"Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно–логопедическом процессе"
Опыт работы «Здоровьесберегающие образовательные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ»
г. Миасс 2025 | | |||
СОДЕРЖАНИЕ: Введение Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда. 1.1. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». 1.2. Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий. 1.3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Глава 2. Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в ДОУ . 2.1. Методы и приемы работы. 2.2. Создание предметно-развивающей среды. 2.3. Формы организации взаимодействия с родителями и педагогами детского сада в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающую деятельность. 2.4. Использование приемов нейрологритмики в практике учителя-логопеда ДОУ. Заключение Список литературы Приложения
Введение « Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям на основе ФГОС ДО, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. Возникла необходимость применения новых( современных) технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии в соответствии с ФГОС ДО - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Поэтому одна из главных задач логопедической работы – создание такой коррекционно-образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его. Цель: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи: 1. Создание условий для своевременного и полноценного психоречевого и физического развития детей. 2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства. 3. Развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики, правильной артикуляции звуков и речевого дыхания; 4. Формирование основ здорового образа жизни у воспитанников и их родителей;
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда. 1.1. Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Инновационные процессы затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень формирования личности. В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии». Анализ показывает, что разные специалисты вкладывают в понятие «здоровьесберегающие технологии» разный смысл. Н. К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. АхутинаТ.В. в своей статье «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход» отмечает, что здоровьесберегающий процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей дошкольного возраста и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения детей. По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. О.В. Петров под здоровьесберегающей технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы логопеда ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т. е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, где качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью и способствуют его укреплению. Раскрывая понятие здоровьесберегающих образовательных технологий, необходимо подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Таким образом, наиболее эффективным средством решения задачи, коррекции нарушений речи будет использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающем обучении детей. 1.2. Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий. 1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. 2.Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. 3.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью. 4.Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Переход от совместной деятельности к самостоятельной, от действия в материальном плане по материализованной программе к оречевлению и умственному плану выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к непроизвольным. 5.Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции. 6.Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, принцип целостности. 7.Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы. 9.Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации во избежание переутомления детей. 1.3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы: ?организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; ? психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); ? учебно-воспитательные технологии, которые включают работу по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся. Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, артикуляционная гимнастика, гимнастика ортопедическая, самомассаж. 2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно-игровые (игротреннинги), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье». 3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие. Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Для этого необходимо создать условия для возможности корректировки технологий, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, внести необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку и сформировать положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Глава 2. Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в ДОУ. 2.1. Методы и приемы работы. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, самомассаж лица, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), упражнения на развитие межполушарных взаимодействий, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса. Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, которые не нарушали бы образовательную деятельность, разработан соответствующий режим дня. Коррекционные логопедические занятия в детском саду проводятся в режиме смены динамичных поз. Часть занятия ребенок может сидеть, часть стоять, тем самым сохраняется его телесная вертикаль. Это позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего времени занятия. Объем двигательной активности дополнен проведением физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; некоторыми приемами самомассажа; дыхательной гимнастики. После обеденного сна проводится “коррекционно-оздоровительный час”, который включает в себя закрепление полученных на логопедических занятиях знаний с применением здоровьесберегающих технологий. Под руководством воспитателя дети выполняют комплекс упражнений для бодрствования, самомассаж частей лица, артикуляционную гимнастику. Все виды упражнений проводятся с речевой нагрузкой, что позволяет закрепить полученные знания на занятиях с логопедом. 1. Мышечная релаксация. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий проводится мышечная релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Умение распознать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. 2. Дыхательная гимнастика. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков. Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого используются статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз. 3. Артикуляционная гимнастика. Главная задача - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка и позволяет создать артикуляционную готовность к проговариванию звуков ,слогов ,слов и фраз и способствует психологической готовности к обучению на занятиях у логопеда и в домашних условиях 4. Развитие мелкой моторики. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. 5. Биоэнергопластика. Это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований – совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе 6. Кинезеологические упражнения. Это специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела. Именно эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Кинезиологические упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия. Улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, способствуют профилактике нарушения зрения и активизации работы мышц глаз. 7. Физкультурные минутки. Чтобы избежать утомления, снижения работоспособности, потери интереса и внимания, необходимо включать в структуру занятия физминутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. 8. Гимнастика для глаз. Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Такие упражнения тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, тренируют способность глаза фокусироваться. Зрительная гимнастика позволяет снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем. Изучив имеющуюся методическую литературу по использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе мною были составлены картотеки игр и размещены на сайте детского сада. 2.2. Создание предметно-развивающей среды. Максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения и коррекционно-развивающей среды. Вся работа начинается с организации здорорвьесберегающей коррекционно-развивающей образовательной среды, которая позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия, включить в активную познавательную деятельность всех детей, стимулировать речевое развитие ребенка, влиять на эмоциональное благополучие. В кабинете пространство организованно так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. В кабинете живут радушные хозяева, способные многому научить детей. Звуковичок учит ребят правильно выговаривать звуки родного языка, различать их на слух и в произношении. Вместе с ним дети выполняют пальчиковую гимнастику, способствующую развитию мелкой моторики и стимулирующую развитие головного мозга и речи. Веселый язычок помогает детям научиться выполнять сложные артикуляционные упражнения, вырабатывать точность, силу, темп, переключаемость движений. В речевом уголке имеются разнообразные пособия по развитию мелкой моторики ( дети собирают пазлы, играют с массажными мячиками, шнуровками, работают с трафаретами, раскрашивают, играют в «Чудесный мешочек» с мелкими предметами, работают с прищепками), для развития речевого дыхания (дети играют в игры с вертушками, мыльными пузырями, поддувают на различные лёгкие предметы: пёрышки, «снежинки», ватные шарики, листочки.) Для проведения гимнастики для глаз использую схемы зрительно-двигательных траекторий. Большой ковёр позволяет прямо в кабинете выполнять телесные упражнения для развития координации движений, нормализации мышечного тонуса, проводить упражнения на релаксацию и подвижные физминутки во время занятий, предупреждающие утомление детей. Таким образом, в коррекционно-развивающей среде логопедической группы созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы. 2.3. Формы организации взаимодействия с родителями и педагогами детского сада в процессе внедрения здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающую деятельность. Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; беседы, родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей. Наглядные стенды в приемных знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными особенностями детей. В уголках размещена информация практической направленности, рекомендации. В результате использования различных форм и методов общения, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями принесла благоприятные результаты. Свою работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс строю в тесной взаимосвязи с воспитателями и другими специалистами детского сада: музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре.Внедряя свой педагогический опыт, показываю необходимость использования здоровьесберегающих образовательных технологий на всех этапах совместной деятельности взрослого и ребенка. С этой целью провожу различные мероприятия: консультации, семинары-практикумы, открытые занятия. Необходимую информацию размещаю на сайте МДОУ. Результаты диагностики показывают, что организованная таким образом воспитательно-образовательная работа положительно влияет на развитие детей. (приложение диагностика) 2.4. Использование приемов нейрологритмики в практике учителя-логопеда ДОУ. Нейрологоритмика - это технология, представляющая симбиоз логопедической ритмики и нейропсихологической коррекции, где взят за основу Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович). Для чего произошло это объединение? В современной детской популяции мы всё чаще встречаем детей с несформированностью или дефицитарностью того сенсомоторного и нейросоматического базиса, который лежит в основе формирования высших психических функций в том числе и речи. Дети демонстрируют дисгенетический синдром или недостаточное формиирование 1 функционального блока мозга. Наблюдается общая моторная неловкость, проблемы в формировании пространственных представлений, кроме того дети часто болеют, у них низкая мотивация к какому-либо виду деятельности и низкая произвольная саморегуляция. С этими проблемами мы не можем справиться применяя только традиционные методы и приёмы работы. Нужен инструмент, который помогает удовлетворить все образовательные потребности этих детей. Сенсо-моторная коррекция это эффективный нейропсихологический метод работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. Упражнения Метода замещающего онтогенеза призваны на то, чтобы «простраивать» функции 1 блока мозга. Цель нейрологоритмических упражнений: Преодоление коммуникативных, речевых и моторных нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой Задачи нейрологоритмических упражнений: активизировать ВПФ через развитие зрительного и слухового внимания увеличить объем памяти развивать зрительное и слуховое восприятие развивать артикуляционный аппарат формировать двигательные навыки развивать психомоторные координации стимулировать речевую активность развивать произвольное внимание развивать коммуникативные навыки Нейрологоритмика показана детям, являющимися представителями различных нозалогий ОВЗ (ЗПР, УО, РАС, ОНР, ФФН, ЗРР), нормотипичным детям раннего возраста. Исключением являются: дети с эпистатусом, в этом случае нужно получить разрешение невролога для занятий. Поскольку глазодвигательными или дыхательными упражнениями мы можем спровоцировать нежелательные эпилептические проявления. Низкофункциональные дети. В этом случае даже на уровне понимания инструкций будут проблемы. Если такой ребёнок совсем не адаптируется в группе (либо поведенчески, либо интеллектуально), то мы групповые занятия предлагаем заменить на индивидуальные, если родители на это согласны. Нейрологоритмика применима как для групповых, так и индивидуальных занятий. Формирование групп происходит исходя из актуального уровня речевого развития. Если речевое развитие детей ближе к первому уровню, то наполняемость группы не более 3-4 человек. Если дети ближе к третьему уровню развития речи. то наполняемость группы не более 10 детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю после дневного сна в течение всего учебного года. Занятия соответствуют перспективному тематическому планированию учителя логопеда. Упражнения проводятся с учетом изучаемого речевого материала. Продолжительность занятий зависит от того насколько высока произвольная саморегуляция детей, насколько они могут выдержать занятие, приблизительно от 25 до 35 минут. В основе технологии принципы, созвучные принципам системно-деятельностного подхода, в рамках которого мы и работаем с детьми дошкольного возраста: Принцип цикличности последовательности системности непрерывности ритуальности Занятие по нейрологоритмике имеет традиционную структуру, в которой можно выделить вводную, основную и заключительную части. Для детей с нарушением формирования произвольной саморегуляции важна структура, для них важно, чтобы эта структура была незыблима - это их опора. Вводная часть включает маркировку левой руки и традиционное – ритуальное приветствие. Вообще создание и соблюдение ритуалов является важной частью занятия, так как, это способствует активизации воспитанников. То, что дети видят и делают на каждом занятии им знакомо и понятно, получается легко и не требует энергетических затрат, поэтому доставляет положительные эмоции и вызывает желание заниматься. Основная часть занятия представляет собой интеграцию нейропсихологических и логоритмических упражнений и игр. В первую очередь в основную часть занятия включены осевые упражнения Метода замещающего онтогенеза, которые обязательно выполняются на каждом занятии: Упражнения на развитие дыхания Глазодвигательные упражнения Игры на психомоторную координацию Дыхательные упражнения. Цель: коррекция нарушений неречевого и речевого дыхания. Снижение возбудимости. Задачи: развивать диафрагмальное дыхание развивать продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхательная гимнастика позволяет насытить клетки мозга кислородом, является основой произвольной саморегуляции. Ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный сознательной и активной регуляции со стороны человека. Тренировка делает глубокое медленное диафрагмальное дыхание простым и естественным. Начальный этап: На вдохе поднять руки вверх за голову, на выдохе опускаем их в исходное положение. На начальном этапе педагог помогает детям физически, контролирует и корректирует выполнение упражнения. После освоения базового уровня, начинается дифференциация носового и ротового дыхания. Таким образом, вырабатывается вдох через нос и выдох через рот. Выполняется 5 циклов дыхания. Педагог командует: «Вдох-выдох». Психомоторные координации Цель: формирование базового сенсомоторного уровня, который лежит в основе межполушарных взаимодействий. Задачи: способствовать развитию самоконтроля над эмоциями, движениями. развивать межполушарное взаимодействие формировать ориентировку в собственном теле, пространственные представления. На протяжении всего курса проводится работа над формированием базового сенсомоторного уровня, который лежит в основе межполушарных взаимодействий. Благодаря содружественным и реципрокным координациям мы стабилизируем парную работу полушарий мозга. Упражнение выполняется ритмично под речевое сопровождение. Также на занятии используются: Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Подвижные игры, хороводы, физкультминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры. Артикуляционная гимнастика на балансире Использование сенсомоторных дорожек. Используя балансир, при выполнении артикуляционной гимнастики, происходит стимуляция функции мозжечка. Мозжечок – это отдел мозга, который отвечает за координацию движений, равновесие, мышечный тонус. Совмещая движения органов артикуляции с движениями рук, ног, стоя на балансире под музыку одновременно задействуются несколько систем: вестибулярная моторная сенсорная проприоцептивная (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве) аудиальная Упражнения и игры заключительной части занятия – направлены на расслабление, успокоение, восстановление дыхания. Еще важно, чтобы дети уходили с занятия с положительными эмоциями, хорошим настроением от своей деятельности и результатов, которых они достигли. Наш ритуал прощания - это озвучивание успехов каждого ребенка и обобщение материала. Важно отметить, что упражнения и игры на занятиях идут с постепенным усложнением. Но, мы не переходим на следующую ступень сложности, до тех пор, пока не убедились, в том, что детьми освоен предыдущий материал.
Заключение. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие технологии, влияющие на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка, помогают логопеду в комплексном, поэтапном устранении речевых нарушений. Проводимая работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач: • Формирует правильное дыхание; • Развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику; • Развивает речевые умения и навыки; • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность; • Активизирует познавательный интерес; • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой; • Способствует повышению речевой активности;
Список литературы: 1. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28. 2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. / Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г. 3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. / М., 2013. 4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. / Москва, 1999 г. 5. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше/ Москва: Эксмо, 2004 г. 6. Кувшинова И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией / М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с. 7. Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов»./ Логопед. 2004. №6. с. 83. 8. Сонькина В.Д., Безруких М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М., 2002. 9. Смирнова Н.К. Педагогика и психология здоровья / М.:АПКиПРО, 2003г. 10. Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». | |
Приложение №1
Создание предметно-развивающей среды.
Приложение №2
Приложение №3
Структура нейроразвивающего группового занятия с использованием логоримики с детьми подготовительной к школе группы
«Праздничный февраль»
Вид детской деятельности: нейроразвивающее занятие
Цель: развитие программирования, регуляции и контроля, связанных с организацией сознательной и целенаправленной активности.
Задачи:
Обучающие:
- формировать произвольную регуляцию и контроль поведения.
Развивающие:
- развивать эмоциональную сферу;
- развивать ВПФ;
- развивать межполушарные связи, переключение, речевой слух.
Воспитательные:
- способствовать развитию сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативы, любовь к Родине.
Оборудование:
Цветные стаканчики, кинезиомешочки, нейроклассики.
1. Организационный момент (вход на занятие по моторной дорожке – классики
Моторная программа из трёх компонентов: правая нога касается сквиша- произносим ТЕ, левая нога касается сквиша- произносим НЕ, прыжок- произносим МЕ).
2. Основная часть
1. Приветствие «Здравствуй»
Логопед: давайте поздороваемся друг с другом и протянем руку в круг.
«Здравствуй, здравствуй не зевай и правую ладошку мне давай. Здравствуй, здравствуй не зевай и левую ладошку мне давай».
2. Кинезиологическая разминка (каждое упражнение выполняется 3 – 4 раза)
«Пальчики здороваются»
«Пальчики здороваются - Шашки» (1, 3, 2, 4)
3.Кинезиологическая разминка
Дети читают стихотворение и параллельно производя кинезио упражнения.
В феврале метут метели,
В феврале еще зима,
Но весенние капели
Снились мне уже вчера.
Я с утра бегу к окошку
Чудо зимнее, везде
Снег и вьюга кружат, кружат
Белым вальсом по земле
Но зима уступит скоро
Все права отдаст весне
А пока снега и вьюга
Пусть танцуют в тишине.
Логопед: дети, чем еще февраль значим для нашего отечества?
Дети: день защитника отечества, 23 февраля.
Логопед: сейчас мы поиграем в игру «Самолёты»
Ну-ка, летчики-пилоты, Дети стоят прямо, руки по швам.
Приготовились к полету.
К самолету подошли Маршируют
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет, Приседают на одно колено, расставив руки в
стороны («самолет»)
Загудел наш самолет. Гудят: «У-у-у…»
Вверх поднялся, полетел. Встают на ноги.
Летчик вправо посмотрел, Поворачивают головы вправо, влево
Летчик влево посмотрел.
Быстро, быстро полетел вперед Бегут по кругу на носках.
Логопед: мы прилетели на аэродром, а у трапа нас встречают барабанщики.
РЕЧЕВАЯ ИГРА «БАРАБАНЩИК» («БАРАБАН»)
Барабанщик очень занят –
Д-д, д-д-д.
Барабанщик барабанит:
Д-д, д-д-д.
Бей, руками помогай:
Д-д, д-д-д.
Ритм ногами отбивай:
Д-д, д-д-д.
Учись играть на барабане:
Д-д, д-д-д.
Твой язык послушным станет:
Д-д, д-д-д.
Язык, кверху поднимайся:
Д-д, д-д-д.
Смотри – с ритма не сбивайся:
Д-д, д-д-д.
Развитие чувства ритма
Дети выполняют упражнения «Шаги» и читают стихотворение
Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья —
Это празднует февраль Армии рожденье. (С. Маршак).
Упражнение со стаканчиками
Дети садятся на отдых- привал.
Упражнения со стаканчиками «Передай по кругу…»
Дети садятся лицом в круг, хлопают в ладоши и переворачивают стаканчик. (3 раза)
Дети прохлопывая ритм передают стаканчики по кругу.
Ритм: 2 хлопка – передали (3 раза)
Дети прохлопывая ритм передают стаканчики по кругу.
Ритм: 2 хлопка в ладоши – 2 хлопка по коленям – передали. (3 раза)
Логопед: ребята, наше занятие подходит к концу, сейчас мы с вами повторим наши февральские чистоговорки.
Аты-аты-аты – служат в армии солдаты.
Ля-ля-ля – лучший праздник февраля.
Ют-ют-ют – нашей армии салют.
Итог занятия.