Примерный перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников группы раннего возраста на 2025 - 2026 учебный год
Примерный перспективный план
взаимодействия с семьями воспитанников
группы раннего возраста
2025 - 2026 учебный год
воспитатели:
Васильева Ю.А.
Верхняя Пышма, 2025
Содержание
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнерских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
С введением федерального государственной образовательной программы система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь – «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий о взаимодействии с родителями, которые являются не только заказчиками, но и активными партнерами.
3. Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО).
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи
4. Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся (воспитывающихся).
1) Информировать родителей (законных представителей) о целях ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в МАДОУ;
2) Просвещать родителей (законных представителей), повышать их правовую, психолого-педагогическую компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3) Способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) Построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого и раннего дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) Вовлекать родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
5. Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
1) Приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
2) Открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
3) Взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей%
4) Индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) Возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
6. Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
1) Диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2) Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3) Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
7. Основные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФОП ДО
1) Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
2) Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
8. Примерный перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников второй группы раннего возраста (1,5 – 2 лет)
месяц | Форма проведения содержание | |||||
папки-передвижки Наглядная информация | Консультации | Беседа | Памятки, буклеты | совместное творчество (выставка, конкурс, стенгазета, ) | Родительское собрание | |
сентябрь | «Первый раз в детский сад»» «Возрастные особенности детей от 1,5 года до 2 лет» «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду. Советы родителям». «Схема приучения ребенка к горшку» | «Как помочь малышу адаптироваться в детском саду» «Режим дня в жизни детей» «Роль игры в адаптационный период» | «Что рассказать воспитателю детского сада о ребенке» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Мы идем в детский сад. Правильная одежда и обувью» «Что должно быть ы шкафчике у ребенка» | выставка «Карета для Золушки» | № 1: «Адаптация в детском саду, как помочь ребенку». Анкетирование «Давайте познакомимся». |
октябрь | «Профилактика гриппа и ОРВИ у детей» «Слова, которые должен знать ребенок в возрасте 1,5-2 лет», «День отца» «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук». «Острая кишечная инфекция. Как избежать?» | «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты» «Осенняя прогулка с детьми раннего возраста» «Чем занять детей в 1,5-2 лет: лучшие игры и развлечения для маленького ребенка» | «Как приучать ребенка к горшку» «Закаливание детей раннего возраста» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Как помочь малышу адаптироваться в детском саду» «Что нельзя приносить в детский сад» «Схема приучения ребенка к горшку» | Фотогазета «Мой любимый питомец» | Анкетирование «Чтение дома» |
ноябрь | «Здоровье детей и взаимоотношения родителей» «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки» «День матери» «Профилактика гриппа и ОРВИ» | «Сон как важнейшая составляющая режима дня дошкольника» «Дети любят потешки» «Как отучить ребенка от памперса» «Сенсорное развитие ребенка: игры для малышей от 1,5 - 2 лет» | «Одежда детей в группе». «Учите рисовать нетрадиционно» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Профилактика детского травматизма» «Здоровое и правильное питание детей раннего возраста». | Оформление семейного альбома «Наша дружная семья» выставка «Цветы для моей мамочки» Фотогазета «Мамочка любимая моя» | № 2: «Развитие мелкой и крупной моторики у детей младшего возраста» |
декабрь | «Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3 лет» «Игры для детей раннего возраста» «Какие книги читать детям» | «Капризы и упрямство детей раннего возраста» «Подвижные игры для детей раннего возраста дома и на улице» «Безопасность ребенка дома» «Конструирование в раннем возрасте» | «Безопасность ребенка в Новый год» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Новогодняя елочная игрушка» | выставка «Символ года» Акция «Покорми птиц зимой» Привлечение родителей к изготовлению поделок из снега | |
январь | «Пальчиковая гимнастика по потешкам, стихотворениям и сказкам» «Гигиенические навыки – залог здоровья» | «Как провести выходные с ребенком» «Прогулка зимой» «Развитие речи детей раннего возраста» | «Как не надо кормить ребенка» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Правила безопасности на дорогах» | Фотовыставка «Мои новогодние каникулы» | «День открытых дверей» |
февраль | «Малыш начинает рисовать» «Игры и пособия для интеллектуального развития детей до двух лет» «Пожарная безопасность» «Ветряная оспа. Как помочь ребенку?» | «Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать» «Как телевидение влияет на детей» «Чистые руки залог здоровья» | «Нарушение сна у ребенка» «Детское автокресло» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Советы по ПДД» | Фотогазета «Мой папа самый лучший!» | |
март | «Весна» «Первая помощь детям в различных ситуациях», «8 Марта» «Азбука пешеходов» | «Осторожно гололед» «Как повысить иммунитет-весенние правила» | «Как общаться с неговорящим ребенком» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Осторожно, террорист!» «Здоровые зубки» | стенгазета «Мы мамины помощники» | |
апрель | «Как приобщить малыша к утренней зарядке» «Одежда ребенка 1,5-2 лет весной» «Прививка – самая надежная профилактика клещевого энцефалита» «Игры, развивающие познавательную активность детей». | «Мастерим из природного материала с малышом» «Роль книги в жизни ребенка раннего возраста» «Развитие мелкой моторики» | «Как знакомить детей со сказкой» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Как предупредить весенний авитаминоз» «Если ребенок кусается» | фотогазета «Мы – помощники Эколят!» | Анкетирование «Правила движения требуют уважения» |
май | «Лето и безопасность» «Питьевой режим в летний период» «Зачем надевать ребенку головной убор летом» «Энтеровирусная инфекция. Как не заболеть?» | «Конъюнктивит у детей» «Почему дети падают из окон» «Тестопластика для детей» | «Чем заняться детям летом» «Нужны ли детям каникулы в детском саду» Индивидуальные беседы по запросам родителей | «Безопасность на детской площадке» «Игры с детьми на отдыхе в летний период» «Питание ребенка летом» | Оформление веранд | № 3: «Успехи наших детей» |