Презентация «Использование дидактических игр на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС»
Использование дидактических игр на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Подготовила: Смирнова Ирина Викторовна учитель начальных классов МБОУ Верхне-Моховичская ОШ Демидовского района Смоленской области
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». А. С. Макаренко
Дидактическая игра(игра обучающая)- это вид деятельности, занимаясь которой , дети учатся. Структура дидактической игры характеризуется как форма обучения и игровой деятельности одновременно.
Цель дидактических игр: облегчить переход от игры к учёбе. Дидактические игры позволяют пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Игры - упражнения Игры - разминки Игры-путешествия Игры – задания Игры-поручения Игры-предположения Виды дидактических игр
Структура игры 2.Игровые действия 1.Задача 3.Правила игры 4.Результат игры
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на По характеру используемого материала дидактические игры делятся на С игрушкой С мозаикой Предметные игры Лото, домино Кубики, картинки Настольно-печатные Развивают внимание, сообразительность Словесные
Методические указания к проведению дидактических игр. 1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной. 2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными. 3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе. 4. Легкие и трудные игры должны чередоваться. 5. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы. 6. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени. 7. После игры обязательно должны быть подведены итоги.
положительное отношение к школе, к учебному предмету; умение и желание включаться в коллективную учебную работу; умение слушать друг друга; добровольное желание расширять свои возможности; раскрытие собственных творческих способностей; самовыражение, самоутверждение. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
Дидактическая игра для урока «Окружающий мир» «Ну-ка прочитай» д и б к е б р и ш г а ш л к л ч о з у д я н б а о л д а и н к у к а г р л к н у р о п о а н ы ш с и м о р л у м с р я п у к и а п о в т и о к щ ь т к ь у в х а к щ б е ф а г ш б о ф а ш л б к д е з я п и с з я к у с ш е п а ю ч б е н а б г т ю н л о т к а к л э в а г о а р э ш в г у л н б и в х е р а в с х а к с у т и Цель игры: расширить представления детей о птицах, закрепить у учащихся названия птиц, их строение. Ход игры. Участники должны прочитать названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее. д и б к е б р и ш г а ш л к л ч о з у д я н б а о л д а и н к у к а г р л к н у р о п о а н ы ш с и м о р л у м с р я п у к и а п о в т и о к щ ь т к ь у в х а к щ б е ф а г ш б о ф а ш л б к д е з я п и с з я к у с ш е п а ю ч б е н а б г т ю н л о т к а к л э в а г о а р э ш в г у л н б и в х е р а в с х а к с у т и
«Рассели животных» Цель: закрепить знания детей по темам «Дикие животные», «Домашние животные». Игра проводится в виде соревнований между двумя представителями команд. По сигналу учителя они должны «заселить» домики: один – дикими, другой – домашними животными (перелетными и зимующими птицами), вставляя карточки в окошки. Кто быстрее справится с заданием, тот и побеждает.
Игра «Тучка» Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове, выделении ударного слога. Оборудование: «тучки» и «капельки», список слов различной слоговой структуры. Ход игры: педагог сообщает детям, что это не простые тучки, а слоговые, предлагает детям разделить слова на слоги и прикрепить к каждой тучке свою капельку
Игра «Разложи фрукты по тарелкам» Цель: формирование умения соотносить имя прилагательное с вопросом, на которое оно отвечает. Оборудование: предметные картинки с изображением фруктов, 4 тарелки- картинки с вопросами имён прилагательных. Ход игры: на доске прикреплены тарелки-картинки. Необходимо разложить в них фрукты, с написанными на них прилагательными.
Игра «Чип и Дейл спешат на помощь» Цель: активизация слов с изучаемыми орфограммами и закрепление их правописания (ча — ща, жи — ши, чу — щу). Оборудование: картинки мультипликационных героев, «жёлуди» со словами на жи-ши, ча-ща,чу-щу. Ход игры: педагог предлагает детям помочь героям собрать жёлуди. Выигрывает команда, собравшая «жёлуди» без ошибок.
Игра «Футбол» Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Вспомнить и систематизировать знания о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
Игра «Живые числа» Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10. Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
ИГРА «Кто быстрее?» Цель игры: закрепление знания состава чисел первого десятка. Оборудование: карточки с изображением машины, ручка или разрезные цифры. Ход игры: у каждой машинки впереди написан номер – число, которое нужно составить из двух меньших. Играть можно у доски используя ручку пиши-стирай, либо разрезные цифры.
Игра «Кофейный сервиз» Цель: закреплять приёмы сложения и вычитания в пределах 20. Оборудование: картинки с изображением чашек с записанными выражениями сложения и вычитания в пределах 20, кофейники с номерами, кусочки «сахара» для сложения и вычитания по частям. Ход урока: каждой команде необходимо найти значение выражений и подобрать нужный кофейник.
В моём классе с целью изучения творчества писателей и повышения интереса к чтению проводится литературная игра: «Как зовут писателя?». Каждый урок литературного чтения начинается с этой игры. По времени занимает около пяти минут. В результате такой работы ученики чётко знают и называют полные имена писателей.