Урок математики в 3 классе системы ККиР «Умножение на 1»
Открытый урок в рамках семинара-реализация по ФГОС АОП НОО детей с ЗПР.
Ф. И. О. педагога: Шильчикова Ольга Васильевна МБОУ СОШ №18 г. Брянска.
Предмет: математика
Класс: 3 системы ККиР обучающихся с ЗПР вида 7.1 7.2
Автор учебника: Моро М.И. и др.
Тема урока: «Умножение на 1».
Цель: создать условия для формирования умения использовать частные случаи умножения на 1.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: исследовать правило умножения на 1; отрабатывать навыки табличного умножения и деления; понимать, что такое «переместительное свойство умножения», закрепить смысл умножения, уметь решать текстовые задачи, читать математические выражения, равенства;
умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Метапредметные УУД: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; выдвигать гипотезы; делать выводы из наблюдений, соотносить свой вывод с образцом, вносить изменения и дополнения.
Личностные УУД: проявлять интерес к изучению математики; развивать способность к самооценке.
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
Регулятивные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Средства обучения:
для учителя: компьютер.
для учащихся: учебник, , карточки для индивидуальной работы .
Условные обозначения: К - коммуникативные УУД, П - познавательные УУД, Р - регулятивные УУД, Л - личностные УУД.
Здоровьесберегающие технологии урока: психогимнастика и самомассаж,физминутки для изменения статической позы,рефлексия с элементом цветотерапии.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.) | Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить математические знания, узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Психогимнастика и самомассаж: 1. Сегодня ветер дул нам в лицо Вытянули губы узкой трубочкой –произнесите У(длительно) Вытянули губы широкой трубочкой произносим У(длительно) Найдем у себя на лобике точку «ума» массируем по часвой стрелочке к двери класса( 30 сек) Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями! Садитесь. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Выполняют психогимнастику и самомассаж. | К: - развивать умение слушать и понимать других. Л: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (10 мин.) | Откройте тетради, запишите число и классная работа. Начнем наш урок с разминки для ума. Математический диктант на слух: - Взаимопроверка - Молодцы, кто правильно справился с первым заданием, поставьте на поля тетради плюсик. Я желаю вам удачи в открытии нового знания. | Работа по памятке при затруднении, выполнение задания. Записывают число, классная работа. Проверяют работу у себя, оценивают справился-ставит + карандашом,- Были ошибки | П: - создание условий для проявления способностей обучающихся. Р: - осуществлять действия по образцу и заданному правилу. Л: - формирование у учащихся ответственности за свои поступки Р: осуществляют самооценку |
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (10 мин.) | Внимание на доску: (детям даются иллюстрированные задачи : В 3 мешках по 3 кг картофеля У 5-ти котят по 1 ленточке.Сколько лент? У 9 слонов по 1 хоботу. Сколько хоботов? У 12 школьников по 1 учебнику.Сколько всего учебников? Проверим числовые выражения. Проверка-карточка-образец. _ Сформулируйте тему урока. Какие задачи поставим на уроке. | Запись решения на доске Высказывают свои предположения Сравнивают примеры, высказывает своё мнение. Анализируют решение примеров и приходят к выводу | Р: - составляет последовательность действий; - развивает саморегуляцию, контроль П: - находит и выделяет необходимую информацию, делает выводы К: - сотрудничают с учителем |
IV Построение алгоритма выхода из затруднения (10 мин.) | Попробуем сформулировать правило умножения числа на единицу (устно) Прием «зеркало» что видит число 8 в зеркале (8) Что Вы Видите в зеркале?(себя) Сделать вывод. Умножение на 1- это случай особый.. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить. Работа с правилом (чтение правила в учебнике) - Кто попробует его сформулировать? Показ На доске ах1=а | Высказывают свои предположения когда смотрят в зеркало Сравнивают числовые выражения, высказывает своё мнение, формулируют правило умножения Анализируют решение примеров и приходят к выводу составляют правило на карточках | Р: - умеет соотнести результат своей деятельности с целью; К: - владеет монологической речью. П: - высокая степень познавательной активности и самостоятельности на уроке. |
Физминутка. (2 мин.) | Все теперь мы дружно встали Ручки в стороны, на поясок, на коленки, на носок. Потянулись, (вверх, вправо,влево, назад и опять вперед) Улыбнулись, и на места свои вернулись! | Выполняют упражнения | Л: - осознаёт важность сохранения и укрепления здоровья Р: Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9 мин.) | Потренируемся и выполним №1 Решение примеров с проговариванием и обьяснением Какова была 2. Работа над задачей. С. 82, №3 - Как удобно записать задачу? - Посмотрите на краткие записи, какой из вариантов правильный. Яблоки - 36 кг. Груши - ? на 4 кг меньше Яблоки - 36 кг. Груши - 4 кг. Яблоки - 36 кг. Груши - ? кг в 4 раза меньше - Правильный вариант под номером 3. - Докажите, почему именно эта краткая запись правильная? (В условии задачи сказано, что привезли 36 кг яблок, а груш в 4 раза меньше. Вопрос: на сколько килограммов меньше привезли груш, чем яблок?) - Какое правило нужно вспомнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее) Один ученик решает на доске с комментироваем - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, сначала надо узнать сколько груш) Какая была наша Учебная задача? Продолжим учиться решать задачи. С. 82, №4 (Самостоятельно) - Как удобно записать задачу? -Что примем за единицу? -Заполните таблицу и решите ее. ( выдача при затруднении таблицы индивидуальная помощь) - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. | Дети решают самостоятельно. Один ученик решает у доски. Работают с новыми видами примеров, учатся умножать числа на 1. Учащимся со слабым и средним уровнем подготовленности предлагается карточка-помощница (краткая запись задачи на карточках) В таблицу Учащимся со слабым и средним уровнем подготовленности предлагается карточка-помощница с готовой таблицей. | Р: - умеет соотнести результат своей деятельности с целью; К: - владеет монологической речью. П: - высокая степень познавательной активности и самостоятельности на уроке. Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. П: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Физминутка. | Прохлопать ответ 7*1 Потопать ответ 1*6 Присесть сколько будет 5*1 | Выполняют движения . | |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3 мин.) | - А теперь ответственный момент. Каждый из вас проверит свои знания по теме урока.( карточки Индивидуальные на случаи *1) Проверяем. Самопроверка. - Какой вывод сделаете, если допустили ошибки? (Надо выучить правило умножения на 1 и таблицу. - Молодцы! Поставьте плюс на поля, кто выполнил задание правильно. | Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. | |
VII Рефлексия учебной деятельности (1 мин.) | - - Какое открытие мы сделали на уроке? ( При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали) - Какую цель мы ставили перед собой на данном уроке? (Научиться умножать на 1) - Нам удалось её достичь? (Да) - Какие задания показались самыми интересными? - Какие наиболее трудными? Почему? -Над чем надо еще поработать каждому из вас? - Какие темы мы повторили? - Как бы вы оценили свою работу на уроке? « оценивание-ПТИЧКА» Продолжите фразу и закрасьте схему ах1=а Мне было очень трудно – красным карандашом, мне было неинтересно - жёлтым, мне было интересно – зелёным карандашом. | Определяет своё эмоциональное состояние | Регулятивные: - развивать умение оценивать свои знания, проводить рефлексию. Р: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контроль и оценка процессов и результатов деятельности . К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л: Удовлетворённость достигнутым результатом |
Домашнее задание. (1 мин.) | - Мы преодолели все трудности, которые встретились на уроке и сделали ещё один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из нас. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. 2. Учебник с.82 №? Вы молодцы, прекрасно работали на уроке, я горжусь вами. | Записывают самостоятельно в дневник. |