Статья «Применение рабочих листов на уроках в начальной школе»
Крикун М.Б.
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11
имени Героя Советского Союза С.М.Жолоба
муниципального образования город Анапа
Применение рабочих листов на уроках в начальной школе. Аннотация: в работе описан опыт работы с учениками начальной школы с применением на уроке рабочих листов по различным предметам.
Ключевые слова: начальная школа, рабочие листы, эффективное обучение
Какое оно идеальное обучение? Интересное, познавательное, увлекательное.
Поймала себя на мысли, что уроки в этом году стали особенно насыщенными, как у нас принято говорить, плотность урока высокая! Это и понятно! Материалов для подготовки к урокам много: карточки, рабочие листы, наглядность. Люблю объяснять новое с разных сторон, используя интересный контент. Но чаще всего использую на уроках карточки-пятиминутки. Удобно можно быстро проверить новый материал
А обратиться к этой теме меня заставили обстоятельства непреодолимой силы. В школе назрел капитальный ремонт, и мы, собрав все свои наработки, которых за 36 лет работы было немало, отправились в соседнюю только построенную школу « на квартиру». Естественно, о каких либо интерактивных средствах речь не шла, и мы стали вспоминать забытое старое - вспомнили студенческие годы и стали применять наглядность и дидактические игры, которые перестали применять в связи с тем, что была возможность не только показать, но и рассказать посредством интерактивных упражнений на электронных досках. Вот тут то и пришла мысль об использовании индивидуальных рабочих листов.
Я, прежде чем составлять свои собственные рабочие листы, решила поискать разработки моих коллег и нашла просто замечательные рабочие листы .Их в сети Интернет огромное количество. Использовала В контакте, Телеграмм и другие соц. сети.
Согласитесь, что процесс обучения протекает наиболее эффективно в том случае, если школьники участвуют в определении целей познания, осознают личностную значимость недостающих знаний, понимают и принимают к исполнению учебно-познавательные задачи, умеют получать информацию из различных источников (текст, таблица, схема и т.д). В этом заключена суть универсальных учебных действий, которые являются условием успешной реализации ФГОС и формирования функциональной грамотности. Поэтому урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер, большее время отводится на самостоятельную работу, осуществляется деятельностный подход.
Одним из эффективных инструментов в формировании функциональной грамотности могут служить рабочие листы для учеников.
Рабочий лист — это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке урока, обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках).
Особенность рабочего листа — это чёткая взаимосвязь заданий по определённой теме, разработанная с целью обучения детей работе с информацией разных видов. Выполняя упражнения, которые следуют друг за другом, у учащихся увеличивается концентрация внимания на изучаемом материале.
Рабочий лист становится средством формирования функциональной грамотности. С помощью рабочего листа идет процесс получения обратной связи и организации самостоятельной работы. У детей активизируются познавательные процессы, повышается мотивация к изучаемому материалу. Листы можно использовать не только для индивидуальной, но и для парной и групповой работы.
В зависимости от цели применения, можно выделить следующие виды рабочих листов:
Учебный (обучающий) рабочий лист.
Он предполагает активную работу школьников с текстом, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме; применение новых знаний при выполнении упражнений.
Тренировочный лист. Основная задача — отработка знаний и способов действий. Задания в них разнообразны: текстовые, графические, табличные и другие
Исследовательский рабочий лист. Включает в себя описание программы исследования.
Рефлексивный рабочий лист или лист-резюме по теме, разделу, курсу.
Универсальный рабочий лист («скрипт») — сделан не по конкретной теме, а может использоваться для разных тем.
В процессе пополнения рабочие листы можно накапливать в портфолио ученика, тем самым отслеживать продвижение по предмету, как индивидуально, так и всего класса.
Так что использование рабочих листов одно из средств формирования функциональной грамотности.
Функциональная грамотность — важный показатель качества образования. Школьники, которые ее развили, лучше справляются с учебными задачами. Но как этому обучать
— участвовать в метапредметных олимпиадах по разным темам;
— выполнять упражнения и решать карточки на креативное мышление;
— проходить интерактивные курсы за пределами школьной программы.
В новой версии ФГОС закреплено понятие «функциональная грамотность» как один из показателей качества образования. Это способность школьников решать учебные и жизненные задачи. Тем самым обучение ориентируется на практику и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
В том же стандарте говорится о вариативности — разработке индивидуальных учебных планов в соответствии со способностями и запросами учеников. Обязательно нужно учитывать возрастные особенности: социальный опыт и понимание контекстов в 1 и 9 классе сильно отличаются, а соответственно, и форматы заданий тоже.
Разнообразить и сделать образовательный процесс персональным помогают индивидуальные рабочие листы.