Предложения утвердительные и отрицательные (Урок русского языка в 8 классе)
Тема урока: Предложения утвердительные и отрицательные
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником;
Содержательная: формирование знаний о предложениях утвердительных и отрицательных;
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознавать роль утвердительных и отрицательных предложений в устной и письменной речи;
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи;
обучающийся получит возможность планировать достижения целей самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.
обучающийся получит возможность научится делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;
обучающийся получит возможность научится брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом;
Предметные: обучающийся научится различать предложения утвердительные и предложения отрицательные;
обучающийся получит возможность находить утвердительные и отрицательные предложения, научиться составлять такие предложения, использовать их в речевых высказываниях.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык»8 класс. Быстрова Е.А.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: алгоритм различения предложений утвердительных и отрицательных, эталоны для самопроверки
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Учитель. Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Он записан на доске. Скажите, как вы понимаете пословицу?
Ученик. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.(русская народная пословица)
Ученик. Объяснить значение этой половицы можно так: человек не может знать все в жизни в силу ограниченных возможностей мозга. Это нормально, не нужно стыдиться.
Ученик. Самое важное - учиться, узнавать новое, не лениться, интересоваться знаниями. Когда человек не учится, то останавливается в развитии и становится невеждой. И это стыдно. На каждом уроке мы получаем новые знания, которые пригодятся нам в дальнейшей жизни.
Учитель. Мне понравились ваши рассуждения. Так вы готовы начать урок и получить новые знания сегодня?
Ученик. Готовы.
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Кто выполнил задание по карточке, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон №1 к карточке №1.
Задание. Выписать восклицательные предложения из текста. Свежо, весело, любо! Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед! Какой вид! Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны! |
Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 175, проверьте его по карточкам, которые лежат у вас на столах.
Эталон №2 к упражнению № 175.
1.Тип речи – описание. Стиль – художественный. 2. восхищение 3. глаза разбегались - кто-либо не может сосредоточить взгляд на чём-либо от разнообразия впечатлений, выбора. (В киоске было столько сувениров, что у меня разбежались глаза.) |
Учитель. Те, кто составил памятку на тему «Как вести себя в школе?» подойдите ко мне.
Учитель. Поднимите руки, кто из вас выполнил задание по карточке №1 без ошибок?
Учитель. А какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я пропустил предложение «Живее, кони, живее!»
Учитель. Также поднимите руки те, у кого возникли трудности при выполнении упражнения №175?
Ученик. Я допустил ошибку в упражнении 175, неправильно выполнил морфологический разбор слова восхищение.
Ученик. Я неправильно использовал фразеологизм в своем предложении.
Учитель. Теперь те, кто приготовил творческие работы, прочитайте вашу памятку, которую вы выбрали для ознакомления с классом. А вы, ребята, послушайте и оцените.
Памятка «Как вести себя в школе»
1. В школу надо приходить вовремя, без опозданий, аккуратно одетым, причёсанным!
2. Когда входишь в класс, поздоровайся сначала с учителем, а потом с товарищами! Если ты опоздал на урок, извинись и спроси у учителя разрешения войти!
3. В школе соблюдай чистоту и порядок!
4. Береги школьное имущество!
5. Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель!
6. На уроки физической культуры приходи в спортивной форме и спортивной обуви!
7. Проявляй уважение к старшим, заботься о младших!
8. В общении со всеми окружающими проявляй вежливость! Грубость недопустима!
Ученик. Памятка у Саши получилась хорошая, понятная, соответствует теме. Прочитав ее, я сразу могу запомнить, как правильно вести себя в школе. Для этого он использует восклицательные предложения.
Ученик. Я хочу добавить, что памятка Саши была бы еще интересней, если бы он оформил ее в определенном дизайне, нарисовал какие-то рисунки.
Учитель. Спасибо, ребята, все верно заметили.
Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками, повторить этот параграф, обратиться к алгоритму, так как многие из нас допустили ошибки.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.
Лист самооценки Ученика (цы) 8 класса по теме «Предложения утвердительные и отрицательные» ФИ______________ | |
Домашнее задание | |
Составление алгоритма | |
Упражнение № 176 | |
Карточка №2 (групповая работа) | |
Карточка №3 (работа в парах) | |
Карточка №4 | |
Самостоятельная работа по упр.124. | |
-задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
-задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).
Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.
3. Выявление места и причины затруднения
Учитель. Обратите внимание на предложения, которые записаны на доске. Прочитайте их и распределите в следующую таблицу.
Ученик. 1.Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (Пушкин). 2.Белеет парус одинокой в тумане моря голубом (М. Лермонтов) 3.Ничего не было слышно из-за тарахтенья тележки по сухой траве (М. Пришвин) 4.Неужто ты не понимаешь, что сам виноват? (Горький) 5. На кого не действует новизна? (Чехов).6. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.)7. Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.)8. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф. Тютчев)
Таблица №1
вопросительные | Повествовательные | восклицательные | утвердительные | отрицательные |
| | | | |
Учитель. Проверьте, как вы заполнили эту таблицу, по эталону, спроецированному на экран.
Эталон №3
вопросительные | повествовательные | восклицательные | утвердительные | отрицательные |
1,4,5 | 2,6,7 | 8 | 1,2,7,8 | 3,4,5,6 |
Учитель. Какие затруднения испытывали?
Ученик. Предложение «Ничего не было слышно из-за тарахтенья тележки по сухой траве» я распределил в 3 и 4 колонку.
Ученик. Последние две колонки я пропустил и ничего не написал.
Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки?
Ученик. Нет, мы затрудняемся.
Учитель. Какова проблема?
Ученик. Отсутствие знаний об утвердительных и отрицательных предложениях. Нужно научиться определять виды предложений, особенно обратить внимание на отрицательные и утвердительные предложения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Познакомиться с утвердительными и отрицательными предложениями, способами передачи утверждения и отрицания.
Ученик. Научиться находить в тексте отрицательные и утвердительные предложения. Научиться самим составлять такие предложения и отличать от других.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Утвердительные и отрицательные предложения.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученик. Я думаю, мы будем работать с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Прочитайте правило на стр.147 и 149, параграф 17.
Учитель. Что вы узнали из параграфа 17?
Ученик. Изучив этот параграф, мы узнали, что повествовательные предложения делятся на утвердительные и отрицательные, в зависимости от того, утверждается или отрицается высказываемая в них мысль. Мы узнали, что в русском языке отрицание может быть выражено с помощью отрицательных частиц не и ни; отрицательных местоимений и наречий; приставкой не. Если частица не стоит перед сказуемым, то отрицается вся мысль, сообщаемая в предложении; если частица не стоит перед каким-либо другим членом предложения, то отрицается какая-то часть высказывания.
Ученик. Я хочу добавить, что утверждение или отрицание в предложении могут быть выражены словами есть и нет. В диалогической речи для выражения согласия или несогласия, утверждения или отрицания, используются слова да, нет. Для того, чтобы определить утвердительное предложение или отрицательное, мы должны найти отрицательные частицы или отрицательные слова и посмотреть, что они выражают
Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.
Учитель. Представьте, первая группа, свой алгоритм.
Ученик. Наша группа составила алгоритм, который называется «Утвердительные и отрицательные предложения»
Алгоритм действия
«Предложения утвердительные и отрицательные»
Если нет: Не, ни, слова нет
Отрицательные местоимения утвердительное
Отрицательные частицы
Если есть: Не, ни, нет
Отрицательные местоимения отрицательное
Отрицательные частицы
Если есть: повторяющийся Не…не… утвердительное
Учитель. У всех ли так получилось? Как сделала 2 группа? Объясните.
Ученик. У нас получилось короче.
Алгоритм действия.
«Предложения утвердительные и отрицательные»
Если нет: Не, ни, слова нет утвердительное
Если есть: Не, ни, нет отрицательное
Если есть: повторяющийся Не…не… утвердительное
Учитель. Какой алгоритм удобнее?
Ученик. Тот, который короче.
Учитель. Можем ли мы объяснить те ошибки, которые были в начале урока?
Ученик. Можем.
Ученик. Предложение «Белеет парус одинокой в тумане моря голубом» - утвердительное, так как здесь нет частицы НЕ.
Ученик. Предложение «Ничего не было слышно из-за тарахтенья тележки по сухой траве» - отрицательное, так как здесь есть отрицательная частица НЕ перед сказуемым.
Ученик. Предложение «Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь.» - отрицательное, так как перед сказуемым есть НЕ.
Ученик. Предложение «Пусть бежит в полях поземка белою змеею.» - утвердительное, так как здесь нет частицы НЕ.
Учитель. Давайте закрепим алгоритм.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Тогда поработаем фронтально. Прочитайте упражнение 176 учебника на стр.146. Какие из предложений содержат утверждение, а какие – отрицание? Как выражается отрицание в предложениях? В каком значении употребляется частица ни?
Ученик. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.(Ф.Тютчев) (предложение утвердительное, так как нет НЕ и НИ, НЕТ, отрицательных местоимений и наречий)
Ученик. Сырая земля упруга под ногами; высокие сухие былинки не шевелятся; длинные нити блестят на побледневшей траве. (И.Тургенев) ( 1-я и 3-я предложения утвердительные, 2-е отрицательное, так как есть частица НЕ перед сказуемым)
Ученик. Великую пользу приносит лес человеку.(предложение утвердительное, так как нет НЕ и НИ, НЕТ, отрицательных местоимений и наречий)
Ученик. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах.(И.Тургенев) (отрицательное предложение, так как есть слово НЕТ и частица НИ, которая усиливает отрицание)
Ученик. На первый раз он не нашел в нём ничего необыкновенного. (И. Тургенев) (предложение отрицательное, есть частица НЕ, отрицательное местоимение)
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Да, мы неправильно определили вид нескольких предложений. Надо еще потренироваться.
Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе.
Правила работы в группе.
1)Думай, слушай, высказывайся.
2)Уважай мнение других.
3)Записывай идеи.
4)Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5)Не бери всю инициативу на себя.
6)Не жди подсказки.
Учитель. Перед вами карточки. Распределите предложения на две группы: а) утвердительные; б) отрицательные. Объясните, как выражается отрицание в русском языке?
Карточка №2. |
Распределите предложения на две группы: а) утвердительные; б) отрицательные. Как выражается отрицание в русском языке? 1. Никогда он не чувствовал себя таким несчастным и одиноким. (С. Крут.) 2. Озеро нас очаровало своей тишиной, гладью воды и чистейшим отражением. Трудно было не залюбоваться такими картинами! (С. Крут.) 3. Просто ей не шёл ни один головной убор. (С. Крут.) 4. Тем не менее задача моя оказалась не из лёгких. (Сол.) 5. Всё цвело и блистало здесь. Ничего не стоило нарвать красивый букет. (Сол.) |
Ученик. Первое предложение “Никогда он не чувствовал себя таким несчастным и одиноким.” Это предложение отрицательное, так как есть НЕ и отрицательное местоимение НИЧЕГО.
Ученик. Предложения “Озеро нас очаровало своей тишиной, гладью воды и чистейшим отражением. Трудно было не залюбоваться такими картинами!” - утвердительные, так как НЕ стоит не перед сказуемым и не отрицает предложение.
Ученик. В следующем предложении “Просто ей не шёл ни один головной убор.” Отрицательная частица стоит перед сказуемым и трицает предложение, поэтому это отрицательное предложение.
Ученик. Четвертое предложение “Тем не менее задача моя оказалась не из лёгких.” – утвердительное, так как частиөа НЕ стоит не перед сказуемым.
Ученик. Предложение “Всё цвело и блистало здесь.” – утвердительное, нет отрицания. Предложение “Ничего не стоило нарвать красивый букет.” – отрицательное, так как есть отрицательное местоимение и частица НЕ.
Учитель. Для дальнейшего закрепления, поработаем в парах. Посмотрите на доску. Выполните следующее задание.
Карточка №3.
Прочитайте предложения, Распределите номера предложений по группам: а) предложения со словом не при сказуемом — это отрицательные предложения; б) предложения со словом не при остальных членах предложения — в целом это утвердительные предложения, хотя в них есть отрицание отдельных сторон факта, о котором сообщается. 1.Я рассказал не эту историю. 2.Я не привык к фантастическим выдумкам. 3.Рассказы не о привидениях меня пугают. 4.Эти истории написаны не для взрослого человека, а для несмышленыша. 5.Но люди не забывают такие истории из столетия в столетие. 6.Интерес к ним не считается дурным вкусом. 7.Этот интерес не связан с желанием человека побороть страх перед загадочным, таинственным. |
Учитель. Если у вас возникли затруднения, вы можете проверить работы по эталону на доске.
Эталон к карточке №3
А) 2, 5,6, 7 Б)1, 3, 4, |
Ученик. К группе А относятся следующие номера предложений:2,5,6,7. В них частица НЕ находится перед сказуемым, поэтому отрицается все предложение.
Ученик. К группе Б относятся предложения: 1,3,4. Это утвердительные предложения, здесь частица НЕ находится перед другими членами предложения.
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Учитель. Поработаем с карточками №4. Распределите номера предложений в следующую таблицу.
Карточка №4
Отрицательные | Нет отрицания | 2 отрицания |
| | |
1. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу. 2.Оленин не мог не любоваться конем 3. На деньги ума не купишь 4. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.5. Огоньки от звезды проплывают к звезде 6. О путешествии нельзя было и думать. 7. Широта его взглядов не могла не изумлять меня. 8.Белеет парус одинокой в тумане моря голубом.
Ученик. Проведем самопроверку по эталону.
Эталон к карточке №4
Отрицательные | Нет отрицания | 2 отрицания |
136 | 58 | 247 |
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. Я неправильно распределил предложение «О путешествии нельзя было и думать», не обратил внимание на слово нельзя.
Ученик. Предложение «Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу» я включил по ошибке в третью группу, так как увидел частицу не и повторяющийся ни.
Учитель. Как поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
Учитель. Вы, наверное, подустали, проведем физкультминутку.
Физкультминутка.
Дежурный в классе выходит к доске и показывает упражнения.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет.
Учитель. Почему?
Ученик. Мал объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр.177. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите в тексте отрицание, объясните, как оно выражается.
Учитель. Проверьте свои работы по эталону.
Эталон к упр.177
Химию часто называют волшебницей. Мы все понимаем, что слово это употребляется образно. Никакого волшебства нет в том, что лакмусовая бумажка в кислоте краснеет, а в щёлочи синеет. Ничего чудодейственного нет и в том, что водород и кислород соединяются и превращаются в воду. Однако было время, когда люди пытались получить из одних веществ другие с помощью волшебства не в переносном, а в прямом смысле. Людей, которые искали секрет приготовления золота, называли алхимиками. Его пробовали делать из смеси свинца, ртути, серы, но ничего не получалось. Неудачу объясняли вмешательством колдовских сил. Но алхимики, которые по крупицам накапливали знания, подготовили условия для рождения химии. И то, что было недоступно им, стало подвластно ей без всякого волшебства. Современная наука умеет превращать одни элементы в другие. ( По И.Строгонову) |
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Я допустила ошибку в слове волшебный, вместо о написала а, надо повторить орфографию.
Ученик. Я пропустил букву т в слове подвластно, надо повторить тему «Непроизносимые согласные»
Учитель. Следующим заданием для вас будет составить 5-6 утвердительных и отрицательных предложений по картине Ф. Решетникова «Опять двойка», которая спроецирована на экране.
Ф.Решетников «Опять двойка»
Учитель. Прочитайте, какие предложения составили.
Ученик. Вова пришел домой после уроков. Сегодня он опять не получил пятерку по истории. А вместо пятерки получил двойку. Вова не выполнил домашнее задание. Поэтому он не осмеливается поднять свои глаза на мать и сестру. Мама не стала его ругать. Она только глубоко вздохнула.
Ученик. Из школы Вова вернулся расстроенный. Никто не подошел к нему поддержать. Только один шарик встретил своего друга радостным лаем. Она не подозревает о двойке. Вова не смог выговорить ни одного слова в свое оправдание.
Учитель. Молодцы, ребята. Мне понравились ваши предложения.
9.Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Ученик. Сегодня на уроке мы узнали, что предложения делятся на утвердительные и отрицательные. Утвердительными являются предложения, в которых утверждается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком. К отрицательным относятся предложения, в которых отрицается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком.
Ученик. Я хочу добавить, что мне понравилось составлять алгоритм, выполнять интересные задания в группах. Также мы работали в парах, работали с учебником, помогали друг другу.
Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.
Учитель. Предлагаю всем домашнее задание на выбор.
упр.180, параграф 13.
упр.182, задание 1, письменно
упр.182, задание 3.
Учитель. Спасибо за урок! До свидания!