Статья «Применение онлайн-калькуляторов при изучении математических дисциплин студентами ССУЗа»
Применение онлайн-калькуляторов при изучении
математических дисциплин студентами ССУЗа
преподаватель ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Е.А. Шмакова
В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
В связи с этим перед преподавателем математики колледжа стоит задача реализации профессиональной направленности обучения студентов. На этой основе могут быть сформулированы следующие цели:
- расширить представление студентов о применении математического аппарата в специальных дисциплинах
- сформировать умение строить математические модели для встречающихся явлений, используя для этого математический язык.
- активизировать стремление студентов к совершенствованию своей математической подготовки для успешного изучения специальных дисциплин и получения профессиональных навыков.
Считаю, что процесс обучения на этом этапе достигает поставленных целей при выполнении следующих условий:
1) содержание теории представлено как целостная теория со своей системой базовых знаний;
2) работа преподавателя обеспечивает формирование навыков эвристического, прогностического мышления в системе умений и навыков усвоения целостных математических теорий;
3) в единстве с проблемно-поисковым методом увеличивается удельный вес информационного изложения, когда совокупность проблемных вопросов создает ситуации поиска теоретических обобщений, прогнозирование возможностей их применения для описания различных процессов;
4) преподаватель требует от студентов не только целостного воспроизведения изучаемой теории, но и перспектив ее применения для описания процессов и устройств, которые им придется изучать в спецдисциплинах;
5) преподаватель стимулирует восприятие математики как дисциплины профессионально-значимой.
Опыт показывает, что студенты часто усваивают предмет абстрактно, не воспринимая математику как аппарат решения профессионально значимых задач. Отсюда и весьма ограниченное представление о сфере приложений.
Чтобы избежать таких рассогласований в общей системе подготовки специалистов насыщаю учебный материал задачами, примерами, показывающими широту применения дифференциалов, интегралов, дифференциальных уравнений и др.
Подключение всех образовательных учреждений России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех.
Меняется и роль преподавателя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока.
Он должен эффективно применять информационные технологии при обучении математики в колледже. Использование ЭОР в процессе обучения представляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности обучающихся.
ЭОР для преподавателя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо конспекты к урокам; применять практически ежеурочно контролирующие тесты или модули, избавляя себя от долгих проверок; выставление объективных оценок (их выставляет компьютер).
ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.
Например, построение графиков функций с помощью графических калькуляторов значительно экономят учебное время, дают возможность на уроке увеличить число решаемых задач (вместо 2-3 задач, решаются 5-7 задач, каждая следующая усложняется), а также сделать анализ (влияние коэффициентов на расположение графика функции).
При изучении элементов линейной алгебры рекомендую применение онлайн-калькуляторов с целью исключения вычислительной ошибки и проверки полученного результата, т.к. задания требуют усиленного внимания при переписывании в ходе решения. Например, при вычислении операций над матрицами порядка выше четвертого или при решении системы линейных уравнений, содержащей более четырех переменных и т. п. А также, например, если студент, решавший систему методом Крамера, замечает, что его ответы неверны, ему приходится пересчитывать все возможные определители, чтобы понять, где именно он допустил ошибку. Даже если студенты хорошо освоили теорию, легко сделать вычислительную ошибку, что может приводить к получению неверного ответа, а проследить, где ошибка, бывает тяжело. Этот процесс может занимать очень много времени, и иногда студент просто оставляет его нерешенным. В этом случае студенту предлагаю воспользоваться онлайн математическим калькулятором и перепроверить свои вычисления, сделать выводы и довести решение до конца. Математические онлайн-калькуляторы помогут сэкономить время студенту, которое он мог бы потратить на поиск той самой вычислительной ошибки, и довести решение до конца. А также в некоторых калькуляторах содержится теоретический материал, что будет полезно тем студентам, которые пропустили или что-то не усвоили по изучаемой теме.
Мои студенты используют калькулятор с сайта https://www.kontrolnaya-rabota.ru/s/, который позволяет успешно перепроверить решённые дома задачи как из алгебры, геометрии, математического анализа, теории вероятностей и математической статистике. Весь процесс решения подробно описывается с указанием промежуточных значений на каждом этапе, что легко позволяет определить, в каком месте студент сделал вычислительную ошибку. Преимущество данного сайта состоит в том, что он очень прост в использовании и здесь можно найти калькуляторы на любые случаи жизни.
Изучение теоретических основ стереометрии большинству студентов дается довольно трудно. Это объясняется тем, что у большинства обучающихся имеются пробелы в знании аксиом и теорем, а также слабо развито пространственное воображение. Последнюю проблему возможно решить с применением
Лаборатории «Стереометрия», содержащую интерактивные шаблоны для создания 3D моделей пространственных фигур, интерактивные задания на построение сечений многогранников, представленных своими 3D моделями, и сопровождающие их интерактивные примеры с элементами исследовательской деятельности, а также занимательные головоломки.
Трудоемкие и кропотливые вычисления у студентов при изучении дисциплины «Численные методы». Работа с сайтом https://math.semestr.ru/optim/computational-mathematics.php значительно облегчает эту задачу.
При этом важно заметить, что использование математических онлайн- калькуляторов – это не способ переложить выполнение задания, а является только одним из средств, позволяющих успешно усвоить дисциплину «Математика». Применение математических онлайн- калькуляторов не заменяют преподавателя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Таким образом, грамотное использование мультимедиа ресурсов создает условия для успешной учебы, позволяет оптимизировать работу, повысить мотивацию в изучении дисциплины «Математика» и, как следствие, повысить качество знаний по данной дисциплине.
Список литературы
Бакирова А.Ю. Методика преподавания математики. Учебное пособие. – Т., 2007.
Дяченко С.И. Мотивация изучения «Математики» студентами нематематических специальностей / С.И. Дяченко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2008. – №1. – С. 205–210
Педагогика профессионального образования / под ред. В.А. Сластенина. М., Academa, 2004.
Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: Пособие для учителей, методистов педагогических высших учебных заведений. М.: «Флинта», 1998.
Харламова И.Ю. Мотивация к изучению математических дисциплин у студентов гуманитарных специальностей / И.Ю. Харламова // Математика. Компьютер. Образование: сб. научных трудов ХV Международной конференции / под ред. Ризниченко. – Т. 1. – М.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2008. – 302 c.
Интернет ресурсы