Статья «Применение техники оригами в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ОРИГАМИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На данный момент во всех дошкольных образовательных учреждениях страны действует принцип междисциплинарной интеграции, что отвечает за активное взаимодействие всех имеющихся видов непосредственно образовательной деятельности.
Математическое развитие современных дошкольников предполагает взаимосвязь его содержания со всеми образовательными областями (ФГОС ДО): познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой и физической [4].
Безусловно, область «Познавательного развития», в которую входит формирование элементарных математических представлений, интегрируется с образовательной областью «Художественно-эстетического развития». Это делает возможным развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Изобразительная деятельность направлена на реализацию самостоятельной творческой деятельности ребенка-дошкольника. Она включает в себя следующие виды продуктивной деятельности, которые в свою очередь применяются как средство развития математических представлений [3]:
лепка – формосложение объемного изображения воображаемых или существующих объектов из пластичного материала (глины, пластилина, соленого теста);
рисование – передача зрительных образов на плоской поверхности с помощью цветных и простых карандашей, цветных и восковых мелков, акварели);
аппликация – техника прикладывания и выстраивания узора или художественного изображения на бумажной основе из цветной или белой бумаги, цветного картона, газет, журналов, салфеток, ткани, природного материала и др.
При организации рисования во время комплексного занятия по развитию математических представлений педагог имеет возможность закреплять знания детей о форме предметов (вырезывание геометрических фигур по контору, сложение мозаики и др.), расположению их в пространстве (на листе бумаги, относительно друг друга и др.), сравнению их по размеру (большие, маленькие).
В процессе лепки дошкольникам необходима не только воссоздать объемное изображение воображаемого или существующего предмета, но и передать все его особенности и признаки (наличие или же отсутствие углов, проработать места соединения геометрических фигур, их мелкие детали и др.).
Отличным средством развития так же выступает и аппликации из геометрических фигур. Дошкольник закрепляет полученные знания об основных свойствах геометрических фигур и форм, учитывает их особенности и существенные признаки (наличие углов, объема, соответствие между ними, сравнение с реально существующими предметами и др.). В процессе ребята учатся не только объединять имеющиеся фигуры в группы по общим признакам, но и устанавливать различия в их практическом применении.
Все они хороши и активно используются педагогами дошкольных образовательных организаций. Однако, стремительно меняющаяся повседневная действительность заставляет перестраивать общественное сознание и менять тип профессионально педагогического мышления. Какими бы успешными они ни были, уходят в прошлое традиционные для большинства педагогов методы и приемы обучения, хоть и остаются базовыми источниками успешной репродуктивной деятельности, направленной на усвоение детьми необходимых знаний и истин.
Чтобы поспевать за общественным прогрессом и современными дошкольниками, быть с ними «на одной волне», а не вне ее, нужно постоянно обновлять свои знания, искать новые методы и технологии для активизации и мотивации подрастающего поколения.
Одним из средств развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста может выступать технология оригами. Оригами – это один из видов декоративно-прикладного искусства, древнего искусства складывания фигурок из бумаги. Он не предусмотрен ни федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), ни примерной основной образовательной программой дошкольного образования (ПООП ДО), ни федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО), а значит применяется педагогами крайне редко или не используется вообще в непосредственной образовательной деятельности. Результатом чего и является то, что дети в возрасте от пяти до семи лет не владеют техникой оригами.
Оригами – японское искусство складывание бумаги, состоит оно из двух слов: «ори» — сложенный и «ками» — бумага. Законченная «оригамская» фигурка называется моделью, техника ее складывания – проектом, а вот демонстрационные инструкции для этой самой модели – набором схем. Своей неповторимой уникальностью и необычностью в исполнении, оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов ДОО. Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач. Помимо развития мелкой моторики дошкольников, данный вид искусства благоприятно воздействует на развитие памяти и внимания.
История возникновения и развития техники оригами весьма обширна и разнообразна, потому оригами были поделены китайскими монахами на три основных вида: классический (складывание квадратного листа бумаги в фигуру), модульный (сборка сложных конструкций из отдельных деталей) и «кусудама» (сборка фигуры шарообразной формы) [1]. Дети старшего дошкольного возраста будут придерживаться самого простого в использовании вида оригами – «классического». Оно не требует от складывающего особого профессионального мастерства.
Различия существуют и в методах складывания самих фигурок: простой способ (предполагает работу с самыми простейшими складками), «Паттерн» (складывание фигурки согласно определенному чертежу, на котором будут отмечены все необходимые складки) и влажный способ (складывание фигурки по складкам, смоченных водой) [1]. Самым распространенным методом среди педагогов ДОО считается «простой способ». Он применяется в работе как с нормотипично-развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими ограниченные двигательные способности.
Детям нравится заниматься подобным видом деятельности, потому что в конце занятия их всегда будет ожидать определенная фигурка (модель). Готовая фигурка из бумаги − это не точная копия цветка, птицы или животного, а определенный образ. Однако, смотря на него, ребята все равно понимают, что перед ними рыбка, собачка, бабочка. В этом им помогают характерные черты и особенности, присущие объектам окружающей действительности.
Вместе с тем, в процессе складывания фигур из бумаги у детей осуществляется [7]:
формирование и пополнение математического словаря;
совершенствование трудовых навыков (убирать использованные инструменты по окончании работы, готовить заранее все необходимое);
воспитание аккуратности, усидчивости, сосредоточенности;
формирование умения читать и понимать чертежи и схемы;
развитие воображения, фантазии, сообразительности;
стимулирование творческой активности;
снятие нервного напряжения.
А теперь перейдем к рассмотрению математических представлений, которые могут быть закреплены с использованием техники оригами у детей 5-6 лет:
«Количество и счет» -
представление о счете – педагог просит подсчитать количество углов листа бумаги (квадрата, треугольника, ромба, прямоугольника);
представление о множестве (целом и его частях) – педагог просит сложить лист пополам по линии середины, чтобы получить другую фигуру; складывание листа бумаги на 2 части (треугольник, прямоугольник) и на 4 части (ромб, квадрат);
«Величина» -
представление о разных измерительных величинах (ширине, длине) – педагог просит сложить лист бумаги по вертикальной, горизонтальной или диагональной линии;
«Форма» -
представление о плоскостных геометрических фигурах и форме (квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, четырехугольнике) – базовой фигурой любой модели является квадрат; при сгибании вертикальных и горизонтальных линий получается прямоугольник, а при диагональных – ромб и треугольник; при складывании двух разных моделей педагог просит сравнить близкие по форме фигуры: квадрат и прямоугольник, ромб и треугольник;
«Ориентировка в пространстве» -
представление об ориентировке на листе бумаги (в клетку, на чистом листе) – согнуть квадрат по горизонтальной линии, а после по вертикальной, чтобы получить точку середины; просит соединить противоположные углы треугольника, чтобы найти диагональ фигуры; а также определить стороны листа (верх, низ, право, лево);
«Ориентировка во времени» -
представление о временных промежутках – «нам нужно успеть доделать фигурку до того, как младший воспитатель накроет на стол» или «вам нужно закончить свою фигурку быстрее, чем это сделаю я» и др.;
представление о последовательности событий и днях недели – подкрепление определенных действий временными интервалами, например, «оригами мы будем заниматься завтра/ занимались вчера», «оригами у нас в четверг, а сегодня только вторник» и др.
Рассмотрим несколько простых вариантов складывания моделей (фигур).
1 модель «Шкаф». Ход работы:
Располагаем квадратный лист бумаги перед собой так, чтобы нижняя сторона была параллельно линии стола («Ориентировка в пространстве»).
Складываем фигуру по вертикальной линии так, чтобы верхние углы соединились вместе так же, как и нижние («Величина» и «Ориентировка в пространстве»); проходимся несколько раз по линии сгиба пальцем.
Получившийся прямоугольник складываем аналогичным образом; проходимся несколько раз по линии сгиба пальцем.
Разворачиваем до исходного состояния и видим, что квадрат поделен на 4 прямоугольника («Количество и счет»).
Находим вертикальную линию квадрата по середине («Величина»).
Берем правый крайний прямоугольник и накладываем его поверх соседнего так, чтобы крайняя сторона квадрата соединилась с серединой («Ориентировка в пространстве»).
Аналогичную работу проводим с левой половиной.
2 модель «Конфетка». Ход работы:
Располагаем квадратный лист бумаги перед собой так, чтобы один угол фигуры смотрел на нас, а второй от нас в противоположную сторону («Ориентировка в пространстве»).
Складываем квадрат по горизонтальной линии так, чтобы верхний угол лег поверх нижнего («Величина» и «Ориентировка в пространстве»); проходимся несколько раз по линии сгиба пальцем.
Складываем получившуюся фигуру по вертикальной линии так, чтобы правый угол лег поверх левого («Величина» и «Ориентировка в пространстве»); проходимся несколько раз по линии сгиба пальцем.
Разворачиваем до исходного состояния и видим, что квадрат поделен на 4 треугольника («Количество и счет»).
Находим точку середины квадрата («Ориентировка в пространстве»); можно отметить ее карандашом.
По очереди тянем каждый из четырех углов к точке середины («Ориентировка в пространстве»); проходимся несколько раз по линиям сгиба пальцем.
Традиционная методика оригами носит наглядный характер и строится на подробном объяснении процесса складывания модели. Работа с детьми в старшей возрастной группе предполагает наличие трех этапов обучения. Первый этап предполагает наличие игровых ситуаций в стихотворной форме. Дети знакомятся с международными условными знаками и приемами складывания бумаги. После же отрабатывают их на практике в процессе создания простейших фигур. На втором этапе дети учатся соединять несколько простейших фигур в одну, а также дополнять одну большую композицию фигурками поменьше. На третьем, завершающем этапе, дети включаются в самостоятельное конструирование. Дошкольники учатся находить нестандартные решения поставленных задач [6].
В помощь педагогом дошкольных образовательных организаций были созданы авторские методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Оригами» [2; 5]:
заготовки для детей стоит подготавливать заранее до начала занятия, причем их должно быть больше общего количества детей в группе;
никакого монолога во время учебно-познавательного общения, диалог взрослого и ребенка нужно строить таким образом, чтобы он делился своими мыслями и аргументировал их во время описания своих действий или составления рассказа по фигурке;
максимум своего внимания стоит уделять отстающим детям для того чтобы своевременно оказать необходимую помощь и исправить ошибки;
вся работа во время процесса сборки фигурки строиться по принципу «согнул-повтори», все действия воспитателя должны сразу же дублироваться детьми; после сборки фигурки вместе с воспитателем, детям стоит дать время повторить туже фигурку, но уже самостоятельно, без помощи взрослого.
А теперь определим необходимые условия, при которых развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием оригами будет проходить более успешно [6; 7]:
должна учитываться интеграция оригами с другими видами деятельности (игрой, математикой, развитием речи и др.);
главной целью комплексного математического занятия с применением оригами будет является не целенаправленное получение новых математических знаний, а вклад в умственное развитие ребенка;
перед началом и в середине каждого занятия должна проходить как пальчиковая, так и зрительная гимнастика;
необходимо поддерживать эмоциональное благополучие детей на протяжении всего занятия (обеспечение внимания всем детям в группе, отсутствие негативных воздействий на детей, признание их прав на самостоятельность);
необходимо использовать методы общепедагогического положительного влияния (закрепление веры в успех, создание ситуации успеха, словесное поощрение достижений);
для усвоения и закрепления необходимых умений эффективнее всего применять подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми;
следует развивать системную взаимосвязь с родителями воспитанников (открытые занятия с участием родителей, совместные домашние задания, тематические конкурсы и праздники);
стоит запастись основными (хорошо сгибаемой бумагой разных цветов) и дополнительными (клеем ПВА, кисточками из натурального ворса, ножницами с закругленными концами) канцелярскими принадлежностями.
Таким образом, можно сказать, что в процессе интегрированных занятий с применением оригами усвоение и закрепление математического материала детьми старшего дошкольного возраста будет осуществляться наиболее эффективно. Дошкольники в силу своих возрастных возможностей и особенностей лучше усваивают информацию, которая доступна для сенсорного восприятия, т.е. показана наглядно. А главной целью комплексного математического занятия с применением оригами будет является не целенаправленное получение новых математических знаний, а вклад в умственное развитие ребенка. Именно поэтому изучение и применение оригами в дошкольной образовательной организации, и в первую очередь, в старшей дошкольной группе, является актуальным.
Список используемых источников:
Азаренко, М. Краткая история возникновения оригами для детей: базовые формы и виды / Михаил Азаренко. – Текст : электронный // MIAZAR : [сайт]. – 2020. − URL: https://miazar.ru/origami/yaponskoe-iskusstvo-origami-informatsiya-dlya-detey-i-skhemy-bazovykh-form/ (дата обращения: 07.03.2023).
Величкова, И. О. Методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Оригами» / И. О. Величкова. – Текст : электронный // nsportal.ru : образовательная социальная сеть : [сайт]. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/08/31/programma-po-oznakomleniyu-starshih-doshkolnikov-s-iskusstvom-origami (дата обращения: 07.03.2023).
Киричек, К. А. Развитие элементарных математических представлений дошкольников средствами изобразительной деятельности / К. А. Киричек, А. Е. Чибисова. – Текст : электронный // cyberleninka: Российская научная электронная библиотека: [сайт]. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-doshkolnikov-sredstvami-izobrazitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.03.2023). − Режим доступа: в общем доступе. – Текст : электронный.
Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 : (с изменениями и дополнениями). – Текст : Электронный // ГАРАНТ : информационно-правовое обеспечение. – URL: https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 07.03.2023). − Режим доступа: в общем доступе. – Текст : электронный.
Пустовалова, Н. А. Методические рекомендации «Оригами в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» / Н. А. Пустовалова. – Текст : электронный // nsportal.ru : образовательная социальная сеть : [сайт]. – 2019. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/08/metodicheskie-rekomendatsii-tema-origami-v-razvitii-melkoy-motoriki (дата обращения: 07.03.2023).
Рябчикова, И. А. Художественно-творческая деятельность. Оригами : тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / И. А. Рябчикова, О. А. Дюрлюкова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 95 с. – ISBN 978-5-7057-2450-5. − Текст : непосредственный.
Соколова, С. В. Оригами для дошкольников : методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – Москва : ДЕТСТВО−ПРЕСС, 2014. – 64 с. – ISBN 5-89814-155-3. – Текст : непосредственный.