Логопедическое занятие для детей «Праздник звука Р»
Презентация к занятию
PPTX / 23.68 Мб
/data/files/b1649849861.pptx (Презентация к занятию)Логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Праздник звука Р»
Тема: «Праздник звука Р».
Возраст: дети 6 лет.
Образовательные:
Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Коррекционно-развивающие:
Закрепить правильное звукопроизношение в словах, предложениях, чистоговорках и стихах.
Развивать навыки самоконтроля за речью.
Развивать речевую коммуникацию, зрительное внимание и восприятие, словесно-логическое мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость.
Активизировать творческие способности.
Воспитательные:
Формировать умение работать в коллективе сверстников.
Предварительная работа: разучивание с детьми стихотворений, беседа с родителями по содержанию занятия.
Оборудование: мультимедийная презентация, материал к игре «Собери целое из частей», 2 маленьких контейнера; предметы, в названии которых есть звуки [р] и [р’]; 3 контейнера, шарики, материал к игре «Подбери слова на слоги», маркеры, предметные картинки, грамоты.
Ход занятия
Вступительная часть
Логопед:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня у нас не простое занятие, а самый настоящий праздник – «Праздник звука Р».
Логопед: Как и положено, на празднике, мы с вами будем играть, рассказывать стихи, шутить, и при, этом, конечно, правильно и красиво говорить.
Ребята, кто вспомнит, для чего нам нужна правильная и красивая речь?
Дети: Чтобы с нами было приятно общаться, мы хорошо учились в школе… (другие ответы детей)
Логопед: Правильно. Давайте вспомним как мы учились произносить звук Р. Что мы для этого делали?
Дети: Мы выполняли гимнастику для язычка, губ и «заводили моторчик».
1 ребёнок:
Чтоб звук [Р] получился,
Ты с ним долго не возился,
Выполняй всё, как и я.
Всё получится, друзья!
2 ребёнок:
Ротик свой мы открываем,
Язычок приподнимаем,
В бугорочки упираем,
Краешки к зубам прижмем,
Да и сильно дуть начнем.
3 ребёнок:
Язычок наш задрожит,
Никуда не убежит.
Всем он так и говорит: Рррррр.
4 ребёнок:
Эта сильная струя
Дрожать заставила меня.
Не от страха я дрожу,
Лишь мотор свой завожу: РРРРРР.
1 игра «Собери целое из частей»
Логопед: Ребята, но какой же праздник без самого виновника торжества – звука [р]. Давайте же скорее позовем его к нам с помощью волшебных слов, зашифрованных в этих разрезанных картинках. Соберите каждый свою картинку. Что получилось?
Дети: Буква Р.
Логопед: Назовите слова, зашифрованные в букве (каждый ребенок по очереди называет свои картинки, зашифрованные в букве). Какой звук мы слышим в этих словах?
Дети (хором): Звук [Р].
Звучит музыка, на экране появляется звук Р
Звук Р:
Здр-р-равствуйте, др-рузья!
Р-р-рад, р-р-рад встр-р-рече с вами я,
Звуком Р-р-р зовут меня,
Будем с вами мы др-р-рузья!
Логопед и дети: здравствуй звук [Р]! И мы тоже рады тебя видеть!
Звук Р: Я очень рад, что вы позвали меня на праздник! Я знаю, что ребята много трудились в этом учебном году, обучались правильной и красивой речи и мно-о-огого достигли. А еще учились произносит звук [Р]. И теперь я здесь, чтобы вместе с ребятами играть и веселиться, и конечно же красиво и правильно говорить.
Логопед: Ребята, вы готовы играть со Звуком [р]?
Дети: Да.
2 игра «Доскажи словечко»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду говорить начало предложения, а вы его должны будете закончить подходящим по смыслу словом.
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ра-ра-ра- дым поднялся от …костра
Ро-ро-ро- у Мальвины друг …Пьеро
Ры-ры-ры – крот пророет две … норы
Ру-ру-ру – скачет с сумкой …кенгуру
Ру-ру-ру- продолжаем мы …игру
Ра-ра-ра- у сластен в зубах …дыра
Ры-ры-ры – грызут дерево … бобры
Ро-ро-ро – у Раи новое …ведро
Ар-ар-ар – кипит наш старый… самовар
Ор-ор-ор- созрел красный … помидор
Ру-ру-ру- мы закончили игру.
Звук: Молодцы ребята!
3 Игра «Собери предметы»
Логопед: Когда звук Р собирался к нам на праздник, он взял с собой много вещей, часть из которых, как оказалось, принадлежит его младшему брату – звуку Рь. Назовите эти предметы и поместите те, в названии которых есть звук [р] в одну коробочку, а те, в названии которых есть звук [р’] – в другую.
Дети по очереди берут предметы, называют их и складывают в соответствующий рюкзак.
4 игра «Разминка»
Логопед: Отлично справились! А теперь давайте немножко разомнемся и покажем нашему гостю, какие вы внимательные.
У нас во рту живет язык.
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему:
«вода, утенок, небо, нет и да». Дети загибают пальцы на каждой руке.
Но пусть он скажет «черепаха!»
Не задрожит ли он от страха?
Дети: че-ре-па-ха Дети хлопают в ладоши.
Пусть повторит за мной язык
Такое слово: боровик.
Дети: бо-ро-вик. Дети хлопают в ладоши.
Боровик растет в бору.
Дети: Боровик растет в бору. Дети загибают 4 пальца на правой руке.
Боровик в бору беру.
Дети: Боровик в бору беру. Дети загибают 4 пальца на левой руке.
А теперь наш язычок
Скажет: «Чи-ки-чи-ки-чок».
Дети: чи-ки-чи-ки чок. Марш на месте.
Скажем вместе: ра-ра-ра,
У мышки есть своя нора.
Дети: ра-ра-ра, у мышки есть своя нора. Дети хлопают
Также четко: ре-ре-ре,
Мышка прячется в норе.
Дети: ре-ре-ре, мышка прячется в норе. Дети хлопают
Повторите: ру-ру-ру,
Позовем ее в игру.
Дети: ру-ру-ру, позовем ее в игру. Дети хлопают
Будем весело играть,
Раз, два, три, четыре, пять.
Дети: Будем весело играть,
Раз, два, три, четыре, пять. Марш на месте, прыжок.
5 Игра «Хитрый звук»
Логопед: Звук Р – большой озорник – любит прятаться в разных частях слова: в начале, в середине или в конце. И не каждый сможет его отыскать. А вы сможете? (ответы детей) Вот сейчас мы это и проверим.
Логопед: Перед вами стоят коробочки. На каждой из них – схема расположения звука в слове – в начале, в середине и в конце. Вставайте в колонну друг за другом (дети встают в колонну). По очереди вы достаете из мешочка карточку, называете что на ней изображено, определяете место звука в слове. Прыгаете в обручи, берете шарик и кидаете в соответствующую коробочку, возвращаетесь в колонну.
Слова: пожар, узор, зефир, сахар, торт, морковь, кормушка, рысь, ракушка, раковина, рой, терка, руль, барабан, кран, парашютист, пирамидка, ракетка, корова, корабль, сыр, тостер, гитара, кровать.
6 Игра «Ребусы»
Логопед: Звук Р очень любит загадывать своим друзьям загадки. Посмотрите на экран и отгадайте слова, зашифрованные в ребусе (на экране появляются ребусы).
Слова: рыбак, экран, крот, дорога, гроза, ракета, фрак, граната, шарф, марка, рыцарь.
7 Игра «Подбери слова на слоги»
Логопед: Перед вами на доске написаны слоги РА, РО, РУ, РЫ и изображены различные картинки. Подберите к каждой картинке тот слог, на который она начинается. Назовите предмет и проведите линию к нужному слогу (дети по очереди подходят к доске, называют слово, определяют, на какой слог оно начинается).
8 Игра «Путаница»
Звук Р: Молодцы! Отлично постарались! Но сможете ли вы выполнить мое очень сло-о-жное задание?
Ответы детей.
Логопед: Звук Р нарочно перепутал слова в предложениях. Послушайте их и исправьте.
Рыба поймала рыбака (Рыбак поймал рыбу)
Красный шарф надел Егора (Егор надел красный шарф)
В помидорах и огурцах растут огороды (В огороде растут помидоры и огурцы)
По кораблику плывёт река (По реке плывёт кораблик)
Куры кормят Марусю (Маруся кормит кур)
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору)
Торт подарит Рому на день рождения (На день рождения Ромы подарили торт)
Звук Р: Потрясающе! Вы отлично справились со всеми заданиями. Мне очень понравилось сегодня с вами играть и слушать как вы правильно и красиво произносите звук Р. А вам понравилось со мной играть и веселиться? (ответы детей)
Логопед: Дорогой звук Р, наши ребята подготовили подарок – они выучили для тебя стихотворение.
Я с утра рычать хочу,
Третий день хожу, рычу.
Мама спросит у меня:
- Почему рычишь три дня?
- Может ты суровый лев? – Нет!
- В песне есть такой припев? – Нет!
- Ты летящий вертолет? – Нет!
- Так медведь в лесу ревёт? – Нет!
- Ты большущий грузовик? – Нет!
- Это тигра злобный Рык? – Нет!
- Почему же, мой малыш
Ты уже три дня рычишь?
- Мама, как же мне молчать?
Научился я рычать. И теперь я без труда говорю звук Р всегда!
Звук Р: Спасибо, дорогие друзья! Мне очень-очень приятно! У меня тоже для вас есть небольшие подарки – это грамоты настоящих мастеров звука Р!
Логопед вручает детям грамоты.
Итог
Логопед: Ребята, вот и подошёл к концу наш праздник. Вы все сегодня были активными, умелыми, сообразительными. Вы старались говорить выразительно и красиво. Я очень за вас рада, ведь ваша правильная речь – для нас награда.
5