12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Минневалеева Анна Ивановна99
Люблю Жизнь! Люблю Семью! Люблю Работу!
Россия, Татарстан респ., Казань
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

Причины и следствия агрессивного поведения подростков

Минневалеева А.И.

Педагог-психолог высшей категории

МБОУ «Гимназия №3» г.Казань


Многие стали говорить о том, что современные школьники стали более злыми. Мне кажется, что это не совсем так. Действительно, сейчас прослеживается такая тенденция в поведении как, черствость, недоверие к словам и поступкам взрослых, отсутствие авторитетов, более спокойное отношение к окружающей действительности (жестокость на экране телевизоров, в интернете, в социальных сетях и т.д.). Это отражается на поведении подростков, они спокойней относятся к боли и унижениям других людей и поэтому кажется, что они стали более злыми.

Но, мы видим и поступки, которые характеризуют их как добрых и отзывчивых. Например, они участвуют в благотворительных акциях, помогают ветеранам ВОВ, труженикам тыла, вдовам погибших. На первое место в своей жизни ставят семью и семейные ценности. Таких примеров можно привести много, но есть и другие, это безразличие и даже азарт, когда они смотрят на дерущихся одноклассников, они не испытывают угрызений совести, снимая и выкладывая эти сюжеты в интернет.

Создаётся впечатление, что дети не совсем понимают степень ответственности за совершаемые поступки, и откровенно недоумевают, когда их наказывают за это. В таких случаях можно с уверенность говорить, что всё это происходит под действием азарта, слияния с толпой, и подростки в этот момент совершенно не задумываются о последствиях, не углубляются в детали происходящего, не видят серьёзность ситуаций и не просчитывают результат производимых действий. Это было и раньше, но в прошлом не было столько гаджетов и технических средств, с помощью которых всё, что случается, очень быстро разносится по интернету и соцсетям. И, уже там начинает муссироваться, обсуждаться, подливая масло в огонь произошедшего.

Закономерно возникает вопрос, с чем связана подростковая агрессия. Подростковая агрессия как раньше, так и сейчас связана с пубертатным периодом. Этот период характеризуется важными изменениями в психике. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развившимися женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков. Нынешние школьники уже с самого детства атакуемы потоками различной информации и к подростковому возрасту у детей формируется поверхностное, клиповое мышление, которое пришло на смену понятийному – теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать как собственный успех только то, что удалось быстро выхватить из контекста. И, как следствие, особенно в эйфории происходящих событий, подростки не могут увидеть всю глубину совершаемого, не могут сразу понять, что из происходящего хорошо, а что плохо. Осознание приходит лишь после произошедшего, да и то, если ребенок все-таки постарался проанализировать конфликтную ситуацию.

Агрессивное поведение подростков, может быть, как формой протеста на ограничения в школе и дома, так и желанием самоутвердиться среди сверстников посредством конфликтов с педагогами, другими детьми и родителями.

Грубость на простые замечание или просьбы, нежелание рассказывать о своей жизни, своих мыслях и мечтах, делится своими проблемами, просить советы должны вызвать у родителей тревогу. Именно закрытость и вспышки агрессии на, казалось бы, обыденные вещи, и могут служить звоночком для того, чтобы родители задумались о том, что волнует и чем живёт их ребенок, и почему его поведение начало меняться в худшую сторону. В таких случаях необходимо немедленно выработать единый стиль поведения всех членов семьи, чтобы требования, предъявляемые к ребенку, были одинаковыми, обязательно наладить контакт с подростком, но не быть навязчивым, а общаться искренне и позитивно, умело подмечая перемены в настроении и подстраиваясь под ритм и желания ребенка (при этом, не пресмыкаясь и не заискивая, сохраняя достоинство). Выражать свою любовь вербально и тактильно. Не читать нотаций, а вести конструктивный диалог. Подростки очень чувствительны к искренности и пониманию, вы для них много значите, хотя они и хотят показать свою независимость, но продолжают любить вас и копировать ваше поведение.

Список литературы

    Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1982.

    Немов Р.С. Психология. Книга 1, М., Владос, 2010.

Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.