Статья «Приём "Шесть шляп мышления" на уроках литературы в 7–8 классах»

2
0
Материал опубликован 24 January 2020
ПРИЁМ «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 7-8 КЛАССАХ



Колбина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО

Аннотация. Статья посвящена исследованиям, лежащим в области методики преподавания литературы.

В современных социально-экономических условиях жизни нашего социума, главной задачей образования является обучение и воспитание конкурентоспособного человека, способного находить нестандартные решения и творчески мыслить. Система образования XXI века – это институт, соответствующий целям опережающего развития, обеспечивающий изучение не только достижений прошлого, но и технологий будущего.

Ключевые слова: приём, метод, мышление.

Актуальность темы заключается в том, что современный урок должен включать различные методы и приёмы преподавания для лучшего усвоения преподносимого материала.

Прием «Шесть шляп мышления» самым первым предложил английский психолог и писатель Эдвард де Боно. Прием оказывает большое влияние на развитие параллельного мышления, помогает представить проблему с разных сторон и выявляет оптимальные пути решения, позволяет рассмотреть ситуацию с различных точек зрения. Основатели технологии развития критического мышления адаптировали прием «Шесть шляп» для обучения детей.

«Шесть шляп мышления» — это прием совместной (групповой) познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (новой информации, текста) и выявить разные стороны оценки и восприятия [Боно, 1997, с.15].

Цвет шляпы определяет направление развития мысли.

Шесть шляп — шесть цветов:

белая шляпа: информация. Белый цвет объективен и нейтрален. Белая шляпа — это цифры и факты.

красная шляпа: интуиция и чувства. Красный цвет предполагает эмоции (гнев, страсть и др.). Красная шляпа дает эмоциональное представление.

чёрная шляпа: критика. Чёрный цвет отрицателен и мрачен. Чёрная шляпа доказывает негативные аспекты — из-за чего что-либо неосуществимо.

желтая шляпа: логический позитив. Желтый – положительный и солнечный цвет. Желтая шляпа предполагает оптимизм, положительное мышление. Можно сказать, что данный цвет шляпы связан с надеждой о прекрасном.

зеленая шляпа: креативность. Зеленый – это цвет травы, которая растет. Зеленая шляпа означает новые идеи и творчество.

синяя шляпа: управление процессом. Синий цвет холоден; кроме того, это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шляпа отвечает за контроль и организацию мыслительного процесса, а также за применение остальных шляп [Боно, 1997, с. 36].

Ценность шести шляп мышления:

1. Шляпы дают возможность играть определенные роли. В основном мышление ограничено защищающимся «эго», которое ответственно за большинство практических ошибок мышления. Шляпы позволяют нам говорить и думать о том, о чём иначе мы не могли бы представить, не ставя пол угрозу свое «Я». Костюм клоуна (скомороха) дает человеку полное право вести себя как клоун (скоморох).

2. Управление вниманием. Данный прием помогает сконцентрировать внимание для размышления на различные предметы, с помощью чего обучающейся с легкостью может переключиться с одного предмета на другой.

3. Удобство. Данная ценность приема состоит в том, что любой из учеников может высказать своё несогласие по какому-либо поводу или же наоборот быть согласным во всём предложенным. Кроме того, обучающийся может показать свои таланты или эмоции.

4. Возможная связь с химическими процессами в мозге.

5. Определение правил игры. Почему дети быстро и легко осваивают компьютер? Потому что разъяснение правил игры, на сегодняшний момент, является самым эффективным способом обучения и развития детей.

Шесть шляп мышления устанавливают определенные правила «игры в мышление». Суть этой игры заключается в его картографировании, а не в обычном процессе доказательства [Боно, 1997, с. 40].

Недостатки метода:

Для того, чтобы применить данный метод, у обучающихся должно быть развитое воображение.

Колоссальная психологическая нагрузка.

Психофизиологические особенности обучающихся 7-8 классов таковы, что в данный период формируются умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать выводы, развивается воля, формируются умения ставить перед собой цели; развивается мотивационная сфера, умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, выделять круг устойчивых интересов: интереса к другому человеку и к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях; развитие чувства взрослости, формирование форм самоутверждения и самореализации; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения как в классе, так и среди своих сверстников; выработка способов взаимопонимания, развитие моральных и нравственных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия к другим людям [Обухова, 2011, с. 215].

Прием «Шесть шляп мышления» актуален для обучающихся 7-8 классов, для детей данного возраста эффективным является формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания.

Большой проблемой современных детей является то, что они не читают объемных произведений. Очень сложно в такой ситуации организовать продуктивную и эффективную работу класса над образами героев произведений, над их композицией так как многие школьники не знакомы с текстом или знакомы с ним лишь поверхностно. Многие ученики читают произведения в кратком содержании, что дает только поверхностное понимание текста. Обучающиеся не видят деталей, поэтому плохо анализируют текст. Также краткое содержание не дает почувствовать поэтику писателя. Наиболее практическим и действенным способом в этом случае является организация работы с определенным текстом, в котором показана самая главная информация для раскрытия образа героя, осуществляется цитатный анализ.

На уроках используются различные методы эффективного обучения учеников. Продуктивными приемами являются следующие: «Рукописный журнал», «Газета», «Морфологическая таблица», создание «Карты времени» и другие, но наиболее часто занимаемым приемом является «Шесть шляп мышления», благодаря которому учащимся легче высказывать мнения и воззрения.

«Шесть шляп мышления» – это своеобразная техника мозгового штурма, с помощью которой можно изучать вопрос с разных ракурсов. Когда ученик или группа «примеряют» шляпу, они начинают мыслить в определенном русле, рассуждать не от своего лица, а от лица шляпы. Данная техника позволяет снять напряжение, расслабляет обучающихся, и, можно сказать освобождает их. Замечательно, когда школьники знают о чём говорят, отлично владеют текстом, тогда работа идет очень качественно, интересно, эффективно, увлекательно [Гузеев, 1999, с.98].

Использование технологии «Шесть шляп мышления» позволяет отказаться от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированной. Личностно-ориентированный подход к обучению, отсутствие стрессовых ситуаций, оптимальный объём домашнего задания, формируют позитивную психологическую среду, в которой главенство отдаётся поведению с ориентацией на здоровье.

Применение «Шести шляп мышления» в 7-8 классах на уроках литературы помогает формировать навыки и умения находить связь литературы с другими видами искусств на уровне идеи, нравственной проблематики; расширяется представление о языке художественных систем, в следствии чего это становится основой для понимания позиции автора.

Школьники должны уметь интерпретировать текст с помощью других видов искусств, сопоставлять, производить аналитические действия [Гуляков, 2006, с.52].

Каждый из учителей-предметников может найти свой вариант использования приема «Шесть шляп мышления». К примеру, учитель физики при изучении проблем атомной энергетики, учитель биологии о проблемах генной инженерии и т.д. Данный прием удобен, прост, универсален в своём использовании, но следуют обращать внимание на изучаемые темы по тому или иному предмету.

Таким образом, применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам те или иные знания, но и учить их приобретать знания, умения, навыки; обучающиеся должны уметь пользоваться ими для решения новых актуальных познавательных задач, развивать способность к адекватной самооценке, проводить рефлексию, уметь соотносить свои интересы с интересами других.


Литература

Боно Э. Шесть шляп мышления / Э. Боно. – Санкт-Петербург: Питер, 1997. – 208 с.

Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков / В.В. Гузеев. – М.: Дрофа, 1999. – 97 с.

Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – 172 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. – 460 с.

Словарь синонимов для школьника / сост. М. В. Петрова. – М.: РИПОЛ классик, 2010. – 576 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.