12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Соколова Евгения Ивановна1555
Россия, Челябинская обл., Копейск

Применение технологии шестиугольного обучения в начальной школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

При обучении детей с интеллектуальными нарушениями существенное место отводится наглядным пособиям. Особенно широко они применяются в начальных классах. Младшие школьники под руководством педагога учатся анализировать реальные объекты или их изображения, выделять их части, сопоставлять, устанавливать сходства или различия, обобщать по указанным признакам и т.д. Но федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ подразумевает применение системно-деятельностного подхода в обучении. А учитель, как заметил Л.С.Выготский, “… должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

А как быть, когда первоклассники подобрались настолько слабые, неуверенные, инфантильные, что не готовы сами куда-то двигаться? И отработанная годами методика изучения букв не даёт ожидаемых результатов? Случайно прочитала о технологии шестиугольного обучения, которая вообще говоря, применяется лишь в старшей школе. Попробовала для одной буквы, вроде получилось, но я приготовила мало комплектов.

t1585924798aa.png

Ребятам пришлось работать в группах по 4 человека, а это для них очень трудно, приходилось учиться договариваться между собой. Может быть, дело совсем и не в шестиугольниках, хотя эта форма их больше привлекает, чем квадраты. Не скажу, что результат заметно улучшился, но заинтересованность выросла. После этого, дети с бо́льшим желанием работают с букварем, потому что всем хочется найти новые слова с изучаемой буквой.

Ещё одно применение таких карточек – определение первого и последнего звука в слове и соответствующей буквы.

t1585924798ab.png

При таком расположении иногда получается очень длинная цепочка.

Во втором классе шестиугольникам тоже нашлось применение при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные» для дифференциации:

t1585924798ac.png

Видя заинтересованность детей, распространила эту технологию на другие предметы. На математике можно использовать, например, в процессе устного счёта:

t1585924798ad.gif           t1585924798ae.gif           t1585924798af.gif

Но наиболее широкое применение – на уроках мира природы и человека, речевой практики. Вместе с родителями приготовили комплекты по каждому времени года: название, признаки, одежда и занятия людей, опасности каждого сезона для человека и т.д.

t1585924798ag.gif

Одна из серьёзных проблем в нашем классе — это то, что большинство детей с искажённым звукопроизношением, нечёткой дикцией.

А те, у которых вроде с речью получше, на вопросы отвечают односложно, мало, кто может повторить за учителем простое предложение, чаще одно слово – последнее из двух услышанных. А такой предмет, как мир природы, или речевая практика предполагает, чтобы ученики говорили. Поэтому поступаю следующим образом: готовлю маленький рассказ о весне, например,

Весна (найти карточку со словом «Весна»)

Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло (дети ищут шестиугольник с изображением солнца, прикладывают к шестиугольнику «Весна»). На улице тает снег, и бегут ручьи…

t1585924798ah.gift1585924798ai.gif

После моего рассказа дети пытаются построить свой рассказ, опираясь на выложенные картинки. Это даётся им с большим трудом, но пробуют отвечают очень активно. Эти же шестиугольники использую и на занятиях по внеурочной деятельности «Школа безопасности», на темах, где рассматриваются опасности природного характера: «Зима – сосульки, гололёд, короткий световой день», «Лето – большое количество машин, велосипедисты, жаркая погода».

Нельзя сказать, технология шестиугольного обучения решает все проблемы современной коррекционной школы, но повышает успешность каждого ребёнка и имеет право на использование в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. А по словам В.А.Сухомлинского «…интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Источники

1. http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/

2. Андреев Я. Коррекционная работа во вспомогательной школе, методические рекомендации, Челябинск, 1992

3. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. – М.: Просвещение, 1982



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Максакова Наталья Михайловна, 03.04.20 в 19:24 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 04.04.20 в 11:41 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную информацию!
Соколова Евгения Ивановна, 04.04.20 в 14:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо! Буду рада, если пригодится.
Горбачёва Марина Юрьевна, 07.08.20 в 08:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.