Приёмы коррекции дисграфии и дислексии в условиях общеобразовательной школы и инклюзивного образования.
Приёмы коррекции дисграфии и дислексии в условиях общеобразовательной школы и инклюзивного образования.
Когда речь заходит о начальной школе, мы естественно подразумеваем, что на этом этапе ребенок должен овладетьпервичными навыками письма, чтения и счета. В последние годырождается все больше детей с аномальным развитием. Попадая в школу, такие дети не всегда могут справиться с требованиями школьной программы. Им трудно обретать навыки письма, чтенияи счета. Еще несколько лет назад термины «дислалия», «дисграфия», «дискалькулия» знали только узкие специалисты. Сейчас эти слова все чаще и чаще звучат с экрана телевизора, со страниц интернета,все чаще мы слышим их из уст родителей. С каждым годом растет количество детей с дислалией и дислексией. И раньше,и сейчас учителя таких детей не очень любят: они портят успеваемость, снижают «процент обученности» и т.п. Как правило, на них просто закрывают глаза и отсаживают на последнюю парту.
Однако, время не стоит на месте, в связи с принятием закона об инклюзивном образовании, внимание к таким детям выходит на первый план. Учителя и родители сами ведуттаких учеников к логопеду и психологу с просьбой помочь научить читать и писать.
Проблема дисграфиии дислексии изучается давно. Был период, когда ребенка с расстройством процессов письма и чтения, относили к категории умственно-отсталых. Но время показало, что эти процессы не имеют никакой прямой связи со стойкими нарушениями интеллекта.
Если разложить процесс чтения по этапам, как нам его раскладывает Лалаева Р.И., то:
- ребенок должен вначале узнать каждую букву,
- соотнести с соответствующим звуком,
- правильно определить порядок букв
- воспроизвести вслух в нужном порядке и
- только теперь вследствие соотнесения звуковой формы со значением читаемого наступает понимание прочитанного.
У бегло читающего человека эти процессы автоматизированы и происходят мгновенно, а вот на этапе освоения – это довольно сложно. Поэтому понятно, что чем дольше будет продолжаться гонка за скоростью чтения, тем сильнее у детей будет протест и непринятие самого процесса.
Одно поколение читающих мы уже потеряли, сколько их еще впереди?..
Еще сложнее ситуация с письмом. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не являются для первоклассника простой задачей.Когда помимо всех уже перечисленных процессов, которые осуществляются при чтении,ребенок должен еще исоотнести выделенные из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, отдиффериенцироватьеё от других, в т.ч. и от графически сходных, только после этого воспроизвести её с помощью движений руки на тетрадном листе.
В итоге, у дисграфика мы имеем работу, полную ошибок. Замечу лишь, что идисграфияи дислексияобусловлены недоразвитием высших психических функций -нарушением в работе речевых центров. Именно они отвечают за осуществление процессов письма и чтения в норме.
В связи с этим,логопедическая работа по коррекции этих расстройств делится на 2 одинаково значимых этапа: 1 этап –слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
На этом этапе задача логопеда в том, чтобы постараться скомпенсировать недоразвитие ВПФ,научить слышать и различать фонемы русского языка, безошибочно определять порядок звуков и слогов в слове, отдифференцировать понятия «звук» и «буква», научить узнавать графические образы рукописных и печатных букв.
На первоначальном этапе работы, при формировании навыков звукобуквенного анализанеобходима опора на вспомогательные средства.
Для составления схем слов используем разного рода жетоны, фишки, мозаики, сигнальные карточки, конструкторы и т.п. Т.е. самые разные подручные материалы, для того, чтобы сделать этот процесс увлекательным и разнообразным.
По составленным схемам задаю вопросы:
- назови звук, который ты слышишь перед звуком [к], но после звука [о], например, в слове кошка. Т.к. в этом слове звук [к] встречается дважды, то некоторым приходится поломать голову, как такое может быть
Или:
- какой звук который стоит между двумя согласными(гласными)
- назови гласный, который спрятался за сдвоенными согласнымии т.п.
Дети любят мои «каверзные» вопросы еще и потому, что за каждый правильный ответ они получают призовой жетон, который в конце занятия обменивают на наклейку. Это тот небольшой стимул, который заставляет маленького ученика продуктивно работать все занятие и создает для ребенка, неуспешного на уроках, ситуацию успеха в среде сверстников.
В работе со второклассниками, хорошо зарекомендовали себявсевозможные игры с буквами и словами: ребусы, задания на составление коротких слов из длинного, слоговые игры, задания из серии «буква потерялась» и другие.
Дети с удовольствием принимают такие задания, воспринимая их как игру. А учителя, тем временем, отмечают первые успехи.Уже в этот период у учащихся снижается количество пропусков и перестановок букв и слогов в письменных работах и при чтении.
К концу первой четверти, наступает 2 этап- коррекциянепосредственно письменной речи. Он достаточно продолжительный. В этот период увеличивается количество письменных заданий. Они уже менее интересные, чем игры с буквами, но не менее важные.
Разного рода графические, слуховые диктанты, иероглифическоеписьмо,письмо по памяти,заставляют ребенка анализировать услышанное. Ученик оказывается поставлен в ситуацию, когда перед тем как написать слово, нужно хорошенько подумать, как будет правильно.
Учимся различать на слух гласные и согласные. Очень много пропусков букв у дисграфика связано с тем, что он зачастую просто не воспринимает гласные и соответственно их не пишет.
Дифференцируем твердое и мягкое звучание согласных перед гласными 1 и 2 ряда, и выбираем правильную букву для написания. Значительные трудности вызывает Ь. Детям-логопатам непросто услышать разницу в звучании слогов с Ь-смягчителем и разделителем.
В последнее время все больше детей, для которых проблемойстановитсяразличение звонких и глухих звуков. Соответственно, на письме он тоже будет их смешивать. Все эти моменты мы стараемся максимально отработать на данном этапе.
С первых письменных упражнений стараюсь воспитывать у школьников навыки самопроверки. Этот прием способствует развитию аналитических навыков. Для этого не исправляю ошибки, а лишь отмечаю на полях, предлагая ученику сверить свою запись с текстом. Несколько позже вводится прием взаимопроверки.
При оценке работ обязательно ставлю 2 оценки. Одну за активность и работу на занятии, а вторую уже за качество выполненной письменной работы. Если ребенок получает 5/5, значит он заработал наклейку. И мои второклашки очень расстраиваются, если я не проверила тетради и вклеила очередную картинку.Помимо прочего, наклейки и жетоны помогают мне стимулировать активность детей в процессе занятия.
Этот этап направлен, в первую очередь, на коррекцию акустической формы дисграфии.
Ккоррекции оптической дисграфиицелесообразно приступать в последнюю очередь, когда детьми уже достаточно хорошо усвоен зрительный образ всех букв. Но это не значит, что на предыдущих этапах работына дифференцировку оптически сходных букв не стоит обращать внимания. В течение всего учебного года, воспитываются зрительный гнозис и мнезис, в занятия включаются задания на узнавание, нахождение, различение букв.
Например, такие:
Чтение нетрадиционно направленного текста, чтение по стрелкам способствует упорядочению движений глаз, уменьшению количества возвратных движений глаз, следовательно, уменьшению количества регрессий и повторов частей слова при чтении и на письме.
Работа с разного рода зашумленными изображениями, зеркальное чтение также помогают запоминать и узнавать зрительные образы.
Обведение или раскрашивание петлеобразного контура одновременно двумя руками способствует образованию новых межполушарных связей, умению ориентироваться на плоскости, развивает пространственное воображение, повышает способность к произвольному самоконтролю.
Выкладывание образа буквы из ниток, из мягкой проволоки, из песка и др. подручных материалов помогает запомнить ее графический образ.
Рисование буквы пальчиком на бархатной или лучше на мелкой наждачной бумаге. С точки зрения нейропсихологии считается что такой способ особенно эффективен для запоминания графического образа букв, т.к. кинестетические ощущения, сопряженные с двигательной активностью кисти руки, способствуют откладыванию, запоминанию образа буквы на уровне подкорки.
Так как время занятия ограничено, то на такого рода задания с второклассниками отвожу не более 5 минут.
Но тем не менее, они приносят свои положительные результаты. Работая с детьми с особенностями развития, мы должны помочь ребенку как можно лучше раскрыть дарования и таланты данные ему природой, чтобы у каждого из них появилась возможность дополнить плеяду знаменитых дисграфиков и дислексиков, нашедших свое призвание в жизни.
Список литературы
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников -- М.: Владос, 1997
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015 — 320 с.
- Ананьев Б. Г. Восстановление функций при аграфии и алексии травматического происхождения.- Ученые записки МГУ. В 3-х т., 1947
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов
- – М.: Просвещение, 1983. – 136 2015
- Лалаева, бенедиктова; нарушения чтения и письма у младших школьников Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
- Иванковская С.А. Рисование двумя руками одновременно. Рабочая тетрадь. 4 год обучения. - СПб.: ИРО "Смена", 2003. — 28 с
- https://pikabu.ru/story/izvestnyie_disleksiki_i_disgrafiki_5510242
- https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/stat-ia-na-tiemu-inkliuzivnoie-obrazovaniie-v-rossii
- https://fb.ru/article/314349/disgrafiya-u-mladshih-shkolnikov-korrektsiya-uprajneniya-profilaktika-prichinyi