12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богатырева Татьяна Евгеньевна15
4

«Предметы – заместители, как средство всестороннего развития дошкольников. Дидактическое пособие «Весёлый кубик».

Богатырева Татьяна Евгеньевна

воспитатель МДОУ «Теремок»

г. Николаевска Волгоградской области


«Предметы – заместители, как средство всестороннего развития дошкольников. Дидактическое пособие «Весёлый кубик».



Способность человека переносить свойства одного предмета на другой, по мнению советского психолога, педагога и философа В.В.Давыдова, лежит в основе прогресса человеческой цивилизации. Первые люди использовали сложенную ладонь, чтобы зачерпнуть воду, щепу от дерева – вместо ложки.

К началу раннего детства у ребенка складывается предметное восприятие: он начинает воспринимать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между предметами и использовать это знание в своих действиях с ними. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью и речью.

Важнейшим условием всестороннего развития ребёнка является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает  ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету- заместителю- удобство в выполнении игровых действий,

Современные игрушки оставляют слишком мало места для развития фантазии ребенка. В каком-то смысле дети прошлого столетия, игравшие камешками, чурочками и палочками вместо настоящих игрушек, были счастливее, лучше подготовлены к жизни, чем современные ребятишки, у них интенсивнее развивалась фантазия.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. На первом этапе, воспитатель должен показать, как можно использовать тот или иной предмет. Постепенно ребёнок самостоятельно перенимает игру «в понарошку». В игре ребенок учится действовать с предметом- заместителем- он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится к основу развития воображения.

В более старшем возрасте, дошкольники используют предметы – заместители чаще всего в сюжетно – ролевых играх и уже совместными усилиями «перепрограммируют» функции различных предметов, не являющихся изначально игрушками.

Костя принес в детский сад прищепки соединённые между собой. «Костя, что это у тебя?», «-Это, робот!» - сообщил радостно Костя. Именно с этого робота положено начало дидактического пособия «Весёлый кубик». Цель игры для детей с 2-х, до 5 лет - развитие мелкой моторики рук, речи, творческих способностей, фантазии; для детей с 4- х до 8 лет – ориентировка на плоскости, навыков счета, развитие пространственного воображения. В комплект пособия входят: прищепки разного размера и цвета, шнурки и ленты желтого, красного, зеленого и синего цветов, сеточки для раковины, канцелярские зажимы разных размеров.

В индивидуальной работе, используя пособие, можно проводить следующие дидактические игры: «Сделай узор из шнурков» (шнуровка); «Право, лево, верх, низ» - ориентировка на плоскости (размещение прищепок, можно по цвету, на плоскости); «Составь задачу» (с помощью цветных прищепок дети составляют задачи на плоскости), «Графический диктант», «Сделай по образцу» и т.д.

В период свободной деятельности дети используют данное пособие, как предметы – заместители. Роботы, домики, палатка, планшет, бусы и т. д.

Таким образом, дидактическое пособие для воспитателя придумал ребёнок, который впоследствии использует его как предмет - заместитель.

Когда ребенок использует предметов- заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Амос Коменский.


t1655365747aa.jpg

t1655365747ab.jpg










t1655365747ac.jpg





t1655365747ad.jpg






t1655365747ae.jpg





t1655365747af.jpg






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.