прозвенел уже звонок, начинаем мы урок. Влево-вправо повернитесь и друг другу улыбнитесь и с хорошим настроеньем мы возьмемся за ученье. Тихо девочки за парты сели, тихо мальчики сели, на меня все посмотрели»

Итак начнём

Дети выполняют рекомендации учителя, занимают свои места.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности;

Регулятивные –целеполагание.

2.Подгото-витель-ный этап


а)Фонети-ческая зарядка




б)Минутка чистописа-ния







в)Актуали-зация знаний.

Определе-ние темы урока
















12 мин.



2 мин






1-2 мин








5-7 мин.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

У Маши на кармашке маки и ромашки.


Шш Шш Шш









На карточках напечатаны загадки:

*Голодная –мычит ,сытая – жует, всем ребятам молоко дает.

*Подкованы ноги, бежит по дороге, грива – дугою, а хвост –метлою.

*Ходит по двору надутый,в


видом

Словесные репродук-тивные








Практичес-кий метод, словесный –описание алгоритма написания букв детьми


Практичес-кий частично-поисковый метод работы с текстом загадки

Фронтальная и индивидуаль-ная

















Групповая работа (группа по 4 человека)

Организует воспроизведение учащимися скороговорок, звуковой анализ, характеристику преобладающего в скороговорках согласного звука





Просит учащихся описать порядок написания буквы Шш и дает образец на доске.

«Стараемся писать правильно и красиво»





«Следующее задание поможет нам потренироваться в чтении и отгадывании загадок и поможет определить тему нашего урока. Это задание мы будем выполнять в группах по 4 человека. Повернитесь, пожалуйста. Лицом друг к другу. Один из группы по вашему выбору читает вполголоса загадку. Вы вместе ее отгадываете и поднимаете руки, когда будете готовы отвечать.

Выслушивает ответы групп, интере

Повторяют, а затем читают с экрана скороговорки хором и индивидуально,выполняют задание учителя


Описывают порядок написания буквы Шш .

Записывают в тетрадях число и строчку букв Шш


Учащиеся в группах читают загадки, обсуждают варианты отгадок, затем выбирают того, кто будет читать для всего класса и озвучивать отгадку.

Записывают слова-отгадки в тетрадях, а кто от

Предметные: четко произносить скороговорки, выделять преобладающий в них звук, давать ему характеристику;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действий с учебным материалом;

Познавательные: понимать поставленную учебную задачу, строить свои ответы в устной форме, проводить сравнение языковых объектов на основе имеющихся знаний

























г)Поста-новка цели урока. Мотива-ция учебной деятельно-сти


























1 мин

надутый, видом злой и даже лютый. Громко крикнет: «Клюк-клюк-клюк»,

называется…

*Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела»

*Мохнатенькая, усатенькая, лапки мягоньки, а коготки остры.

*Как называется первый месяц лета?



интересуется у других учащихся, согласны ли они с отгадкой.

Затем организует запись слов-отгадок на доске и в тетрадях, добивается четкого орфографического проговаривания слов и обращает внимание на орфограммы в словах (слабые позиции букв или «ошибкоопасные» места).

Организует самопроверку учащихся – сверку написания в тетрадях с образцом на доске.


Итак, из первых букв, записанных слов, составим новое слово. Оно и укажет нам тему урока.




«А кто догадался, чему же мы будем учиться на уроке?


А зачем нам это нужно?»


отгадал – на доске, подчеркивают слабые позиции букв («ошибкоопас-ные» места)






Проверяют правильность своих записей.



Определяют тему урока.






Ставят цель урока.

Высказывают свое мнение.


















Коммуникатив-ные: формулировать свое мнение.

3.Проблем-ная ситуация

3 мин

На экране задание:

-Прочитайте слова: ШУРА, ШАРИК, ШОРИН, ШАМИЛЬ.

- Что общего у этих слов?

-Найдите «лишнее» слово. Объясните свой выбор сначала соседу по парте.

-Как же нужно написать слово ШАРИК : с заглавной или строчной буквы? Здесь непонятно.

Проблемно-поисковый


ИКТ

Фронтальная работа.











Работа в парах

Организовывает погружение в проблему.

«Как же нужно написать слово ШАРИК: с заглавной или строчной буквы?»

-

Читают задание, обсуждают решение проблемного вопроса, рассуждают, высказывают свое мнение, приходят к выводу.

Личностные УУД:

Поддерживать интерес к учебному материалу.

Коммуникатив-ные УУД: формулировать свое мнение.


4.Поиск решения проблем-ной ситуации

5-7 мин.

После предположений детей на экране появляется алгоритм решения проблемы.

Поиск решения

*Прочитаем слово.

*Подумаем над его значением.

*Если это имя собственное, то выберем большую букву.

Наглядные

ИКТ,

Технология развития критичес-кого мышления (3 фазы:

1-.создание проблемы,

2-осмысле-ние,

3-рефлексия)


Фронтальная работа

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

«От чего зависит выбор буквы в написании одинаковых по звучанию слов?»

После высказывания своих предположений знакомятся с обобщенным алгоритмом выбора буквы на экране.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникатив-ные: учиться работать в парах










5. Физкультминутка.

Зарядка для глаз.

2 мин.


Здоровье-сберегаю-щая технология

фронтально

Организует двигательную активность учащихся, зарядку для глаз.

Один из учащихся проводит физкультминут-ку со стихотворным сопровожде-нием

Регулятивные: умение организовать свою деятельность.




6.Первич-ное закрепле-ние

5 мин

На экране и у каждого на парте задание:

*Выбери нужную букву в словах следующих предложений.

*Объясни свой выбор соседу по парте.

Запиши в тетрадь только те 2 предложения, в которых одинаковые по звучанию слова отвечают на вопрос кто? (т.е. обозначают одушевленные предметы)

«Сторожит дом надежный (дД)ружок.

Мой (дД)ружок – отличник.

Под окном растет кудрявая (рР)ябинка.

Наша любимица –

(рР)

Словесные, наглядные, практические методы;

Проблемно-поисковый

Работа в парах

Организует деятельность учащихся по осознанию учебной ситуации и применению новых знаний.

Задание проецируется на экране.

Затем организуется самопроверка по образцу и взаимопроверка.

Обсуждают с соседом по парте решение вопроса и самостоятельно записывают предложения.

Осуществляют самопроверку и взаимопровер-ку.

Регулятивные, познавательные УУД: умение работать по инструкции;

Коммуникатив-ные: умение работать в парах, формулировать свое мнение.





























(рР)ябинка, она спокойная и дает много молока.









7.Самосто-ятельная работа. Творчес-кое задание по составле-нию текста

7 мин.

На доске (экране) задание:

Запиши текст по данному началу предложений.

«У нас живет…

Зовут его (её)…

Он (она) любит…»


Метод неоконченных предложе-ний, практичес-кое создание письмен-ного текста.

Частично-поисковый

Индивидуаль-ная самостоятель-ная работа

Организует деятельность по применению знаний и самопроверку работы

Воспринимают учебную задачу и самостоятельно выполняют задание и осуществляют самопроверку.

Познавательные:

понимать суть задания

Регулятивные: умение организовать свою самостоятельную учебную деятельность



8.Физкультминутка

1-2 мин


Здоровье-сберегаю-щая технология

фронтальная

Организует двигательную активность учащихся

Один из учащихся проводит физкультминут-ку со стихотворным сопровожде-нием


9.Обобще-ние и системати-зация знаний

4 мин

На листах напечатаны варианты использования заглавной буквы в русском языке, в т. ч и неверный:

*Пишется в начале предложения.

*Пишется в фамилиях, именах, отчествах людей

*Пишется в кличках животных.

*Пишется в начале каждой строки стихотворения.

*Пишется в словах, обозначающих большие предметы.

«Кластер»- графичес-кая организа-ция материала,

В центре ключевое слово «Заглавная буква»


Фронтальная, индивидуаль-ная

Организует работу по обобщению знаний учащихся о роли заглавной буквы в русском языке.

«Урок подходит к концу. И в итоге нам нужно вспомнить, а в каких еще случаях, кроме написания кличек животных используется заглавная буква.

Я предлагаю вам по желанию по очереди выходить к доске и выбирать известные варианты использования заглавной буквы

Обращаю ваше внимание, что среди правильных есть и неверный, ошибочный ответ.

Выходят по желанию к доске и выбирают один из вариантов, зачитывают его и крепят магнитом на доске.


В итоге получается обобщенная схема.

Регулятивные: понимать ориентиры действий;

Познавательные: понимать суть задания, выбирать верное решение;

Личностные: интерес к учебному материалу.


















10.Рефлек-сия. Подведе-ние итогов.






Самооцен-ка


4 мин

На экране:

Закончи фразы:

«Сегодня на уроке

- Я узнал…

- Я научился…

- Мне понравилось…

- Я буду…»

Словесный, частично-поисковый














Наглядный

Фронтальная






Индивидуаль-ная

Организует рефлексию и самооценку учащимися своей успешности на данном уроке








«А теперь оцените себя. Как вы работали на уроке?

Каков результат вашей работы?

Он радует вас?

Поместите карточку со своим именем в подходящем для вас кармашке «Светофорика».

Если на уроке было интересно, легко, во всем разобрались и работа в тетради вас радует для вас – зеленый веселый смайлик;

Если иногда были трудности, сомнения – желтый спокойный смайлик;

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – то красный грустный смайлик»


Спасибо всем за урок. Вы, ребята, все молодцы!

Соотносят цель и результаты урока, строят устные высказывания.






Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, ее результатов, анализируют свое настроение и свою успешность.

Карточки со своими именами помещают в подходящий для каждого кармашек «Светофорика»

Познавательные: умение анализировать свою работу, сверяя с помощью учителя, цель работы и ее результат.

Личностные: умение адекватно оценить свою работу.


1


Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.