Применение вариативности в выборе образовательных модулей в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Саквояж»

1
0
Материал опубликован 19 January 2023 в группе

Применение вариативности в выборе образовательных модулей в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Саквояж».


Вопрос вариативности и индивидуального подхода к образовательному процессу, меня интересовал всегда, особенно при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Два года назад, придя в Центр творчества и туризма на должность педагога дополнительного образования, возникла идея разработать такую программу, в которой дети сами могли бы выбирать для себя виды творческой деятельности, по желанию, учитывая свои возможности и способности, тем более, что такой подход актуален в рамках обновления содержания и технологий дополнительного образования.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Саквояж» (далее – Программа) разработана по модульному принципу, в ней 4 образовательных модуля, каждый модуль соответствует одному виду деятельности (технике). Программа имеет базовый уровень и разработана для детей для детей 10-15 лет с легкой умственной отсталостью, имеющих начальный уровень образования, приобретенный на уроках технологии в школе, или других детских объединениях. Учащиеся должны уметь работать с колющими и режущими инструментами; знать основные технологические приёмы работы с бумагосодержащими, текстильными, природными материалами; быть готовыми к изучению новых техник и технологий в декоративно-прикладном творчестве.

На первом занятии ребята пробуют выполнить небольшие творческие работы по всем модулям. Задача учащихся выбрать те образовательные модули, которые больше всего понравились.

Причину выбора дети указывают разную:

- потому, что не знали этот вид творчества и захотели ему научиться;

- потому, что этот вид творчества им знаком и хочется отработать практические навыки;

- потому, что этот вид творчества выбрала подруга или друг;

- потому, что для этого вида творчества используется доступный материал.

Каждый ребенок выбирает один, два, три или все 4 модуля, по желанию. Далее для него составляется индивидуальный учебный план по выбранным модулям на весь учебный год. Рабочая программа составляется также в соответствии с индивидуальным учебным планом учащегося.

Учебные часы в Программе распределены так: если ребенок выбрал 1 модуль, то учебная нагрузка составляет 140 часов; если ребенок выбрал два, три или четыре модуля, то учебная нагрузка составляет в сумме 140 часов на все выбранные модули.

Такая работа по индивидуальным учебным планам, требует большой подготовки педагога к занятиям. Для каждого учащегося подбираются свои формы и методы работы: видеоурок (мастер-класс), инструкционная карта, словесная инструкция педагога, самостоятельная работа, демонстрация приемов работы педагогом, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка.

Особенность Программы в том, что ребенок, изучив один модуль в этом учебном году, может прийти на следующий год и обучаться по другому модулю. Модули в Программе могут меняться по запросам учащихся или родителей. Получается, что учащийся может несколько лет заниматься по одной Программе, только в разных образовательных модулях. Тем самым, Программа обеспечивает свободный выбор ребенком творческой деятельности, и удовлетворять его индивидуальные возможности и способности.













































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСЁЛОВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА»




РАССМОТРЕНО

Педагогическим советом МБОУ ДО «Новоселовский Центр творчества и туризма»

Протокол от 18.05.2022 № 2


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО

«Новоселовский Центр

творчества и туризма»

________ О.Н. Хихлатых

Приказ от 18.05.2022 № 24







АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Саквояж»

Художественная направленность

Базовый уровень

Возраст учащихся: 10-15 лет

Срок реализации программы - 1 год










Составитель: педагог дополнительного образования

Куликова Татьяна Викторовна







Новоселово

2022

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка


Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Саквояж» (далее Программа) составлена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательным программам дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и интересов ребенка.

В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативно-правовых документах:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Методические рекомендации МОиНРФ по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Министерство образования и науки России от 18.11.2015 г. (№ 09-3242).

- Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 No ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);

- Устав МБОУ ДО Новоселовского Центра творчества и туризма.

Направленность Программы: художественная и имеет 4 образовательных модуля, где учащиеся знакомятся с современными видами декоративно-прикладного творчества: мягкая игрушка и рукоделие; выжигание по дереву, конструирование и моделирование из картона, основы швейного дела и моделирования. При пошиве детских платьев, изготовлении предметов интерьера, сувениров из бумаги, ткани, природных материалов у подростков развиваются коммуникативные навыки, изобразительные и художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческая индивидуальность и чувство вкуса.

Новизна и актуальность

Новизна состоит в том, что в ней объединены 4 образовательных модуля: «Основы швейного дела и моделирования», «Мягкая игрушка и рукоделие», «Основы выжигания по дереву», «Конструирование и моделирование из картона», изучив которые можно самостоятельно создавать оригинальные изделия. Освоение техник по всем модулям позволяет учащимся понять разнообразие современного декоративно-прикладного творчества, создавать творческие работы, швейные изделия и участвовать в конкурсах различного уровня.

Программа реализуется с 2020 года. В 2022-2023 учебном году модуль «Мягкая игрушка и рукоделие» вошел в Программу по запросам учащихся, вместо модуля «Плетение из бумажной лозы», который остался не востребованным. Данный модуль предполагает изучение технологии изготовления мягких игрушек и некоторых видов рукоделия: картины из зерен кофе и джута, декупаж, топиарии, вышивка бисером и пайетками, пэчворк и аппликация из ткани, оригами.

Еще одно достоинство Программы – это её вариативность, которая заключается в том, что каждый учащийся на первом занятии, имеет возможность построения индивидуальной образовательной траектории за счет выбора тех модулей Программы, которым он желает обучиться. Если в этом году ребенок выбрал один, два или три модуля, то на следующий учебный год он может заниматься по этой же программе, выбрав другие, не изученные модули.

При изучении трех и менее модулей, в учебном плане увеличивается количество часов на практические занятия, на которых ребенок сам выбирает те изделия, которые желает выполнить в дальнейшем.

Актуальность Программы. Определяется запросом со стороны детей и их родителей на программу художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из задач регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предусматривает создание условий, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями получать качественное доступное дополнительное образование. Данная Программа обеспечивает условия для развития интересов, склонностей, способностей детей с умственной отсталостью, организацию их свободного времени, способствует творческой самореализации, развитию позитивного отношения к окружающей действительности, социального становления учащихся в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и педагогами.

Возможность заниматься разными видами деятельности по Программе, в дальнейшем поможет учащимся при выборе профессии, самостоятельной практической деятельности, в быту, общественно-полезном труде.

Отличительные особенности

Программа базового уровня, адаптирована для учащихся 10-15 лет с легкой умственной отсталостью. Программа практико-ориентирована, помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.

На занятиях применяются инструкционные и технологические карты, которые активизируют мыслительные процессы учащихся, улучшают способность следовать устной и письменной инструкции, повышают заинтересованность в конечном результате.

Индивидуальный план, составленный вместе с учащимся, реализуется в соответствии с его желанием, потребностями и способностями.

Занятия проходят как индивидуально, так и коллективно. В процессе совместной деятельности у ребят развивается взаимопонимание, осуществляется непосредственный опыт взаимодействия, а работа педагога ведется в стиле сотрудничества.

Сама Программа может быть реализована как ступень, переход к продвинутому уровню. Если ученик на следующий год пожелает продолжить обучаться по какому-либо модулю, для него будет разработана индивидуальная программа, а может выступать, как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности, и закончена в учебном году.

Модули Программы могут меняться, в зависимости от востребованности учащихся и их родителей.

Адресат программы

Категория детей: Программа предусмотрена для детей 10-15 лет с легкой умственной отсталостью, имеющих начальный уровень образования, приобретенный на уроках технологии в школе, или других детских объединениях: умение работать с колющими и режущими инструментами; знание основных технологических приёмов работы с бумагосодержащими, текстильными, природными материалами; готовность к изучению новых техник и технологий в декоративно-прикладном творчестве.

Возраст детей: 10 - 15 лет.

Наполняемость групп: 6 человек: минимальное - 5, максимальное - 6.

Предполагаемый состав групп: разновозрастной.

Условия приема детей: система набора детей на обучение по Программе и на вакантные места осуществляется по результатам собеседования, учащиеся должны иметь навыки работы с разными видами материалов и владеть приёмами работы с бумагосодержащими, текстильными, природными материалами.

Срок реализации программы и объем учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения в количестве 140 часов. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы обучения: очная.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятия 45 мин., 15 мин. перемена.


1.2. Цель и задачи программы


Цель - развитие познавательной активности, навыков совместной деятельности учащихся через освоение основ швейного дела и моделирования, мягкой игрушки и рукоделия, выжигания по дереву, конструирования из картона.

Задачи

Предметные:

- познакомить учащихся с основными понятиями по образовательным модулям: «основы швейного дела и моделирования», «мягкая игрушка и рукоделие», «основы выжигание по дереву», «конструирование и моделирование из картона»;

- обучить правилам работы на швейной машине, прибором для выжигания, клеевым пистолетом;

- научить: создавать свою модель и шить платья по базовым выкройкам; способам и приемам выжигания по дереву; моделировать из бумаги и картона предметы интерьера и сувениры; шить мягкие игрушки и освоить некоторые виды рукоделия от идеи до воплощения художественного образа;

- формировать умения следовать устным и письменным инструкциям, технологическим картам.

Метапредметные:

- развивать эстетический и художественный вкус, глазомер, внимание, способность к точным движениям пальцев рук;

- развивать навыки сотрудничества с педагогом и друг с другом;

- способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля, умения доводить начатое дело до конца.

Личностные:

- воспитывать интерес к выбранным видам декоративно-прикладного творчества;

- совершенствовать трудовые навыки, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- формировать культуру общения с педагогом и сверстниками.



1.3. Содержание программы

Учебный план (при выборе всех модулей программы)


Таблица 1

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

2

Основы швейного дела и моделирования

30

10

20

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.1

Особенности материалов, используемых в работе

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.2

Основные виды ручных и машинных швов, их применение

4

1

3

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.3

Детали кроя, раскрой, основные правила раскроя

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.4

Моделирование

4

2

2

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.5

Пошив простого детского платья по замыслу учащихся

18

5

13

Наблюдение, опрос, практическая работа

3

Мягкая игрушка и рукоделие

30

4

26

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.1

Виды мягких игрушек и особенности изготовления

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.2

Пошив мягкой игрушки по замыслу учащегося

14

1

13

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.3

Рукоделие и ее виды

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.4

Изготовление изделий по замыслу учащегося

12

1

11

Наблюдение, опрос, практическая работа

4

Основы выжигания по дереву

30

3

27

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.1

Особенности работы выжигания по дереву

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

28

2

26

Наблюдение, опрос, практическая работа

5

Конструирование и моделирование из картона

30

4

26

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.1

Особенности работы с картоном, применяемые инструменты и материалы

6

1

5

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

8

1

7

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.3

Папье-маше из яичных лотков

8

1

7

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.4

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

8

1

7

Наблюдение, опрос, практическая работа

6

Конкурсная и выставочная деятельность

4

1

3

Выставка

7

Познавательные мероприятия

6

1

5

Опрос, наблюдение

8

Работа с детским коллективом

4

-

4

Опрос, наблюдение

9

Промежуточная аттестация

2

-

2

Творческое задание

10

Итоговая аттестация

2

-

2

Выставка


Итого:

140

23

117



Учебный план (при выборе трех модулей)

Таблица 2


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

2

Основы швейного дела и моделирования

40

10

30

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.1

Особенности материалов, используемых в работе

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.2

Основные виды ручных и машинных швов, их применение

4

1

3

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.3

Детали кроя, раскрой, основные правила раскроя

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.4

Моделирование

4

2

2

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.5

Пошив простого детского платья по замыслу учащихся

28

5

23

Наблюдение, опрос, практическая работа

3

Мягкая игрушка и рукоделие

40

4

36

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.1

Виды мягких игрушек и особенности изготовления

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.2

Пошив мягкой игрушки по замыслу учащегося

20

1

19

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.3

Рукоделие и ее виды

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.4

Изготовление изделий по замыслу учащегося

16

1

15

Наблюдение, практическая работа

4

Основы выжигания по дереву

40

4

36

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.1

Особенности работы выжигания по дереву

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

38

2

36

Наблюдение, опрос, практическая работа

5

Конструирование и моделирование из картона

40

4

36

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.1

Особенности работы с картоном, применяемые инструменты и материалы

6

1

5

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

14

1

13

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.3

Папье-маше из яичных лотков

8

1

7

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.4

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

12

1

11

Наблюдение, опрос, практическая работа

6

Конкурсная и выставочная деятельность

4

1

3

Выставки

7

Познавательные мероприятия

6

1

5

Опрос, наблюдение

8

Работа с детским коллективом

4

1

3

Опрос, наблюдение

9

Промежуточная аттестация

2

-

2

Творческое задание

10

Итоговая аттестация

2

-

2

Выставка


Итого, при выборе трёх модулей

140

13

127




Учебный план (при выборе двух модулей)

Таблица 3


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

2

Основы швейного дела и моделирования

60

10

50

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.1

Особенности материалов, используемых в работе

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.2

Основные виды ручных и машинных швов, их применение

4

1

3

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.3

Детали кроя, раскрой, основные правила раскроя

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.4

Моделирование

4

2

2

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.5

Пошив простого детского платья по замыслу учащихся

48

5

43

Наблюдение, опрос, практическая работа

3

Мягкая игрушка и рукоделие

60

4

56

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.1

Виды мягких игрушек и особенности изготовления

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.2

Пошив мягкой игрушки по замыслу учащегося

30

1

29

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.3

Рукоделие и ее виды

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.4

Изготовление изделий по замыслу учащегося

26

1

25

Наблюдение, опрос, практическая работа

4

Основы выжигания по дереву

60

3

57

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.1

Особенности работы выжигания по дереву

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

58

2

56

Наблюдение, опрос, практическая работа

5

Конструирование и моделирование из картона

60

4

56

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.1

Особенности работы с картоном, применяемые инструменты и материалы

6

1

5

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

24

1

23

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.3

Папье-маше из яичных лотков

8

1

7

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.4

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

22

1

21

Наблюдение, опрос, практическая работа

6

Конкурсная и выставочная деятельность

4

1

3

Выставки

7

Познавательные мероприятия

6

1

5

Опрос, наблюдение

8

Работа с детским коллективом

4

1

3

Опрос, наблюдение

9

Промежуточная аттестация

2

-

2

Творческое задание

10

Итоговая аттестация

2

-

2

Выставка


Итого, при выборе двух модулей

140

9

131



Учебный план (при выборе одного из модулей)

Таблица 4


N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

2

Основы швейного дела и моделирования

120

10

110

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.1

Особенности материалов, используемых в работе

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.2

Основные виды ручных и машинных швов, их применение

4

1

3

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.3

Детали кроя, раскрой, основные правила раскроя

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.4

Моделирование

4

2

2

Наблюдение, опрос, практическая работа

2.5

Пошив простого детского платья по замыслу учащихся

108

5

103

Наблюдение, опрос, практическая работа

3

Мягкая игрушка и рукоделие

120

4

116

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.1

Виды мягких игрушек и особенности изготовления

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.2

Пошив мягкой игрушки по замыслу учащегося

58

1

57

Наблюдение, опрос, практическая работа

3.3

Рукоделие и ее виды

2

1

1


3.4

Изготовление изделий по замыслу учащегося

58

1

57

Наблюдение, опрос, практическая работа

4

Основы выжигания по дереву

120

3

117

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.1

Особенности работы выжигания по дереву

2

1

1

Наблюдение, опрос, практическая работа

4.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

118

2

116

Наблюдение, опрос, практическая работа

5

Конструирование и моделирование из картона

120

4

116

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.1

Особенности работы с картоном, применяемые инструменты и материалы

6

1

5

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.2

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

52

1

51

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.3

Папье-маше из яичных лотков

8

1

7

Наблюдение, опрос, практическая работа

5.4

Изготовление творческой работы по замыслу учащегося

54

1

53

Наблюдение, опрос, практическая работа

6

Конкурсная и выставочная деятельность

4

1

3

Выставки

7

Познавательные мероприятия

6

1

5

Опрос, наблюдение

8

Работа с детским коллективом

4

1

3

Опрос, наблюдение

9

Промежуточная аттестация

2

-

2

Творческое задание

10

Итоговая аттестация

2

-

2

Выставка


Итого:

140

4

136




Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)

Теория (1). Знакомство с детьми. Знакомство с планом и содержанием работы на учебный год. Знакомство с правилами поведения в кабинете и ТБ. Собеседование

Практика (1). Беседа, составление индивидуального плана, заполнение журнала, игры на сплочение детского коллектива.

Форма контроля: собеседование


Раздел 2. Основы швейного дела и моделирования

(30 часов: теория – 8 часов, практика – 22 часа)


Тема 1. Особенности материалов, используемых в работе (2 часа)

Теория (1). История швейного дела. Знакомство с разными видами тканей: натуральными и искусственными. Основные понятия. Правила безопасности труда. Демонстрация образцов тканей. Презентация «Текстильное творчество».

Практика (1). Распределение предложенных тканей на натуральные и искусственные. Распознавание их по внешнему виду и на запах от сгорания. Анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 2. Основные виды ручных и машинных швов, их применение (4 часа)

Теория (1). Знакомство с видами ручных и машинных швов. Основные понятия, правила их выполнения и применением. Определение качества строчки. Демонстрация образцов швов, схем

Практика (3). Выполнение ручных швов по образцам: «вперед иголкой», «назад иголкой», «обметочный», «потайной». Упражнение по выполнению машинных стачных швов. Самоконтроль. Анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 3. Детали кроя, раскрой, основные правила раскроя (2 часа)

Теория (1). Основные понятия, детали кроя плечевых изделий. Правила снятия мерок. Правила раскроя по лекалам. Работа выкройками. Знакомство с понятием «припуск на шов».

Практика (1). Определение долевой и уточной нитей. Работа в парах по снятию мерок, по распределению лекал на ткани, учитывая припуски. Взаимоконтроль. Анализ работы

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 4. Моделирование (4 часа)

Теория (2). Эскиз модели детского платья. Моделирование платья на основе базовой выкройки: перевод вытачек лифа, моделирование кокеток, моделирование рукава, драпировка. Декоративная отделка платья.

Практика (2). Эскизирование и упражнения по моделированию детского платья.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 5. Пошив простого детского платья по замыслу учащихся (18 часов)

Теория (5). Видео-просмотр «Детская мода». Основные понятия. Технология пошива детского платья. Демонстрация всех этапов процесса пошива платья. Правила выполнения ВТО (влажно-тепловая обработка). Последовательность представления своей творческой работы.

Практика (13). Работа с информационными источниками. Работа с лекалами, раскрой, сметывание, стачивание, пошив изделия. Утюжка. Анализ работы. Представление творческой работы: учащиеся рассказывают:

- что за изделие представляет?

- из какого материала, в какой технике выполнено изделие?

- в какой последовательности он его выполнял?

- доволен ли он своей работой, какие были трудности?

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Раздел 3. Мягкая игрушка и рукоделие

(30 часов: теория – 4 часа, практика – 26 часов)


Тема 1. Виды мягких игрушек и особенности изготовления (2 часа)

Теория (1). История мягкой игрушки. Плоскостная, полу-объемная, объемная игрушка. Знакомство с тканями для пошива игрушек, ее свойствами (хлопковые игрушки, трикотажные игрушки, игрушки из меха, игрушки из фетра). Основные понятия. Используемые инструменты и материалы. Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими материалами. Презентация «Мягкая игрушка». Правила раскроя игрушек. Последовательность пошива игрушки. Способы соединения деталей (ручные и машинные швы).

Практика (1). Упражнения по выполнению ручных швов: «вперед иголкой», «назад иголкой». Упражнения по стачиванию деталей на швейной машине. Самоконтроль, анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 3. Пошив мягкой игрушки по замыслу учащегося (14 часов)

Теория (1). Технологическая последовательность изготовления мягких игрушек. Способы соединения деталей и оформления игрушек. Правила набивки мягкой игрушки. Последовательность представления своей творческой работы.

Практика (13). Работа с информацией, выбор игрушки. Подготовка шаблонов, материалов, раскрой, соединение деталей, набивка, оформление работы. Самоконтроль, анализ работы, мини-выставка. Представление творческой работы: учащиеся рассказывают:

- что за изделие представляет?

- из какого материала, в какой технике выполнено изделие?

- в какой последовательности он его выполнял?

- доволен ли он своей работой, какие были трудности?

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 4. Рукоделие и ее виды (2 часа)

Теория (1). История возникновения рукоделия. Виды рукоделия. Презентация «Рукоделие». Техника «Пэчворк» и аппликация из ткани. Картины из зерен кофе и джута. Техника «Декупаж», Топиарии. Вышивка бисером и пайетками. Оригами.

Практика (1). Пробная коллективная творческая работа. Самоконтроль, анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 5. Изготовление изделий по замыслу учащегося (12 часов)

Теория (1). Технологическая последовательность изготовления изделий в техниках «Пэчворк» и аппликация из ткани. Картины из зерен кофе и джута. Техника «Декупаж», Топиарии. Вышивка бисером и пайетками. Оригами. Основные понятия. Используемые инструменты и материалы. Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими материалами. Применение изделий для оформления интерьера. Последовательность представления своей творческой работы.

Практика (11). Работа с информацией, выбор изделия, техники выполнения. Подготовка материалов, шаблона, способа изготовления, выполнение работы, оформление. Самоконтроль, анализ работы, мини-выставка. Представление творческой работы: учащиеся рассказывают:

- что за изделие представляет?

- из какого материала, в какой технике выполнено изделие?

- в какой последовательности он его выполнял?

- доволен ли он своей работой, какие были трудности?

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Раздел 4. Выжигание по дереву

(30 часов: теория – 3 часа, практика 27 часов)


Тема 1. Особенности работы выжигания по дереву (2 часа)

Теория (1). Знакомство с оборудованием (выжигателем) и правилами работы с ним. Материалы, применяемые при выжигании. Основные понятия. Виды выжигания: контурное выжигание, силуэтное, художественное.

Способы выжигания: плоское выжигание, глубокое выжигание.

Виды штриховок при выжигании: прямыми отрезками, волнистыми линиями, непересекающимися линиями, непересекающимися отрезками, точками. Заливка, градиент, штриховка, текстура, фон. Презентация «Приемы выжигания по дереву»

Практика (1). Упражнения по выполнению приемов выжигания. Самоконтроль, анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 2. Изготовление творческой работы по замыслу учащегося (28 часов)

Теория (2). Технологическая последовательность изготовления картин в технике выжигания по дереву: работа с информационными источниками, выбор рисунка, нанесение рисунка, выжигание. Способы окрашивания. Последовательность представления своей творческой работы.

Практика (26). Практикум: выжигание, окрашивание и оформление работы. Самоконтроль, анализ работы. Представление творческой работы: учащиеся рассказывают:

- что за изделие представляет?

- из какого материала, в какой технике выполнено изделие?

- в какой последовательности он его выполнял?

- доволен ли он своей работой, какие были трудности?

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Раздел 5. Конструирование и моделирование из картона

(30 часов: теория – 4 часа, практика 26 часов)


Тема 1. Особенности работы с картоном, применяемые инструменты и материалы (6 часов)

Теория (1). Знакомство со свойствами, структурой картона. Основные понятия. Правила безопасности труда при работе. Презентация «Моделирование из бумаги и картона». Используемые инструменты и материалы. Способы резания, сгибания, склеивания, окрашивания. Последовательность представления своей творческой работы

Практика (5). Коллективная творческая работа (объемная композиция). Самоконтроль, анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.


Тема 2. Изготовление творческой работы по замыслу учащегося (8 часов)

Теория (1). Технологическая последовательность изготовления изделий из картона: работа с информационными источниками, выбор изделия, изготовление шаблонов, вырезание, соединение деталей. Способы окрашивания и оформления изделий. Последовательность представления своей творческой работы.

Практика (7). Изготовление объемной композиции из картона. Выбор идеи, подготовка материалов, шаблонов. Вырезание деталей, поэтапная сборка композиции, окрашивание. Работа по технологическим, инструкционным картам. Самоконтроль, анализ работы, мини-выставка. Представление творческой работы: учащиеся рассказывают:

- что за изделие представляет?

- из какого материала, в какой технике выполнено изделие?

- в какой последовательности он его выполнял?

- доволен ли он своей работой, какие были трудности?

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 3. Папье-маше из яичных лотков (16 часов)

Теория (1). Знакомство с техникой и ее видами. Основные понятия и приемы работы. Используемые инструменты, материалы, вспомогательные средства. Способы изготовления пластичной массы. Последовательность представления своей творческой работы.

Практика (7). Коллективная творческая работа (объемная композиция). Самоконтроль, анализ работы.

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Тема 4. Изготовление творческой работы по замыслу учащегося (15 часов)

Теория (1). Технологическая последовательность изготовления изделий в технике «папье-маше»: работа с информационными источниками, выбор изделия и способа изготовления, соединение деталей. Способы окрашивания и оформления изделий. Последовательность представления своей творческой работы

Практика (7). Изготовление композиции в технике папье-маше. Выбор работы. Подготовка материала массы для папье-маше, поэтапное изготовление работы. Оформление. Работа технологической карте. Представление творческой работы: учащиеся рассказывают:

- что за изделие представляет?

- из какого материала, в какой технике выполнено изделие?

- в какой последовательности он его выполнял?

- доволен ли он своей работой, какие были трудности?

Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа


Раздел 6. Конкурсная и выставочная деятельность (4 часа)

Теория (1). Изучение положений, требований, критерий оценки, правил проведения.

Практика (3). Подготовка и оформление конкурсных работ

Форма контроля: наблюдение, творческая работа


Раздел 7. Познавательные мероприятия (6 часов)

Теория (1). Тематические беседы, обсуждения в рамках Акций, массовых мероприятий

Практика (5). Выполнение работ в рамках Акций, массовых мероприятий

Форма контроля: наблюдение, творческая работа


Раздел 8. Работа с детским коллективом (4 часа)

Практика (4). Игры, конкурсы, чаепития, викторины

Форма контроля: наблюдение, творческая работа


Раздел 9. Промежуточная аттестация (2 часа)

Практика (2). Выполнение творческого задания

Форма контроля: творческое задание


Раздел 10. Итоговая аттестация (2 часа)

Практика (2). Организация выставки, подготовка и демонстрация творческих работ

Форма контроля: выставка


1.4. Планируемые результаты


Предметные:

- познакомятся с основными понятиями по образовательным модулям: основы швейного дела и моделирования, мягкая игрушка и рукоделие, выжигание по дереву и ткани, конструирование из картона;

- научатся правилам работы на швейной машине, с выжигателем, клеящим пистолетом; технологическим приемам работы с тканью, бумагой, природным материалами от идеи до воплощения художественного образа;

- научатся создавать свою модель и шить платья по базовым выкройкам, способам и приемам выжигания по дереву, моделировать из бумаги и картона предметы интерьера и сувениры, шить мягкие игрушки, освоят некоторые виды рукоделия от идеи до воплощения художественного образа;


- научатся следовать устным и письменным инструкциям, технологическим картам.

Метапредметные:

- развивается эстетический и художественный вкус, глазомер, внимание, способность к точным движениям пальцев рук;

- развиваются навыки сотрудничества с педагогом и друг с другом;

- развиваются самостоятельность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца.

Личностные:

- развивается интерес к выбранным видам декоративно-прикладного творчества;

- совершенствуются трудовые навыки, аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

- формируется культура общения с педагогом и сверстниками.




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график


Таблица 5


п/п

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации

1

1

15.09.2021

25.05.2022

35

70

140

2 раза в неделю по 2 часа.

Промежуточная: 15.12.2021-25.01.2022

Итоговая:

15.05.2022-25.05.2022


2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

-учебный кабинет площадью 24,5 кв. м.,

- классная доска, столы и стулья, шкафы для хранения дидактических пособий, учебных материалов и инструментов:

- швейные машины - 3 шт., выжигатели – 6 шт., гладильная доска, электрический утюг, ножницы, канцелярские ножи, клеящие пистолеты;

- ноутбук, экран, проектор;

- ткани, бумага, картон, клей ПВА, клей для клеящего пистолета, ватман, карандаши, линейки, краски, кисточки, рамки для работ, отделочные материалы (тесьма, ленты, пуговицы, замки и другие материалы)

Информационное обеспечение:

- Плетение из газет и бумаги, мастер-классы [Электронный ресурс]. URL: https://www.livemaster.ru/masterclasses/pletenie/pletenie-iz-gazet-i-bumagi-video;

- Плетение из бумажных трубочек для начинающих [Электронный ресурс]. URL: https://mirpozitiva.ru/articles/2273-pletenie-iz-gazetnyh-trubochek.html;

- Выкройки детской одежды [Электронный ресурс]. URL: https://vikroim.ru/detskaya/

- Детские платья – шить быстро и просто [Электронный ресурс]. URL: https://womenstalk.ru/detskie-platya-sshit-samim-bystro-i-prosto-chast-1.html

- Современное текстильное творчество [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/30/sovremennoe-tekstilnoe-tvorchestvo;

- Интересные варианты оригами, выполненные из ткани [Электронный ресурс]. URL: https://all-origami.ru/origami-iz-tkani/;

- Основы моделирования из картона [Электронный ресурс]. URL: https://modelmen.ru/p1031/osnovy-modelirovaniya-iz-bumagi;

- Поделки из картона своими руками [Электронный ресурс]. URL: https://samodelki.guru/podelki-iz-kartona-svoimi-rukami/.

- Гильоширование [Электронный ресурс]. URL: https://handsmake.ru/giloshirovanie-master-klass.html

- Выжигание по дереву: технология, материалы, инструменты [Электронный ресурс]. URL: https://lesoteka.com/obrabotka/vyzhiganie-po-derevu

Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования Куликовой Татьяной Викторовной, имеющей опыт работы с детьми по декоративно-прикладному направлению в течении 15 лет. Образование: начальное профессиональное по специальности портной индивидуального пошива; среднее профессиональное - квалификация библиотекарь; курсы профессиональной переподготовки по программе «Педагог дополнительного образования» - 600 часов; повышение квалификации по программе «Современные образовательные технологии педагога дополнительного образования детей и взрослых» - 72 часа; повышение квалификации по программе «Организация образовательного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья» - 72 часа.


2.3. Формы аттестации и оценочные материалы


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, диплом, готовая работа, журнал учета работы педагога дополнительного образования в объединении, фото, протокол промежуточной и итоговой аттестации, карта отслеживания результатов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: фотографии, выставка, представление творческой работы, лист самооценивания.

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по

Программе проводятся:

- входной контроль проводится на вводном занятии в форме беседы;

- текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года в форме наблюдения, опроса, выполнения творческой работы;

- промежуточный контроль проводится в середине учебного года в форме опроса и самооценки;

- итоговый контроль проходит в конце учебного года в форме представления готовых изделий на выставке, самооценки. Оценочная система освоения содержания Программы определяется высоким, средним и низким уровнем и фиксируется в карте отслеживания результатов 3, 2 и 1 балами соответственно.


2.4. Методические материалы


Методические материалы:

- книги по декоративно-прикладному творчеству;

- презентации: «Текстильное творчество», «Плетение из бумажной лозы», «Детская мода», «Моделирование из бумаги и картона»;

- видео-мастер-классы по каждому модулю;

- методические указания для выполнения различных видов работ;

- статьи из различных источников информации;

- методика «Лесенка» (В. Щур) с целью выявления уровня развития самооценки обучающихся;

- вопросы (примерные) по собеседованию на которые необходимо ответить с целью выявления творческих способностей учащихся;

- критерии самооценки  «Проверь себя сам!»;

- уровень сформированности навыков сотрудничества у учащихся Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман);

- методика «Ковёр» Р. Овчаровой с целью изучения уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся;

- психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- описание применяемых технологий, технологические карты.

Особенности организации образовательного процесса: очное.

Методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов изготовления творческих изделий); наглядный (демонстрация готовых изделий, образцов, приемов соединения деталей); практический (практическое выполнение заданий); метод самостоятельной работы (поиск и сбор необходимого материала); репродуктивный (объяснение и усвоение материала в готовом виде).

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Формы организации учебного занятия: ознакомительное занятие, комбинированное занятие, занятия-практикумы, самостоятельная работа по инструкциям и технологическим картам, представление творческой работы.

Педагогические технологии. Эффективное изучение этих видов декоративно-прикладного творчества достигается за счет применения современных образовательных технологий и методов:

- технология сотрудничества (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия, обучающихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения образовательных задач. В качестве традиционных приёмов данной технологии используется диалогическая, парная, групповая работа;

- ИКТ технологии предоставляют возможности в визуализации предоставляемого учебного материала, помогают педагогу значительно сократить время на передачу учебного материала, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, презентации, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, а учащимся самостоятельно осуществлять поисковую деятельность;

- здоровьесберегающие технологии, направлены на создание максимально возможных условий для, сохранения и укрепления здоровья учащихся, на развитие осознанного отношения обучающихся к безопасному поведению, на развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;

- личностно-ориентированная технология строится на доверительном и доброжелательном общении с соблюдением определенных психолого-педагогических условий: учет сложившегося социального опыта ребенка; безусловное принятие ребенка как личности; учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха.

Алгоритм учебного занятия в учебном кабинете:

- организационная часть;

- определение и разъяснение целей занятия;

- установление связи с ранее изученным материалом;

- инструктаж и выполнение учащейся практических заданий;

- оценка результатов выполненных заданий;

- подведение итогов.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий, иллюстрации, фото-видеоматериалы по темам, инструкционные и технологические карты последовательного изготовления творческих изделий.


2.5. Список литературы


Список литературы, рекомендованный для педагога

- Рыженко В.И., Теличко «Плетение. Лоза. Береста. Рогоза. Соломка. Тростник», АСТ Оникс, 2008;

- Столярова, С.В., Домникова, Л.В. Обслуживающий труд, учебное пособие для учащихся 7-8 кл.-1984;

- Толмачева Н. « Плетение из лозы», АСТпресс, 2010.

Интернет ресурсы:

http://www.liveinternet.ru

http://entrainment.listbb.ru

http://mastera-rukodeliya.ru

http://xobi.com.ua

http://perusum.ru

Список литературы, рекомендованный для учащихся

- Журнал «Коллекция идей»;

- Максимова М.В. , Кузьмина М.А. Девичьи хлопоты.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 80 с. Серия «Заботы маленькой хозяйки»;

- Шухова, С. Поделки из всякой всячины / Соня Шухова. – 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2007.- 192 с.: ил.

Список литературы, рекомендованный для родителей

- Информационный портал "Самоделки" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://samodelki.guru/;

- Постила [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postila.ru/post/search/q/;

- Страна мастеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stranamasterov.ru/



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации