Конспект урока «Предмет и задачи экологии»

1
0
Материал опубликован 25 October 2015 в группе


Конспект урока

Тема урока: Предмет и задачи экологии.

Цель урока:

    обучающая: познакомить уч-ся с основными задачами и предметом экологии; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

    развивающая: развить умение самостоятельной работы с учебником, научно-популярной литературой; развить общеучебные и интеллектуальные навыки, умение работы с табличным материалом; развить логическое мышление, познавательные интересы.

    воспитательная: формирование научного мировоззрения; формирование знания об экологии как области научной картины мира.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: стандартная

Оборудование: учебник, тетради

Ход урока

І. Организационный момент.

Приветствие учеников.

ІІ. Сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности.

Окутанная тонкой голубой вуалью атмосферы, как драгоценный бриллиант, сияет прекрасная планета Земля на фоне черного вакуума космоса. Пришло время каждому осознать, что мы живем в призрачном озоновом пространстве, что наша Земля – уникальный небесный цветок. А мы уничтожаем этот цветок, разрушаем его оболочку, вырываем нежные ростки лепестков. Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку: «Сохрани то, где ты стоишь, где живешь, - на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии протянутой руки». Необходимо ввести в нашу жизнь такие понятия, как «экологическое мышление», «экологическая работа».

ІІІ. Изучение нового материала.

Экология как наука.

Экология – это наука о доме, местожительстве, среде жизнедеятельности.

Первое определение экологии как науки дал известный немецкий биолог, естествовед Эрнст Геккель в 1866 г. Согласно Э. Геккелю, экология изучает взаимоотношения между живыми организмами и средой обитания. Эта наука впоследствии трансформировалась в биоэкологию, которая является основой теоретической экологии.

Эволюция экологии.

А сейчас давайте заполним таблицу, которая называется «Эволюция экологии».

Дата

Исследователь

Вклад в экологию

1877 г

К. Мебиус

понятие «биоценоз»

1890 г.

Ф. Даль

понятие «экотоп»

Начало ХХст.

Ф, Клементс, Р.Адамс, В.Шелфорд

исследование сообщества живых организмов

1940 г.

В.И.Вернадский

учение о биосфере и ноосфере

1942 г.

А. Тинеманн

основы биоценологии

1948 г.

А.Тенсли

понятие «экосистема»

1960-е годы

К. Голлей, Г. Кларк, С. Петрусевич

потоки энергии в экосистемах.

Сейчас на (стр. 8) зачитайте Аргументы и факты.

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой.

Экотоп – это место обитания организмов.

Биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами, и преобразованная ими.

Ноосфера – предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы.

Биоценология – биологическая дисциплина, изучающая растительные и животные сообщества в их совокупности (живую природу), то есть биоценозы, их строение, развитие, распределение в пространстве и во времени, происхождение.

Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними.

Международные документы.

1964 г. – международная экологическая программа (МБП)

1970 г. – ЮНЕСКО – Международная программа «Человек и биосфера»

Цель этой программы – проведение в разных регионах мира комплексных многолетних исследований влияния человечества на естественные процессы в биосфере, её основные компоненты и изучение обратного влияние этих компонентов.

1972г. – ООН – первая конференция по проблемам окружающей среды, концепция экологического развития, направленная на достижение состояния глобального динамического равновесия биосферы Земли.

Доклад Международной комиссии по охране окружающей среды и развитию «Наше общее будущее»

1989г. – Токийская конференция, задекларировала ряд принципы будущей международной стратегии.

Вторая половина ХХ в. Обозначена развитием широкого круга экологических исследований, в которых заметную роль играют экологи Украины. Мировое признание получили исследования украинских ученых В. Станчинского, Ф. Гриня, С. Стойко, П. Погребняка, К. Сытника и других.

Постепенно понятие «экология» приобретает новое научное содержание, обогащается фактическими и экспериментальными данными. В настоящее время насчитывают свыше 50 отраслей экологии, которое попробовал систематизировать русский ученый Николай Рейсмер в 1994 г.

Современная экология превратилась в широкий цикл знаний объединив в себе:

    все разделы биологии,

    географии,

    химии,

    геологии,

    физики,

    социологии,

    физиологии человека,

    математики,

    экономики и др.

Научные отрасли и дисциплины экологии

    Популяционная экология

    Географическая экология

    Химическая экология

    Промышленная экология

    Экология растений

    Экология животных

    Экология человека

В 1992г. была проведена Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, где провозглашены принципы экоразвития, ставшие основой международной стратегии устойчивого (согласованного, сбалансированного, взвешенного) развития.

Суть: гармоничное взаимоотношение общества и природы, построенных на принципах не изнурительности, ответственности и взаимопомощи.

Что исследует экология?

Современная экология исследует окружающую среду, её структуру, влияние компонентов на условия среды. Согласно Николаю Реймерсу, среда – это совокупность физических, природно-антропогенных и социальных факторов жизни человека.

ІV. Закрепление изученного материала.

Блицопрос.

    Что такое экология?

    Кого считают основателем экологии?

    Что такое понятие среда?

    Почему экологию называют комплексной и многогранной наукой?

    Какие существуют составляющие части категории среда?

V. Итог урока.

Прием «Микрофон»

Дети, пятью предложениями говорят, что им понравилось на уроке.

VI. Домашнее задание.

§ 1. Приготовить сообщение на тему: «Какой вклад в науку сделал Ч. Дарвин, В. Докучаев, Н. Реймерс, Ю. Одума».

Комментарии
Комментариев пока нет.