Статья «Применение цифровых инструментов на уроках географии во время дистанционного обучения и не только»

Применение цифровых инструментов на уроках географии во время дистанционного обучения и не только
Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования учителям необходимо внедрять и активно использовать новые, инновационные методы и инструменты в процессе обучения.
Цифровые ресурсы и инструменты позволяют решить поставленные перед школой задачи. Применение цифровых образовательных ресурсов дает возможность расширить рамки учебника, углубить знания обучающихся, проиллюстрировать учебный материал, что делает учебный процесс более содержательным и по-настоящему интересным.
Применение информационных компьютерных технологий с использованием ЦОР на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и открывает новые возможности для развития творческих способностей обучающихся.
В своей педагогической деятельности ЦОР я использую непосредственно на уроках, для организации самостоятельной работы учащихся по географии, а также во внеурочной деятельности.
Для создания презентаций и подготовки к урокам пользуюсь материалами Интернет – ресурсов: Единая коллекция ЦОР- school-collection.edu.ru, Всероссийский интернет-портал - http://pedsovet.org/, приложение к изданию «1 сентября»- http://geo.1september.ru/, http://www.nationalgeographic.com/photography/,- интерактивные карты, размещенные на сайтах: http://map-site.narod.ru/russia-3.gif
http://www.gismeteo.ua/map/catalog/, http://intermapsite.narod.ru/rossiia/
и многие другие. Еще есть хорошее приложение Планета Земля. Это 3-д глобус. Можно за несколько секунд найти любое место на карте и даже прочитать про него. https://learningapps.org/ дает возможность создавать интерактивные упражнения, также много есть готовых - пазлы, хронологические ленты, кроссворды, филворды, которые можно использовать и на уроках, и во внеурочное время.
В условиях перевода школ на дистанционное обучение начала осваивать новые электронные ресурсы: Российская Электронная школа, Мобильное Электронное Образование, которые содержат очень хороший учебный материал в виде видеоуроков, интерактивных заданий, тестов. С целью контроля усвоения знаний по предмету я с учениками работала на высоко технологической аппаратно-цифровой платформе для школ «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru). Это действующий цифровой образовательный ресурс с базой из нескольких миллионов заданий по 13 предметам школьной программы, на которые легко зайти даже с мобильного устройства. Регистрация класса занимает немного времени. Использовала «ЯКласс» для отправки домашних заданий, проверочных и контрольных работ. Вся работа по подготовке и проверке домашних заданий и контрольных работ происходит в разделе «Проверочные работы». Ценность предложенных заданий и тестов в том, что они имеют множество вариантов с разными условиями. Каждому ученику выпадает свой вариант заданий. Если ребенок захочет решить задание еще раз, то ему выпадет уже другой вариант. Ответы на задания нельзя списать ни в Интернете, ни у соседа по парте. Можно ограничить количество попыток и время прохождения некоторых работ. Работа на данной платформе дает возможность учащимся подготовиться к контрольной работе, вернуться к теме любого школьного предмета, вспомнить и повторить темы, ранее изученные или изучить самостоятельно в случае отсутствия обучающегося на уроках, повторить теорию, изучить и закрепить алгоритм решения тех или иных учебных задач, получить мгновенную оценку своей работы, а учителю позволяет качественно и быстро проверять уровень знаний обучающихся и усвоение ими тем .
На протяжении длительного времени я со своими учениками работаю на платформе ГлобалЛаб, участвуя во многих проектах. Это позволяет грамотно и интересно организовать внеурочную работу. Благодаря работе в проекте «Температура воздуха», учащиеся проводили измерения температуры воздуха с разных сторон школы, температуру почвы на разных глубинах, влажность почвы. В процесс участия в проекте «Птицы на виду», ребята наблюдали за птицами, вели их подсчет, отмечали на карте их местонахождение. Выполняя задания проекта « История памятных мест», мы собрали богатый краеведческий материал о своем районе и городе, систематизировали годонимы. Интересными и познавательными были проекты «Водные ресурсы России», «Как человек использует растения». Регулярно обучающиеся принимают участие в Международных научных марафонах. Создатели ГлобалЛаб предлагают участникам самим принять участие с создание марафонов. ГлобалЛаб – очень полезный интернет-ресурс для всех, кто интересуется исследованиями. Ведь учёба не только ради учёбы, но и для удовлетворения научного любопытства, ради возможности применить полученные знания в реальной жизни. ГлобалЛаб проводят и вебинары для учителей, что позволяет повышать квалификацию, не выходя из дома.
Таким образом, цифровые образовательные ресурсы открывают новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями, делают уроки красочными и насыщенными, позволяют разнообразить внеурочную деятельность.