«Применение кейс-технологии как средство повышения мотивации изучения математики».
Система работы Ивановой Анастасии Андреевны
по методической теме «Применение кейс-технологии как средство повышения мотивации изучения математики».
В 2023-2024 учебном году МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» работает по методической теме «Создание образовательного пространства, обеспечивающего всестороннее развитие учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий».
Тема самообразования: Применение кейс-технологии как средство повышения мотивации изучения математики.
Цель: активизировать учебный процесс через повышение мотивации учащихся к предмету путем применения учебных знаний в жизненных ситуациях.
Задачи:
1. Формирование и развитие математической грамотности на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения;
2. Развитие функциональной грамотности и познавательной самостоятельности;
3. Развитие интереса к изучаемому предмету.
Предполагаемые результаты:
1.Формирование у обучающихся положительного отношения к предмету, понимание необходимости учения, повышение мотивации.
2. Развитие умения формулировать логические умозаключения;
3. Повышение качества преподаваемых предметов.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на МО, педагогических советах, семинарах, форумах, публикации материалов, участие в конкурсах и др.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная.
Кейс-технология - это метод обучения, который использует изучение конкретных случаев или кейсов для развития математических навыков у учащихся. Этот подход позволяет обучающимся видеть практическое применение математических концепций и решать реальные проблемы, что способствует их более глубокому пониманию предмета.
Индивидуальный план
№ | Содержание работы | Источники самообразования | Срок выполнения | Ожидаемый результат |
Профессиональное направление | ||||
1 | Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической (интернет) литературой по теме самообразования. | Методическая литература, интернет-ресурсы | Сентябрь | Определение темы самообразования. Составление индивидуального перспективного плана самообразования. Повышение качества преподавания предмета «Математика» |
2 | Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими развитию функциональной грамотности у учащихся | Методическая литература, интернет-ресурсы. | Сентябрь | Разработка новых форм, приемов обучения и воспитания. |
3 | Повышение квалификации на курсах | Курсы ПК | В течение года | Удостоверение. Свидетельство |
4 | Разработка рабочих программ по предметам и курсам внеурочной деятельности | Методическая литература, примерные образовательные программы, интернет-ресурсы. | Август | Рабочие программы, публикация. |
Психолого-педагогическое направление | ||||
1 | Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики. | Научно-популярная литература, интернет-ресурсы, курсы | В течение года | Улучшение психологического климата в коллективе. |
2 | Проведение диагностического исследования по теме самообразования (Мотивация учащихся и качество образования в экспериментальных классах и в классах с применением традиционных технологий) на параллели 5 классов. | Методическая литература, периодические издания, интернет-ресурсы. | Октябрь, март | Результаты диагностического исследования, принятие действий, направленных на решение проблемы по теме |
3 | Проведение формирующего эксперимента, анализ результатов (если такое проводилось). | Методическая литература, периодические издания, интернет-ресурсы. | В течение года | Анализ результатов исследования, доклад МО. |
Методическое направление | ||||
1 | Знакомство с новыми формами, методами и приемами обучения. | Посещение уроков, мастер-классов, семинаров, литература | Сентябрь-октябрь | Анализ и самоанализ уроков. |
2 | Участие в методической работе школы | Заседания, совещания, методические декады и др. | В течение года | Активное участие |
3 | Участие в работе педагогических советов | Педагогические советы. | В течение года | Руководитель. |
4 | Участие в работе педагогов-наставников, школы педагогического мастерства | Семинары, конкурсы и др. | В течение года | Участник, слушатель и др. |
Информационно-компьютерные технологии | ||||
1 | Изучение ИКТ-компетентностей и их внедрение в учебный процесс | Интернет-ресурсы, мероприятия по обмену опытом | В течение года | Выступление на МО |
2 | Создание мультимедийных презентаций, видеороликов | Интернет-ресурсы, мероприятия по обмену опытом | В течение года | Создание публикаций |
Охрана здоровья | ||||
| Использование в образовательном процессе здоровье сберегающих технологий | Методическая литература, интернет-ресурсы. | В течение года | Разработка эффективных физкультминуток, проведение экскурсий, походов. |
2 | Повышение уровня здоровья, эстетического и нравственного развития учащихся. | Методическая литература. | В течение года | Экскурсии, классные мероприятия. |
Результаты динамики проведённых исследований
Чтобы наблюдать за динамикой качества и мотивацией, учащимся предложено проверять их математическую грамотность с периодичностью 1 раз в месяц на сайте независимой проверки функциональной грамотности обучающихся. Работу учащиеся выполняли в группах, равных по силам.
класс | участник | Сумма баллов сентябрь 2023 | Сумма баллов март 2024 | Процент выполнения сентябрь 2023 | Процент выполнения март 2024 | Уровень сформированности ФГ, сентябрь 2023 | Уровень сформированности ФГ, март 2024 |
5 «В» | Работа 1 | 0 | 3 | 0% | 60% | Ниже базового | базовый |
Работа 2 | 1 | 2 | 25% | 40% | Ниже базового | Ниже базового | |
Работа 3 | 0 | 2 | 0% | 40% | Ниже базового | Ниже базового | |
Работа 4 | 0 | 2 | 0% | 40% | Ниже базового | Ниже базового | |
Работа 5 | 0 | 1 | 0% | 20% | Ниже базового | Ниже базового | |
Работа 6 | 1 | 3 | 25% | 60% | Ниже базового | базовый | |
Работа 7 | 3 | 5 | 75% | 100% | Выше базового | Выше базового | |
Работа 8 | 3 | 5 | 75% | 100% | Выше базового | Выше базового | |
Работа 9 | 0 | 1 | 0% | 20% | Ниже базового | Ниже базового | |
Работа 10 | 0 | 3 | 0% | 60% | Ниже базового | базовый | |
Работа 11 | 0 | 1 | 0% | 20% | Ниже базового | Ниже базового | |
Работа 12 | 0 | 3 | 0% | 60% | Ниже базового | базовый |
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что уровень сформированности функциональной грамотности школьников 5 «в» класса незначительно изменился в лучшую сторону. Процесс медленный, о чем говорит постепенное улучшение результатов. 4 пары учащихся (33% от общего количества) улучшили свои навыки решения задач по математической грамотности за 6 месяцев. 2 пары ребят (17%) достигли максимального уровня, что, безусловно, повысило их мотивацию, и говорит о том, что необходимо усложнять материал для данных учащихся.
Эмпирическое исследование уровня мотивации школьников на уроке математики проводилось в виде анкетирования в два временных промежутка. Для чистоты эксперимента, в нем принимали участие те же учащиеся, что и в первом анкетировании. Это 24 ученика 5 «В» класса. В обоих исследованиях анкета имела один вид (Приложение 2). Анкета состоит из 6 вопросов: одного открытого вопроса и пяти – закрытого типа.
На первый вопрос в 5 классе подавляющее большинство респондентов ответили, что им нравятся уроки математики -77%; 33%-не нравятся, во втором опросе количество тех, кому стали нравиться увеличилось на 10%.
Во втором вопросе учащиеся выделяли тот вариант ответа, который характеризует цель их обучения. Наиболее часто выбираемые ответы в классе: «то, чему я учусь, полезно для меня»; «мне нужна профессия». Но также среди учащихся 5 класса был распространен ответ: «если я буду плохо учиться, у меня возникнут проблемы» - это значит, что в 5 классе ученики больше нуждаются в поддержке учителя и создании ситуаций успеха.
На вопрос открытого типа ученики предпочитают проведение обычного урока, так как он «более полезен», и они «получат больше знаний». Также учащиеся рады уроку-игре («любят головоломки», «больше информации будет легче усваиваться», «интереснее») и уроку-кейсу («будем больше рассуждать»).
На вопрос: «Часто ли у тебя бывает такое, что ты ничего не понимаешь на уроках математики?», в начале года 46% респондентов 5 класса ответили, что часто сталкиваются с трудностями на уроке математики; 31% - иногда; 8% - всегда; через полгода количество тех, кто всегда не понимает уменьшилось на 5%, и возросло количество тех кому иногда не понятно.
Таким образом, из приведенного анализа эмпирического исследования учащихся 5 класса, мы можем, объединив результаты сделать следующие выводы:
Присутствует заинтересованность в изучении данного предмета;
Большинство ребят любят уроки математики;
По форме проведения все учащиеся больше всего предпочитают обычные уроки математики, но, тем не менее, многие отвечают, что не против проведения других видов уроков почаще.
Использование кейс-технологии в учебном процессе помогает учащимся развивать аналитическое мышление, умение применять математические знания на практике, улучшает их коммуникативные навыки, а также повышает мотивацию изучения математики. Кроме того, такой подход к обучению может быть более захватывающим и мотивирующим для учащихся, поскольку они видят, как математика может быть применена в реальной жизни. Примеры задач-кейсов, реализованных в процессе работы над темой, представлены в приложении. Таким образом, кейс-технология становится эффективным средством улучшения математических навыков учащихся и помогает им лучше понять и запомнить материал на практике.
Методическая база для организации работы по теме самообразования:
Сидоров С.В., Басаргина О.О. «Кейс-технологии как средство развития познавательных интересов обучающихся»: статья, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск, Курганская область, Россия.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. Пос. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Устинова Т.Б. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы// Фестиваль педагогических идей. URL: http://festival.1september.ru/articles/512028/
Интернет – ресурсы:
https://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования
http://www.docme.ru/doc/173511/kejs-tehnologii-v-obrazovanii Кейс технологии в образовании
http://pedsovet.su/metodika/6389_metodika_keysovogo_obuchenia Кейсовое обучение в школе: виды кейсов и рекомендации по использованию метода.
Приложение 1
Задания-кейсы по математике в 5-6 классе:
В 2024 году в нашей школе планируется открыть «Точку роста». Для этого надо выделить специальное помещение. Площадь классов должна быть не менее 40 м. кв. Удовлетворяет ли этому условию кабинет химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»? Если нет, то подойдет ли данный кабинет с учетом лаборантской?
Скоро любимый праздник для детворы Новый год. Андрей решил подарить маме календарь на 2024 год, сделанный своими руками. Он хотел бы смастерить его необычным, объемным. Но не может выбрать какой именно фигурой он будет. Не смогли бы вы помочь Андрею подобрать и показать ваши варианты?
У Алисы скоро день рождения. Она хочет пригласить к себе подруг на чаепитие и угостить их домашним тортиком, который испечет сама, но сомневается, хватит ли ей 500 рублей. Торт она будет делать по следующему рецепту: для коржей надо пять яиц, две пачки сметаны по 200 грамм, сахара -300 грамм, ванилин -1 пачку 10-15 грамм, щепотку соли (соль у неё есть дома) и полкилограмма муки высшего сорта. А для крема ей нужна банка сгущенки в 350-400 грамм и одна пачка сливочного масла в 200-250 грамм. Не могли бы вы помочь Алисе найти ответ на интересующий её вопрос? (Продукты покупаются в ближайшем магазине).
Родители Кости решили сделать ремонт в его комнате. Они хотят обклеить её новыми обоями. Размеры комнаты 3 м на 4м, высота потолков два метра. Сколько рулонов обоев им надо купить, если ширина их 50 см, а длина одного рулона 10 м. И в комнате мальчика есть дверь размерами 1 м на 2 м. и окно размерами 2м на 1м 50 см. Мама с папой попросили мальчика самого найти ответ на этот вопрос. Сможете ли вы помочь Косте?
У Артёма есть младший брат, которого он очень любит и хочет сделать ему подарок на Новый год. Он решил своими руками из бумаги сделать объемную ёлочку. Но как это сделать? Кто может помочь?
Папа Ангелины решил в доме на полу постелить вместо ковролина ламинат. Дом внутри имеет размеры 8 м на 8 м 50 см. Одна ламинатная доска имеет размеры 1м на 25 см и продается в упаковках по 20 штук. Сколько упаковок необходимо купить семье для ремонта?
Женя решила над рабочим столом повесить панно, сделанное своими руками. Она хочет на листе от остатков обоев наклеить различные геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Но сделать это надо очень красиво и эстетично. А вам не хочется такое панно сделать самим?
Главный атрибут нового года, конечно ёлка. В нашем кабинете нет места, для того чтобы поставить большую елку, но мы можем поставить маленькую искусственную, но при условии, что на елке должны быть нестандартные, безопасные игрушки. А вы смогли бы сами украсить ёлку, имея только бумагу, ножницы, клей, математические знания и богатую фантазию?
5-классник Гера мечтает стать фермером. Для проверки своих сил он попросил у родителей в огороде выделить ему небольшой участок. Мама с папой охотно согласились и обещали ему дать весной 2 сотки земли и выделить ему посадочный материал. Мальчик задумался, что ему посадить: картошку, морковь, лук или свеклу. Средняя урожайность овощей в огороде примерно такая: картофель – 27 кг /м кв. ; Морковь- 19 кг/м.кв; лук- 14 кг /м.кв.; свекла- 18 кг /м.кв. А цены на рынке за эти овощи в среднем такие: картофель - 25 р/кг, морковь -34 р/кг, лук-39 р/кг, свекла- 28 р/кг. Что же посадить Герману и какую максимальную прибыль он может получить за работу на своем участке?
Влад любит математику и поэтому дверь в свою комнату он решил задекорировать узором из геометрических фигур. У него масса идей, как нарисовать этот узор. А у вас есть предложения как это можно сделать?
Приложение 2
Уважаемый учащийся! Просим ответить на вопросы анкеты. Исследование проводится анонимно. Результаты исследования будут использоваться только в научных целях. Подчеркни выбранный ответ. 1.Тебе нравится урок математики в школе? -да -нет -воздержусь от ответа -то, чему я учусь на уроке математики, полезно для меня; -мне нужна профессия, для которой важно знать математику; -обычно я успешен в обучении, а успех повышает мою самооценку; -если я буду хорошо учиться по математике, я получу одобрение учителя, родителей, одноклассников; -то, что я изучаю по математике, мне интересно; -мне нравятся задания на уроке математики. 3. На какой из предложенных уроков по математике ты бы ходил с большим желанием? (рядом напиши почему) -обычный урок_____________________________________________ -урок-игра_________________________________________________ -урок-беседа_______________________________________________ -урок-соревнование_________________________________________ -урок-презентация__________________________________________ -урок решения кейсов_______________________________________ -предложи свой вариант_____________________________________ -всегда -часто -иногда -редко -никогда -Да -Нет 1 2 3 4 5 Класс_________ Спасибо за участие! | | | |