Мастер-класс «Применение активных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции на учебном занятии английского языка»
Мастер-класс
для преподавателей английского языка ПОО СПО
«Применение активных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции на учебном занятии английского языка»
Разработчик:
Пономарева Алёна Ивановна – преподаватель иностранных языков ОГБПОУ УППК
Цель мастер – класса – предоставление наиболее результативных вариантов использования активных методов обучения для формирования коммуникативной компетенции на учебном занятии английского языка.
Задачи мастер-класса включают:
распространение опыта применения активных методов обучения на разных этапах учебного занятия для совершенствования устной речи;
совместная отработка активных методов обучения;
рефлексия участниками мастер-класса и собственной деятельности на мастер-классе.
Целевая аудитория мастер-класса: преподаватели английского языка ПОО СПО
Ход мастер-класса
В условиях реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования преподаватель иностранного языка нацелен на достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Если мы обратимся непосредственно к предметным результатам, то основным является сформированность умения коммуникативной иноязычной компетенции. На выпуске студент должен обладать пороговым уровнем владения английским языком, что позволит ему общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и представителями других стран, которые используют этот язык как средство общения.
Для вовлечения обучающихся в учебную деятельность на занятии, а, следовательно, и в коммуникативную я использую современные технологии и методы обучения. Основываясь на личном опыте, наиболее эффективными считаю активные методы обучения. Они способствуют развитию видов речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование. Сегодня я более подробно хочу остановиться на говорении, так как конечным результатом обучения на занятиях английского языка является погружение обучающихся в иноязычную языковую среду.
Активные методы обучения широко применяется мной на учебных занятиях английского языка на все стадиях обучения: вызова, осмысления, рефлексии.
Более подробно мне хотелось бы остановиться на двух активных методах обучения, которые способствуют более полному погружению обучающихся в коммуникативную деятельность: «brainstorming» и брифинг.
Мозговой штурм (мозговая атака, «brainstorming») – широко используемый способ продуцирования свежих идей для решения научных и практических проблем. Его основная цель – организация совместной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных линий решения проблемы.
Благодаря методу «brainstorming» в памяти закрепляются слова и выражения, убирается языковой барьер, развивается творческое и ассоциативное мышление. Данный метод целесообразно использовать при изучении новой темы на начальном этапе, так как применения мозгового штурма показывает какими лексическими единицами, речевыми оборотами и грамматическими структурами обучающийся уже владеет и на что еще нужно обратить внимание.
Существуют различные вариации проведения мозгового штурма, наиболее часто используемые – игровой штурм в форме игры-соревнования. Данный вид мозгового штурма позволяет разрядить атмосферу, в ней присутствует веселье в сочетании с конкуренцией, где не может быть проигравших. Использование ролевого мозгового штурма позволяет обучающимся вжиться в роль и рассматривать решение проблемы с точки зрения своего персонажа. Обучающиеся делятся на небольшие группы: генераторы идей, критики, аналитики, которые решают определенные проблемы. Участники групп по очереди высказывают свои предположения, которые могут быть даже фантастическими, совместно обсуждают и предоставляют результат.
Брифинг (от английского «brief» краткий) – краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу в режиме одного диалога, где ответы следуют сразу. Здесь обучающимся предлагается разыграть пресс-конференцию, где один приглашенный и зрители, которые задают ему вопросы по изучаемой теме.
В качестве примера рассмотрим применение метода «brainstorming» и брифинг по теме «Ecological problems», которая изучается на первом курсе по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
При проведении занятия по данной теме были сформулированы следующие цели:
обучения: пополнить лексический материал по теме «Ecological problems», научиться строить грамматически правильное аргументированное высказывание на английском языке;
развития: способствовать развитию критического мышления и способности логически излагать свое мнение, систематизировать, анализировать и обобщать на английском языке полученную информацию.
воспитания: способствовать развитию умения работать в команде, отработать навыки публичного выступления на английском языке.
Тип учебного занятия: дискуссия
Методы обучения: «brainstorming» (игровой/ролевой мозговой штурм); брифинг.
В начале учебного занятия обучающимся предлагается поработать в парах и ответить на вопросы пресс-конференции:
-Are you interested in ecological questions?
-What do you think is the most important ecological problem?
-What do you do to preserve natural resources?
-Should we use public transport more?
Здесь могут быть разные ответы, в ходе которых преподаватель внимательно отслеживает лексическую и грамматическую базу для дальнейшего ее пополнения с выходом на новый, более сложный коммуникативный уровень.
С целью пополнения словарного запаса обучающимся предлагается ответить на вопрос в режиме одного диалога, используя следующие выражения:
Talk about how we can save our nature using the following prompts.
At present…in danger.
People depend on…
To save our planet we must…
To save nature resources I… (don’t let the water run while rinsing or when washing dishes by hand, use the blank sides of used paper…)
I would like/I wouldn’t like to take part in…because…
Затем обучающиеся делятся на две группы и готовят ролевую игру. Причем распределение ролей ложиться на самих студентов, преподаватель лишь предлагает обыграть данную ситуацию в форме ток-шоу и выбрать необходимый материал (журналы, газеты, статьи, фотографии, плакаты, видеофрагменты, аудиозаписи и другое), который понадобиться для создания атмосферы реальности и ментальных карт.
The environment is the hot topic these days, and there is a lot of information about what is wrong and what we can do about it. In your groups make up a list of global environmental problems and propose your ways of solving them. Illustrate your material with convincing pictures.
В результате проведения учебного занятия обучающиеся должны высказывать свою точку зрения и отстаивать ее на английском языке в объеме не менее 10 предложений, содержащих вводные конструкции. Использовать грамматически правильно построенные предложения для выражения своего аргументированного мнения. Воспринимать на слух англоязычную речь и извлекать из услышанного необходимую информацию.
До начала учебного занятия, обучающиеся уже владеют лексическим минимумом по изучаемой теме и основными грамматическими структурами. В ходе занятия студенты пополняют свой лексический запас разговорными клише и применяют их при создании аргументированных высказываний по теме.
Таким образом использование метода «мозговой штурм» и «брифинг» вносит в учебное занятие элемент погружения в языковую среду, где каждый обучающийся включен в коммуникативную деятельность, что является основной целью занятия.
Практический блок
В практической части, я предлагаю вам на основе предложенного материала обсудить ваши личные способы экономии природных ресурсов (Discuss your personal ways of saving natural resources). После обсуждений представьте их в виде ментальных карт.
Уважаемые коллеги!
Прошу вас оценить мастер-класс.
Оценка производится следующим образом: мишень разделена на 4 области, вам необходимо оценить от 2 до 5 баллов, поставив в каждой области точку. Выберите ту, которая отражает ваше отношение к проведенному мастер-классу.
«Рефлексивная мишень»