Урок окружающего мира «Природа — дом, в котором живет человек»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа № 88
625049, Российская Федерация, Тюменская область, город Тюмень, улица Московский тракт, 129, строение 1 (корпус 1), ул. Московский тракт, 104 (корпус 2), ул. Санаторная, 6 (корпус 3). +7 (3452) 300703, +7 (3452) 305758
Урок «Природа — дом, в котором живет человек»
Подготовила учитель
начальных классов
Бабасой А.Г.
Тюмень, 2020
Цель:
Формировать бережное отношение к природе у детей.
Привлечь внимание к проблемам, связанным с природой в нашей стране и других странах мира.
Задачи:
обобщить знания об обитателях планеты Земля;
расширить их кругозор;
обеспечить связь с уроками: ознакомления с окружающим миром, развития речи, чтения,
развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность, умение видеть прекрасное, анализировать, обобщать, делать выводы;
обогащать словарный запас, развивать слуховое восприятие;
воспитывать привычку беречь и заботиться о природе и ее обитателях, выполнять правила поведения в мире природы.
Оборудование: компьютер, музыкальные колонки, о природе, раздаточный материал, видео ролик, интерактивная доска.
Ход урока
- Приветствую вас на уроке окружающего мира. Очень рада всех вас видеть. Сегодняшний урок никого из вас не оставит безразличным.
- Какой удивительный мир нас окружает – леса, моря, океаны, горы, звери и птицы.
- Как и когда появляются птенцы и детёныши животных, какие звери впадают в спячку и почему, нам это уже всё известно. Самое удивительное, что всё это не просто так, а потому что это продумано природой.
- Природа заботится не только о животном мире, она кормит, поит и одевает нас – людей.
На доске записаны слова: «В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека»
- Ребята, эти слова сказал Михаил Пришвин, с этим писателем вы уже знакомы, он писал рассказы и сказки о природе. Как вы думаете, что значат его слова?
Ответы детей.
- А как вы, считаете, почему Михаил Пришвин так сказал?
Ответы детей.
- Всё что нас окружает, если к этому не притрагивался человек – это природа. Вспомните, что природа бывает живая и неживая.
Предлагаю сыграть в интересную игру, чтобы закрепить ваши знания. Игра называется «Живая - неживая природа»
Ход игры.
Цель игры: Игра проводится для закрепления понятий живой и неживой природы, расширять кругозор детей.
Материал: У детей на парте тетради или листы бумаги и карандаши. Дети рисуют на бумаге 2 квадрата.
Содержание игры: Дети работают в квадратах бумаги.
В первый квадрат записывают отгадки, которые относятся к живой природе. Во второй квадрат – отгадки, которые относятся к неживой природе.
ЗАГАДКИ
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. /дождь/
Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. /молния/
Была рожком, стала кружком. /луна/
В небе подсолнух:
Весь год цветёт,
А семян не дает. /солнце/
Стоит Егорка в красной Ермолке,
Кто ни пройдет, всяк поклон отдает. /ягода/
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ногами
За жуками, мотылями. /ёж/
Что это за девица,
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. /ель/
Он совсем не хрупкий,
Спрятался в скорлупке.
Заглянешь в середину,
Увидишь сердцевину.
Из плодов он твёрже всех
Называется … /орех/
- Ребята, вы молодцы! С заданием справились. Надеюсь, что игра вам понравилась.
- Предлагаю вам посмотреть небольшой видео – ролик.
Видео прилагается для скачивания https://drive.google.com/file/d/11ssFxovRCjiFOk8_ZPnW2mQ-oCECfxrG/view?usp=sharing
- Поделитесь со мной своими чувствами, эмоциями и расскажете, что вы думаете.
- Как вы думаете, может ли один человек что-то изменить? Объясните свой ответ.
Ответы детей.
- Мне бы хотелось рассказать вам одну историю.
«Зима. На улице потрескивает мороз, пар изо рта, мёрзнут щёки и нос, не спасает даже тёплая шапка и пуховик. Тимур вместе с мамой возвращается домой из школы. Несмотря на холод, мама с сыном весело болтают и думают, что же им приготовить на ужин. Вдруг послышалось тоненькое мяуканье, где-то совсем близко. Тимур удивился и стал разглядывать всё вокруг, вместе с мамой они нашли маленький, меховой комочек возле мусорных баков – это был котёнок. Рыженький, с белыми полосками, котёнок отчаянно плакал и звал кого-нибудь на помощь. Тимур недолго думая, сказал маме: «Мама, котёнка надо спасать! Мы должны забрать его домой!». Мама согласилась с Тимуром, потому что нельзя оставлять беззащитное животное на улице в такую погоду. Котёнка принесли в семью и дали ему кличку Рыжик. Отпоили тёплым молоком, укутали в плед и уложили его спать. Рыжик стал верным другом, он радовал всю семью. Так Тимур со своей мамой спасли целую жизнь маленькому, меховому комочку, по кличке Рыжик».
- Ребята, как вы думаете, смог ли мальчик что-то изменить?
Ответы детей.
- Но бывают такие ситуации, когда люди не могут забирать к себе животных с улицы домой, на есть много разных причин. Как тогда можно поступить в этой ситуации? И можно ли проходить мимо?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам выполнить задание:
Класс делится на 3 группы, по рядам. Каждому ряду даётся групповое задание. Лист бумаги и ручка. После выполнения задания, староста группы выходит к доске, зачитывает и всем классом идёт обсуждение.
- Посовещавшись в группе, вам надо записать не менее 5 предложений, как человек может помочь природе. 1 ряд – тема: «Брошенные животные», 2 ряд – тема: «Загрязнение лесов», 3 ряд – тема: «Загрязнение воды».
- Ребята, вы большие молодцы! С заданием справились замечательно!
- Давайте выделим несколько важных правил, запомним их и постараемся всегда придерживаться.
1. Экономить ресурсы.
Например, экономить электроэнергию и воду не так сложно.
2. Раздельно собирать мусор.
3. Пользоваться многоразовым.
Покупайте меньше того, что почти сразу полетит в мусорное ведро: одноразовой посуды, продуктов в лишней упаковке, одноразовых полотенец и салфеток. Выбирайте продукты в упаковке из экологически безвредных материалов: бумаги, стекла, ткани.
4. Следить за питанием.
Покупайте сезонные продукты и товары местного производства. Для их доставки требуется меньше топлива и производится меньше вредных выбросов.
5. Отказаться от пластика
Полностью отказаться от пластика вряд ли получится – слишком много окружающих вещей создано из этого дешевого материала. Но можно максимально сократить потребление пластика и внести вклад в спасение природы.
- Спасибо, Вам ребята, за урок. Я надеюсь, что он не прошёл зря. Поделитесь всем тем, что вы сегодня узнали со своими близкими и друзьями. Берегите природу, ведь это наш дом!