Урок математики «Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях алгебраических дробей» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Журкина Алена Владимировна
8 класс
Тема урока. Применение формул сокращенного умножения в преобразованиях алгебраических дробей.
Цель урока: повторить технику применения формул сокращенного умножения в ходе преобразования дробей.
Задачи урока:
Повторить и закрепить знания по теме «Формулы сокращенного умножения»;
Развивать познавательный интерес к предмету;
Формировать умение преодолевать трудности при выполнении заданий;
Формировать навыки самоконтроля; аналитической деятельности;
Готовить учащихся к региональному экзамену; ГИА.
Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютерная презентация
Приложение1
PPT / 3.16 Мб
), раздаточный материал, магниты для доски.
Формулы и методы обучения: фронтальный опрос; групповая работа; самостоятельная работа; игра.
Методы обучения: словесный, наглядный; частично-поисковый; метод учебной работы по применению знаний на практике; метод проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Ход урока:
1.Организационный: готовность учащихся к уроку;
Деятельность учителя: создание комфортной рабочей обстановки, мотивация к организованному началу урока.
Деятельность ученика: проверка готовности рабочего места к уроку, настрой на успешную работу.
2.Актуализация опорных знаний.
-
Проведем математическую разминку.
-
42 , 72 , 12 , 52 , (-2)2 , 82, (-3)2 (Слайд)
Чему равно произведение чисел 3 и 5 (15), 6 и 4 (24), 7 и 2 (14)
Чему равно удвоенное произведение чисел 4 и 3 (24), 5 и 3 (30), 3 и 2 (12)
В выражении x+6 назовите первое слагаемое, квадрат второго слагаемого (слайд)
В выражении a – 15 назовите первое выражение, второе, удвоенное произведение этих выражений (слайд)
-
Слайд. Посмотрите на экран. Какие выражения вы там видите? Как называют такие формулы? Тема нашего занятия «формулы сокращенного умножения в преобразованиях алгебраических дробей»
Повторим их:
a2 – b2=(a – b)(a+b) (Слайд.)
Слайд. Например: 25 – b2, 62 – c2
□2 – x2 = (8+x)(8 – x), □ - ?
□ - © = (3+y)(3-y), □ - ?, © -?
= a2 – 2ab+b2 (слайд)
Например: (y – x)2 (6+p)2 m2+2mn+n2= 1+2p+p2= y2 – 4y + 4=
a2 – 2ab + ∆ = (a ? b), ∆- ? 25+ xy+⌂2 = (⌂+y)2, ⌂ - ?, - ?
3. Работа в группах. А теперь устроим небольшое соревнование – у вас на партах лежат ответы на задания, написанные на доске. Каждая группа должна найти ответ и повесить его к примеру на доске.
x2- y2=
x2+2xy+y2=
1+2x+x2=
1-x2=
p2-49=
(x-2)2=
y2-16=
(x-2)(x+2)=
Одна карточка лишняя 49-р2
4. Работа в тетради. Рассмотрим пример, где применяются формулы сокращенного умножения.
Записали в тетрадь число и пример № 1. – Сократить дробь
Пример 1.
Какую формулу сокращённого умножения вы здесь видите? Как расписать на множители?
Ещё один пример.
Пример №2.
Какую формулу сокращённого умножения вы видите здесь?
=
Примеры рассмотрели, а теперь подобный пример решите в тетради самостоятельно. (слайд)
Проверим, если правильно поставите + рядом. (слайд)
Сократите дробь.
I вариант. II вариант.
Проверка на слайде. Если верно – поставить +.
5. Это были примеры действия с одной дробью. Рассмотрим примеры, где выполняется умножение или деление дробей.
Пример №3. .
Диалог учителя с учениками.
Какое действие стоит между дробями?
Как умножить дробь на дробь?
Какой общий множитель у числителя первой дроби?
Какая формула сокращенного умножения стоит в знаменателе второй дроби?
Изменим действие на деление.
Пример №4.
Диалог учителя с учениками.
Как разделить дробь на дробь?
Какая формула сокращенного умножения применяется?
Выполнить в тетради ещё пример.
I вариант. II вариант.
Проверка на слайде. Если верно – поставить +.
6. Подведение итогов. Блиц опрос (математический диктант).
Посмотрите на экран. Мы повторяем формулы сокращённого умножения.
Какие формулы? Проверим? Я называю формулу, а вы запишите её номер. (слайд)
Будьте внимательны, некоторые формулы видны не сразу:
1. a3 + b3 Квадрат суммы двух выражений
2. (a - b)2 Разность квадратов двух выражений
3. a2 - b2 Квадрат разности двух выражений
4. a3 – b3 Произведение разности двух выражений на их сумму
5. (a + b)2 Квадрат первого выражения плюс удвоенная сумма 1 и
2 выражений
6. (a – b)3
7. (a + b)3
Проверьте правильность своих ответов. (5 3 2 3 5)
Если правильно, поставьте «+»
7. Рефлексия. Поднимите руку у кого 3 «+» , 2 «+», 1 «+»
8.Домашнее задание. Сборник для подготовки к экзамену, задание №12 (6 примеров)
Наше занятие окончено. Спасибо всем за работу на уроке.