12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спиридонова Татьяна Владимировна832
Россия, Ярославская обл., Рыбинск

Приемы технологии «Развития критического мышления» и возможности

их использования на уроках обществознания и истории России в 7-11 классах

Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных приемов, которые могут быть использованы на разнообразных уроках. На уроках обществознания и истории России в 7-11 классах как показала практика работы и анализ проведенных уроков целесообразно использовать ниже рассматриваемые приемы.

Одним из приемов является «верные и неверные утверждения («верите ли вы»)». Этот прием используется на уроке истории в 11 классе (базовый уровень) по теме «Экономика «развитого социализма». На стадии вызова обучающимся после озвучивания темы и цели урока предлагается несколько утверждений записанные на доске:

в эпоху «развитого социализма» была проведена аграрная реформа;

в итоге реформы произошел рост посевных площадей;

это было время быстрого роста жизненного уровня населения;

быстрыми темпами развивалась легкая промышленность;

продолжалось строительство крупных предприятий.

Данные высказывания озвучиваются. Обучающимся дается задание выбрать верные на их взгляд утверждения, полагаясь на собственный знания или просто угадывая. Работая, в группах по 4 человека, ученики выполняют задание. Затем выбранные варианты один человек из группы озвучивает. После выступления представителей всех групп напротив тех утверждений, которые большинство определили, как верные ставится знак «+». В конце урока после изучения темы с использованием приема составления таблицы ЗХУ, на стадии рефлексии возвращаемся к приему «верные и неверные утверждения («верите ли вы»)», чтобы выяснить, какие из утверждений действительно верные. Ученикам предлагается вернуться к высказываниям, записанным на доске, чтобы исправить ошибки, если они есть. Ученики поочереди называют правильные высказывания, которые подчеркиваются на доске.

На уроке обществознания в 7 классе при изучении темы «Социальные ценности и нормы» тоже используется прием «верные и неверные утверждения («верите ли вы»)». На стадии вызова после озвучивания темы и цели урока каждому обучающемуся выдается карточка, на которой напечатано несколько утверждений:

- в обществе всегда действуют правила, ограничивающие человека;

- не все социальные нормы должен соблюдать человек;

- с течением времени социальные нормы изменяются;

- за нарушение социальных норм всегда следует наказание.

Данные высказывания озвучиваются. Обучающимся дается индивидуальное задание выбрать верные на их взгляд утверждения, полагаясь на свои знания, полученные на уроках обществознания в 6 классе, поставив знак «+». Высказывания зачитываются вслух учителем, а ученики поднимают руку, если, по их мнению, высказывание верное. Утверждения, напечатанные заранее, которые большинство определили, как верные фиксируются на доске. В конце урока после изучения темы, в ходе использования приема составления кластера, на стадии рефлексии возвращаемся к приему «верные и неверные утверждения («верите ли вы»)», чтобы выяснить, какие из утверждений действительно верные. Вместе с учителем ученики, используя свои карточки, отмечают правильные высказывания, подчеркивая их. Для этого один ученик читает высказывание, а другой отвечает верное оно или нет. Использование данного приема помогает обучающимся лучше запомнить материал.

Так же на стадии вызова используется прием «корзина идей». Это прием позволяет выяснить все, что знают или думают обучающиеся по обсуждаемой теме занятия. Этот прием используется на уроке обществознания в 7 классе при изучении темы «Деньги. Функции и формы денег». На стадии вызова после озвучивания темы и цели урока учитель обращается к обучающимся: «Представьте себе, что к Вам на улице обратился корреспондент одной из местных газет с вопросом «Что такое деньги»? Что Вы ему ответите?». Обучающимся дается время на обдумывание, затем ученики дают свои ответы. Все сведения кратко в виде тезисов записываются на доске в «корзинке» идей (без комментариев).

t1580631098aa.gif

На стадии рефлексии после изучения темы урока, путем составления таблицы ЗХУ, возвращаемся к «корзине идей». Обучающимся предлагается исправить и дополнить схему на доске. Ответы учеников корректируются, а затем фиксируются на доске. Теперь «корзина идей» выглядит следующим образом:

t1580631098ab.gif

Как показывает опыт работы, данный прием целесообразно использовать на уроках обществознания, где практически на каждом уроке изучается большое количество терминов. Использование данного приема помогает наглядно продемонстрировать процесс изменения взглядов обучающихся по изучаемой проблеме.

Еще одним приемом технология развития критического мышления через чтение и письмо используемым на уроках истории России и обществознания в 7 – 11 классах является составление кластеров. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Прием «составление кластеров» используется на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы «Социальная мобильность». На стадии осмысления обучающимся в парах дается задание, используя учебник составить кластер по теме урока. Кластеры обучающиеся составляют письменно. Затем представители пар по очереди прикрепляют на доске свои работы и озвучивают их. Работа пар выступавших у доски оценивается по следующим критериям: содержание, логика изложения, защита и красочность оформления. Критерии оценки озвучиваются до начала составления кластера. После этого на доске составляется общий кластер. Для этого записывается в центре доски ключевое понятие (социальная мобильность), а от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. t1580631098ac.gif

Обучающиеся, с опорой на свои кластеры, вместе с учителем заполняют кластер на доске и одновременно вносят исправления в свои работы. Работа ведется фронтально. Обучающимся задается вопрос: «Какие ключевые моменты по теме урока Вы выделили и занесли в свои кластеры?». Обучающиеся называют: понятие «социальная мобильность», социальные лифты и виды социальной мобильности. Названные категории на доске заносятся в кластер. Далее заполняются отдельные лучи. Сначала понятие «социальная мобильность». Его называют обучающиеся, а учитель фиксирует на доске (определение заранее напечатано, так как предполагалось, что оно будет необходимо). Далее ведется работа с лучами «виды». Названные виды заносятся в кластер на доске. Чтобы проверить уровень понимания обучающимися различных видов социальной мобильности обучающимся предлагается определить, о каких видах социальной мобильности идет речь в следующих ситуациях: учитель математики переквалифицировался в учителя физики; преподаватель вуза стал заведующим кафедрой; человека понизили в должности. Далее ученики приводят свои примеры одноклассникам. Для этого они называют пример, и имя того, кто будет отвечать. В завершение работы с кластером заполняется луч «социальные лифты». Обучающимся предлагается назвать примеры социальных лифтов. Обучающиеся приводят свои примеры, которые фиксируется на доске. В качестве примеров социальных лифтов обучающиеся привели: армию, церковь, образование, политические механизмы и брак. Готовый кластер выглядит следующим образом.

t1580631098ad.gif

После составления кластера, на стадии рефлексии обучающиеся, опираясь на кластер на доске, по очереди составляют рассказ по теме урока.

Прием составления кластера используется так же на уроке истории России в 9 классе при изучении темы «Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа». На данном уроке кластер используется на стадии вызова. После озвучивания темы и цели урока обучающимся предлагается выступить со своими кластерами, составленными дома по теме «П.А. Столыпин». Составление кластера - это было дополнительное опережающее задание, предложенное за две недели до проведения урока. Обучающиеся могли работать в группах и индивидуально, используя учебник и литературу, рекомендованную учителем. После защиты своих работ ученики отвечают на вопросы одноклассников. За составление кластеров ставятся оценки по следующим критериям: содержание, логика изложения, защита и красочность оформления.

Так же на уроках обществознания и истории России в 7-9 классах используется прием составление инсерта. Инсерт – интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Прием «инсерт» используется на уроке истории России в 11 классе (базовый уровень) при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства». На данном уроке, на стадии осмысления, обучающиеся, используя прием инсерт, работают индивидуально с параграфом учебника. Сначала под руководством учителя они чертят в тетрадях таблицу, каждая графа которой имеет свое обозначение. Используемые символы обозначают следующее:

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

Расшифровка данных символов вывешивается на доске. Далее обучающиеся читают текст и ставят на полях учебника карандашом пометки, а после прочтения текста, заполняют таблицу, где значки становятся заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. После выполнения задания идет его обсуждение. Ученики поочереди озвучивают сначала то, что они знали. Затем то, что для них стало новым. Особое внимание обращается на последнюю графу таблицы (не понял, есть вопросы), она требует разъяснений.

Прием составления инсерта используется на уроке обществознания в 7 классе при изучении темы «Защита Отечества». На стадии осмысления обучающиеся работают по учебнику вместе с учителем. Один ученик читает текст. В конце каждого абзаца делается пауза, во время которой обучающиеся ставят на полях в учебнике нужные символы. Расшифровка символов вывешивается на доске. Затем идет обсуждение поставленных символов. После работы с текстом ученики чертят таблицу в тетради, где символы становятся заголовками граф таблицы и заполняют ее. Заполнение таблицы необходимо для лучшего запоминания материала. После выполнения задания проверяется наличие заполненной таблицы.

Не последнюю роль в технологии развития критического мышления играет умение составлять вопросы и отвечать на них. Прием составления «Толстых» и «Тонких» вопросов используется на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (например: В каком году было отменено крепостное право?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. Такие вопросы составляются при изучении на уроке истории России в 8 классе темы «Отмена крепостного права». На стадии рефлексии после знакомства с темой урока обучающимся дается индивидуальное задание составить по три тонких и толстых вопроса письменно в тетрадях, оформив их в виде таблицы. После составления вопросов обучающиеся работают с ними в парах и выбирают наиболее интересные, которые задают всему классу. Классу могут быть заданы тонкие вопросы: Когда был подписан манифест об отмене крепостного права?

Какие крестьяне считались временнообязанными?

Какими правами наделялись крестьяне?

Из толстых вопросов могут быть заданы:

Каковы причины и предпосылки отмены крепостного права?

В чем значение крестьянской реформы? В чем плюсы и минусы крестьянской реформы?

За грамотно и корректно составленные вопросы и данные ответы выставляются оценки.

Прием составления «Толстых» и «Тонких» вопросов на уроке обществознания в 9 классе при изучении темы «Гражданское общество и государство» используется в начале урока. В ходе повторения домашнего задания по теме «Правовое государство» обучающимся предлагается во время ответа ученика придумать, а затем задать по 2 толстых и тонких вопроса отвечающему.

Большое внимание в технологии развития критического мышления уделяется графической организации материала. Самым распространенным способом является составление таблиц. Наиболее часто используются на уроках обществознания и истории России в 7-11 классах такие табличные формы как концептуальная таблица, «Сводная таблица», таблица ЗХУ.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Такая таблица составляется на уроке истории России в 9 классе при изучении темы «Революционные партии, их программы». На стадии осмысления обучающимся дается задание заполнить таблицу в тетрадях используя учебник. Категории сравнения и свойства, по которым это сравнение происходит, предлагаются учителем. Обучающиеся заполняют таблицу.

Название партии

РСДРП (б)

РСДРП (м)

ПСР

Год создания

1898 г.

1898 г.

1902 г.

Лидер

В.И. Ленин

Л. Мартов

В.М. Чернов

Социальный состав

Пролетариат, интеллигенция

Пролетариат, интеллигенция

Пролетариат, интеллигенция

Программные установки

Решение задач буржуазно-демократической револю­ции. Создание партии нового типа — замкнутой, законспирированной организации со строгой дисциплиной, жестким подчинением меньшинст­ва большинству. Русская буржуазия - контрре­волюционная сила. Возможность успешных реформ отвер­гали и выступали за революционный слом самодержавия в ходе вооруженного восстания. Главная сила революции - рабочий класс, а кре­стьянство его союзники.


Решение задач буржуазно-демократической револю­ции. Партия должна открыть доступ всем слоям на­селения и в ней могут уживаться раз­личные точки зрения и взгляды. Ли­беральная буржуазия - главная сила будущей революции, а пролетариат - ее союзник. В кре­стьянстве меньшевики видели реакци­онную силу.

Подготовка народа к ре­волюции. Русская бур­жуазия - реакционная сила. Свержение самодержавия и установление режима «народовластие». Правом на его провозглашение обладало только Учредительное собрание. Федеративный принцип построения государства.

После ее заполнения проверяется правильность выполнения задания. Ученики по очереди называют данные, занесенные в таблицу. Учитель и другие обучающиеся поправляют и дополняют ответы.

Концептуальная таблица составляется на уроке обществознания в 8 классе при изучении темы «Традиционное, индустриальное, информационное общества». На этом уроке, на стадии осмысления обучающиеся чертят таблицу в тетради. Категории сравнения и свойства, по которым это сравнение происходит, обучающимся предлагаются учителем. Далее по ходу лекции ученики заполняют таблицу. После выполнения задания обучающиеся озвучивают свои записи, которые фиксируется на доске. Данная таблица затем будет необходима на стадии рефлексии, когда обучающиеся должны будут, сделать вывод о том какой тип общества, существует в современной России.

Прием «Сводная таблица» позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема «Сводная таблица» в технологии развития критического мышления заключается в том, что линии сравнения, то есть характеристики, по которым обучающиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Прием «Сводная таблица» используется на уроке истории России в 8 классе на стадии осмысления по теме «Реформы Петра I». Сначала обучающимся предлагается назвать характеристики для сравнения реформ Петра I. Обучающиеся называют: название реформы, цели реформы, содержание, результаты и значение. Названо 5 категорий. Ученики чертят в тетрадях таблицу, состоящую из 5 граф. Количество строк определяется обучающимися по ходу работы с текстом учебника. Ученики по очереди читают вслух текст параграфа. В нужных местах учитель останавливает их и просит выделить информацию необходимую для заполнения таблицы. Информация заносится обучающимися в нужную графу. После заполнения таблицы делается вывод о том, какие были проведены реформы и насколько они были успешны.

Использование таблицы ЗХУ на уроке позволяет собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Такая таблица составляется на уроке истории России в 9 классе по теме «Реформы Александра II». На стадии вызова обучающиеся отвечают на вопрос о том, что им известно о реформах Александра II.

В тетрадях обучающиеся чертят таблицу «ЗХУ» и заносят названные знания в первую графу («Знаю») таблицы, учитель фиксирует их на доске.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

- отменил крепостное право

- был убит

- провел судебную реформу




Следующим этапом работы на стадии вызова является запол­нение графы «Хочу узнать». Для ее заполнения ученики записывают по 3 вопроса во вторую графу верхней части табли­цы. Составленные вопросы озвучиваются.

Какие еще были проведены реформы?

Почему были проведены реформы?

В чем значение реформ?

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

- отменил крепостное право

- был убит

- провел судебную реформу


- Какие еще были проведены реформы?

- Почему были проведены реформы?

- В чем значение реформ?


На смысловой стадии, обучающиеся работают с текстом учебника. После этого в ходе беседы возвращаемся к таблице и заполняем третий столбик «Узнал(а)». Теперь таблица выглядит совсем иначе.

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Отменил крепостное право

Был убит

Провел судебную реформу

Какие еще были проведены реформы?

Почему были проведены реформы?

В чем значение реформ?

Были проведены земская, городская, судебная реформы

Каждая реформа была вызвана целым рядом причин

Земская и городская реформы способствовали приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа устанавливала гласность ведения судов. Они стали проводиться открыто, на них допускалась публика, газеты печатали отчеты о судах, представлявших общест­венный интерес. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора и адвоката



На доске последняя графа не заполняется. После заполнения всей таблицы в ходе беседы подводятся итоги, сопоставляются содержания граф. Обучающимися делается вывод по теме урока.

Еще одним приемом технологии развития критического мышления используемым на уроках обществознания и истории России в 7-11 классах является прием «Зигзаг». Его цель - изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Прием «зигзаг» используется при изучении темы «Политическое развитие России в XVII веке» на уроке истории России в 7 классе. На стадии осмысления обучающиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает свои документы и работает с нами. Цель работы – составить краткий ответ по предложенной теме, который будет составлять основу для кинофрагмента. Первая группа получает пакет документов и работает над сценарием кинофрагмента: «Царская власть». Вторая группа получает пакет документов и работает над сценарием кинофрагмента: «Боярская дума». Третья группа получает пакет документов и работает над сценарием кинофрагмента: «Земский собор». Четвертая группа получает пакет документов и работает над сценарием первого кинофрагмента: «Приказы». Пятая группа получает пакет документов и работает над сценарием кинофрагмента: «Местное управление». По окончании работы обучающиеся переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по каждой теме. В процессе обмена результатами своей работы, задача новых групп составить схему «Политическое устройство России в XVII веке». Затем обучающиеся возвращаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, каждый эксперт знакомит других членов группы с составленной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы и составляется схема «Политическое устройство России в XVII веке» с указанием произошедших изменений. После составления схемы группы вывешивают их на доске.  Данная схема становиться одним из заключительных кинофрагментов.

Очень интересным приемом технология развития критического мышления через чтение и письмо является составление дерева предсказаний. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. На уроке обществознания в 8 классе по теме «Причины и опасность международного терроризма» обучающимся после изучения материала на стадии рефлексии в парах дается задание составить дерево предсказаний по теме «Сможет ли человечество защититься от международного терроризма?». Ветви данного дерева – предположения (да, сможет; нет, не сможет) озвучиваются учителем и рисуются на доске, обучающиеся дорисовывают листья - обоснование этих предположений в своих тетрадях, опираясь на материал изученный, на уроке. Далее обучающиеся называют обоснования предположений, а учитель фиксирует их на доске. Составленное на данном уроке дерево предсказаний выглядит следующим образом:

t1580631098ah.gif

После составления дерева предсказаний делается оптимистический вывод о том, что данная проблема, изучаемая на уроке, все же будет решена.

Наиболее часто используются на уроках обществознания и истории России в 7-11 классах прием составления синквейна. «Синквейн — это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной фор­ме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний». Это стихотворе­ние, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются дей­ствия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Данный прием используется на уроке обществознания в 7 классе по теме «Деньги. Функции и формы денег». На стадии рефлексии обучающимся предлагается составить синквейн письменно в тетради. Правила написания пятистишия вывешиваются на доске. После завершения работы синквейны сдаются. На следующем уроке наиболее интересные синквейны озвучиваются.

Деньги

Нужные, необходимые

Помогают, согревают, озлобляют

Необходимы для удовлетворения потребностей

Блага.

На уроке истории России в 9 классе тоже на стадии рефлексии по теме «Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа» обучающиеся составляют синквейн по теме «П.А. Столыпин» или «Реформы П.А. Столыпина». После работы желающие выступают со своими пятистишиями. Грамотно составленные и интересные оцениваются.

Составление синквейнов интересный прием, который нравиться обучающимся, поэтому они охотно выполняют данное задание.

На стадии рефлексии часто используется прием «Шесть шляп критического мышления». Суть приема состоит в следующем: класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.

Белая шляпа − белый цвет беспристрастен и объективен. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Красная шляпа − символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции − это субъективное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса».

Черная шляпа − черный цвет мрачный, зловещий, словом − недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика. Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все это должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении непра­вильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа − солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» − это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений.

Зеленая шляпа − символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

Синяя шляпа − синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа свя­зана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

Данный прием используется на стадии рефлексии, на уроке истории России в 8 классе при изучении темы «Внутренняя политика Екатерины II». Класс делится на шесть групп. Каждой группе предлагается шляпа определенного цвета и дается задание, используя памятку, вывешенную на доске, проанализировать урок в соответствии со способом мышления, характерным для цвета данной шляпы. Те, кому досталась белая шляпа, дают бесстрастную оценку внутренней политике Екатерины II. Обучающиеся данной группы говорят о том, что внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. Она проводилась в первую очередь в интересах дворянства, что приводило к росту недовольства населения. Обучающиеся в желтой шляпе называют положительные черты внутренней политике Екатерины II: просвещение народа, распространение научных знаний в обществе, упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, введение права на открытие предприятий без разрешения правительства, разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами, запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков, разрешение создания вольных типографий и созыв комиссии для разработки нового свода законов. Обучающиеся, которым досталась черная шляпа, называют отрицательные черты внутренней политике Екатерины II: разрешено ссылать крестьян не просто на поселение в Сибирь, но и на каторгу, ссылкой на каторгу каралась теперь любая попытка крепостных пожаловаться на своего помещика, введение крепостного права на Украине, установление строгой цензуры и создание сословные судебных органов на местах. Надевшие красную шляпу называют эмоции, которые вызвала изучаемая тема: возмущение, недовольство, обиду. Ученики, в зеленой шляпе, отвечая на вопрос что бы они сделали, оказавшись на месте Екатерины II говорят о том, что в первую очередь подумали бы об улучшении положения населения. Группа, которой дана синяя шляпа, делает вывод по теме урока: Екатериной II были предприняты определенные шаги, направленные на улучшение экономического положения в стране с одной стороны, с другой стороны были проведены реформы, которые вели к ужесточению внутренней политики. Работа происходит сначала в группе, затем представитель группы озвучивает общее мнение.

Указанные приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, рационально использовать на уроках обществознания и истории России в 7 -11 классах.

Список литературы

Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108с.

Баннов А. М. Учимся думать вместе : (материалы для тренинга учителей) / А. М. Баннов –М: ИНТУИТ.РУ, 2007. – 136 с.

Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. – 79 с.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

Ваганова О.И. Развитие критического мышления студентов на занятиях по педагогике: Учебное пособие. – Н. Новгород: ВГИПУ, 2009. – 92 с.

Викентьева И. Ода синквейну // Библиотека в школе. – 2003. – №16. – С.37.

Вишнякова, Е.Е. Главное – заинтересовать чтением. Несколько рекомендаций от составителя //Библиотека в школе. – 2005. – № 16. – С.4.

Дулама М. Кластеры как форма организации мышления// Библиотека в школе. – 2003. – № 16. – С.35

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Часть 1. // Библиотека в школе. – 2001. – № 12. – С. 5–20.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Часть II // Библиотека в школе – 2001. – № 22. – С. 2–32.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. – 2005. – № 4. – С. 66 – 72

Заир-Бек С.И. Уроки с оглядкой //Первое сентября – 2002. – № 36

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2004. – 173 c.

Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 48 с.

Ивунина Е.Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление»//Молодой ученый. – 2009. – №11. – С. 170 – 174

Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. – 48с.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные техноло­гии: Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогиче­ское общество России, 2000. – 224 с.

Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.