Статья «Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе»

2
0
Материал опубликован 24 November

Статья « Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе»

 

 

Луценко Ирина Валерьевна

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №88-ф

г.Краснодар

 

 

 

Чтение — ничто; осмысленное

чтение — кое-что; чтение осмысленное и

прочувственное — совершенство.

А. С. Пушкин
 

Казалось бы, умение работать с информацией должно развиваться вместе с обучением в школе и взрослением. Но для того, чтобы угнаться за нынешним темпом появления новостей, обучению работе с информацией на уроках в начальной школе нужно уделять особое внимание. Это умение лежит в основе функциональной грамотности — способности человека применять свои знания в реальной жизни. 

Каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.

Как же научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, как научить ребёнка работать с текстом? Как формировать функциональную грамотность? Необходимы новые педагогические технологии, активные методы и приемы обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Функционально грамотная личность - это личность, которая свободно ориентируется в окружающем его мире, действует в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, может принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Именно в начальной школе идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – это одна из главных задач начального обучения.

 В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

И так возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Что же такое грамотность? Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. Это негативно влияет на качество обучения …».

Основным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Приемы развития читательской грамотности:

Выбор приемов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию.

В своей работе я использую разные приёмы:

- Приём «Мозговой штурм»;

- Приём «Уголки»;

- Приём «Написание творческих работ»;

- Приём «Создание викторины»;

- Приём «Логическая цепочка»;

- Приём «Тонкие и толстые вопросы»;

-Приём «Реставрация текста (текст с пропусками);

-Приём «Мозаика. Реконструкция текста»;

-Приём «Картинный план»;

-Приём «Чтение по частям»;

-Приём «Реклама книги»;

-Приём «Создание диафильма»;

-Приём «Тексты с хвостами»;

-Приём «Ромашка вопросов»

и другие приёмы.

Расскажу подробно о некоторых приёмах, которые я использую в своей работе.

1.Приём «Реставрация текста» (текст с пропусками).

Один из продуктивных приёмов работы с текстом является «Письмо с дырками». Использую этот прием в качестве проверки усвоенных ранее знаний и при изучении нового материала.

Птичка божия не знает
Ни ___________, ни труда;
Хлопотливо ___________________
Долговечного гнезда;
В долгу ночь __________ дремлет;
Солнце красное _______________:
Птичка гласу бога внемлет,
_______________ и поет.

 


 

2.Прием «Мозаика. Реконструкция текста».

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученики собирают текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики предлагают несколько различных путей последовательного соединения. Работа происходит в группах.

В случае необходимости ученики вносят в текст небольшие свои коррективы, добавляют скрепляющие фразы.

3.Прием «Тексты с "хвостами"» 

Незавершенные предложения, которые ученик должен будет закончить по смыслу. Например, рассказ Л.Н. Толстого «Жучка»:

 

Несла Жучка

Глядь, в воде

Пришло Жучке на ум,

Она и пусти свою кость,

Ту не взяла,

её тень.

что в воде не тень, а Жучка и кость.

кость через мост.

а своя ко дну пошла.

Чтобы ту взять.

 

4.Приём «Чтение по частям». 

Для этого приема я использую повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (если она имеется) предлагается определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, учащиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

5.Приём «Реклама книги» 

Учащимся в мини группах необходимо представить книгу так, чтобы ее захотелось купить и прочитать. Второй вариант приёма - предложить ребятам сделать закладку для книги, на которой нарисовать иллюстрацию из этой книги и написать аннотацию к данному произведению.

6.Прием «Создание диафильма».

На уроках литературного чтения я часто использую этот приём - иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также ребята учатся делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрации. Данный вид работы хорошо подходит для работы в группах.

7.Приём «Драматизация» 

Этот приём предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.

8.Приём "Чтение с решёткой".
С особым интересом мои ученики выполняют задание с решёткой. Такую "решётку" можно создать самостоятельно. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. В зависимости от возраста или уровня ученика, "прутья решётки" могут быть разной толщины. Чем толще - тем сложнее.
Ученики, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, восстанавливают смысл.
А после того, как решетка убирается, ребята понимают, насколько легко читается текст.
Такая тренировка продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Задание выводится на доску или раздаётся каждому ученику на парту.

9.Приём «Ромашка вопросов».

Класс делится на шесть групп. На лепестках ромашки записываются вопросы к тексту. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.

2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».

3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то.»..

4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»

5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.

6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы»- «Чтобы бы изменилось, если бы…», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

10. Приём «Мозговой штурм» 

Этот приём позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, которая наиболее точно отражает главную мысль сказки.

11. Приём «Уголки» 

Этот приём я использую на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм, приёмов и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» ( И.Г. Песталоцци).

 

Список использованных источников:

1. Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

2. Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50.

3.Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8.– с.50.

4. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.

5. Лупан С. «Поверь в свое дитя» https://dom-knig.com/read_177830-1#

6. Пильдес, М.Б., Тенютина, Е.Д., Загребельная, Е.Н. Инновационный метапредметный полипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования // Школьная библиотека. – 2013. – №2-3. – с.50.

7. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя).

8. Прохорова, С.Ю. Формирование читательской компетентности: читаем газеты вместе с младшими школьниками // Методист. – №8. – 2015. – с.50.

9. Рябова, Н.И., Данильчук, Т.П. Школьная библиотека и внеурочная деятельность // Школьная библиотека. – 2013. – №1. – с.32.

10. Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.

11. Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №8. – с.3.

12. Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Подходы к контролю и оцениванию умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №9. – С30.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации